А некоторые олигархи, напротив, платят втрое больше, чтобы в этот список не попасть. Иначе сложно объяснить то обстоятельство, что один из самых, скажем так, обеспеченных людей страны до сих пор не привлек внимания американских журналистов. Речь идет о герое этой публикации, депутате Государственной Думы, первом заместителе председателя Всероссийской общественной организации «Боевое братство» и владельце многочисленных высокодоходных активов Дмитрии Саблине. Который, если быть до конца откровенным, в последние годы стал своего рода злым гением для всей Московской области.
В условиях глобального экономического кризиса Московская область, безусловно, переживает далеко не лучшие времена, но рядовые граждане, как обычно, практически ничего не знают о том, что происходит на самом деле. Мало кто из жителей Подмосковья даже подозревал о том, что областная власть долгие годы, увы, не была единой командой, что противоречия между представителями элиты не один раз доходили до точки кипения. Сегодня можно с полным основанием сказать: за многими нашумевшими на всю страну уголовными делами, скандалами и даже убийствами стоит банальная борьба за власть и влияние. И вела эту борьбу дружная, ориентированная на защиту государственных интересов группа государственных служащих против широко разросшегося клана полукриминальных бизнесменов, только называющих себя поборниками закона и справедливости. Причем возник этот конфликт буквально на следующий день после того, как были оглашены результаты повторных выборов Бориса Громова на должность губернатора Московской области. Это произошло в 2004 году: согласно действовавшему законодательству, Борис Всеволодович не мог баллотироваться на третий срок, потому и возник вопрос о преемнике.
Алексей Пантелеев или Дмитрий Саблин? Это были две самые влиятельные фигуры в огромном и очень богатом московском регионе, все остальные персонажи группировались вокруг них. Когда порядок назначения губернаторов был изменен, и дорога к вершине власти в субъекте Федерации пролегла через Кремль, противоборцы не могли остановиться. Слишком много было сделано и сказано, слишком велики оказались ставки в этой игре... К тому времени многие солдаты этого фронта были в тюрьме, а кто-то уже в могиле.
В этой ситуации мы столкнулись, если хотите, с двумя точками зрения на политику, на методы борьбы за свои интересы. Саблин и Пантелеев – две яркие противоположности, у которых совершенно разная, если хотите, философия жизни. Алексей Борисович Пантелеев – кадровый военный, полковник Главного разведывательного управления. Много лет служил под началом Бориса Всеволодовича Громова, что еще раз говорит о том, что он, по законам офицерской чести, категорически не мог высказать хоть какое-нибудь недовольство действиями «командира». Во всяком случае, хотелось думать именно так. Ведь Пантелеев, и это совершенно очевидно, всеми своими успехами обязан именно Громову.
Алексей Борисович представляет собой классический образец высокопоставленного военного, занявшего высокий пост на гражданской государственной службе. Порядочность, неподкупность, дисциплина. В его «команде» одну из главных ролей играл бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, тот самый, который, как говорят злые языки, присвоил чуть ли не двадцать миллиардов долларов и сбежал в США. Впрочем, уголовное дело так и не возбуждено, так что, скорее всего, мы имеем дело с очередной провокацией. Заметными участниками в этом ряду были заместители председателя правительства Московской области Александр Горностаев и Петр Кацыв.
Дмитрий Саблин – человек иного склада. Он тоже военный, в 1989 году окончил с отличием Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР, где тренировал сборную команду по боксу. Парню, родившемуся и выросшему в городе Жданов, который сегодня называется Мариуполь, поступить в лучший военный вуз страны было очень непросто. Особенно непросто поступать в вуз молодому жителю одного из самых криминальных городов Советского Союза. В хулиганской среде до сих пор ходят легенды о жестокости уличных королей Набережных Челнов, Свердловска, Ростова и Жданова. Именно там «капитаны песчаных карьеров» удивляли криминалистов чудесами «хирургии» – бутылочными «розочками».
Служил Саблин в 154-м отдельном комендантском полку Московского военного округа. Командовал взводом, ротой, батальоном. И буквально с первых шагов своей сознательной жизни проявлял те качества, которые сегодня стали основой его личности. Чтобы не впадать в комплиментарность, скажем так: всегда отличался болезненным чувством справедливости. Заметим, что в криминальном мире также существует своя «справедливость», она еще называется «жизнь по понятиям». Это когда возникающие «вопросы» нужно решать быстро и жестко, даже жестоко. Никаких сантиментов, никаких личных чувств – к жизни нужно относиться легко и даже цинично…
Такие почти «романтические» взгляды в суровые 90-е годы получили странное применение. Молодой офицер, наблюдая беспредел времен «первичного накопления капитала», решил помочь своей стране. И, естественно, себе.
Заметим, в те годы, когда у криминалитета еще было крепкой сети и достаточного количества «бойцов», входу была такая схема. Офицер в сопровождении вооруженных, физически подготовленных солдат специального назначения, на автомобилях Минбороны, в военной форме приезжал на «стрелку» и уже через несколько минут другие стороны, разоруженные и покладистые во всех смыслах, быстро соглашались с точкой зрения незваного гостя. Таким вот нехитрым способом обидчики прекращались в потерпевших. Благодарность спасенных, видимо, в таких случаях не знает границ. Кстати, один из первых в Москве дорогих спортивных автомобилей принадлежал Саблину. На нем он ездил на службу.
О том, как всего за несколько лет вырос авторитет «справедливого капитана» в суровых условиях передела собственности, говорит и тот факт, что в 1999 году, когда Бориса Громова избирали главой региона в первый раз, в задачу Саблина, человека лично преданного Громову, входило, по слухам, в том числе, обеспечение лояльности криминалитета Московского региона.
Удивляться тут не чему: много лет назад уголовников в регионе начали вытеснять из их бизнеса, и уже в 1998 году это процесс был завершен – появился Союз предприятий «Группа Р». Основатель и президент «Группы Р» – Дмитрий Саблин. Нет смысла здесь долго рассказывать об особенностях «бизнеса» этой структуры и перечислять «мероприятия», которые она проводила, для думающего читателя все и так очевидно. Тогда же, после встречи со своим подчиненным, ослепшим после чеченского ранения сержантом Алексеем Климовым, Саблин создает первую ветеранскую организацию участников чеченской войны – «Русич». Потом было «Боевое братство», которое тоже оказалось причастным ко многим «деяниям» депутата.
«К примеру, некоторые «братки», – писала недавно о методах «Боевого братства» газета «Наша версия», – в совершенстве освоили науку «крышевания» предпринимателей, другие поднаторели в искусстве «разруливания» коммерческих споров. А старшие «братья» (то есть руководители организации. – А.К.) с головой погрузились в увлекательный процесс передела дорогостоящей земли Подмосковья. Прочувствовав на собственной шкуре методы ББ, перед лицом новой силы склонились даже местные околокриминальные структуры, контролирующие самые прибыльные сферы бизнеса. Со временем, правда, от былого духа боевых товарищей в ББ остался только жесткий принцип единоначалия. По нашему мнению, всем управлял Саблин, первый заместитель номинального лидера Громова. Его ближайшим партнером стал известный «специалист» в области корпоративных конфликтов Барановский, даже получивший из рук губернатора пост руководителя отделения ББ по Москве. Результат, как показали последующие события, был сравним с последствиями оккупации. Засилье «черных» финансовых схем и «крышевание» привели некогда богатейший регион на порог банкротства. А размах, с которым вели свои дела в Подмосковье Саблин и его партнер Барановский, последнего даже подвиг вступить в открытый конфликт с вездесущим Никитой Михалковым из-за лидерства в Союзе кинематографистов России, а вернее, из-за огромного имущества киношников в виде престижной столичной недвижимости».
«Боевое братство», если верить официальной биографии г-на Саблина, в настоящее время представляет интересы более двух млн. человек. Оппоненты подчеркивают: не представляет, а контролирует. В конце концов, оказалось, что будущий народный избранник, благодаря своей мощной харизме (ведь, в отличие от соратников по «Боевому братству», в Афганистане он не служил и дня) и почти бульдожьей деловой хватке стал едва ли не самым заметным политиком и бизнесменом в Московской области. Потенциальные конкуренты его попросту боялись, и только немногие решались открыто встать на защиту интересов региона.
Отдельный разговор – ближайшие соратники Саблина. Ранее упомянутый Дмитрий Барановский (в СМИ его вспоминают по кличке Беленький) сегодня находится в СИЗО. Поговаривают, что борьба Петра Кацыва с Барановским была спровоцирована Пантелеевым с целью столкнуть лбами Саблина и Барановского. Как бы то ни было, недавний арест Беленького и официальное выдвижение против него обвинений по очень «тяжелым» статьям Уголовного кодекса говорит о том, что государство все-таки не остается равнодушным к усилиям честных чиновников.
Но, конечно, добиться окончательной победы будет непросто. Сегодня Саблин является владельцем огромного состояния. Не претендуя на полноту списка, назовем лишь некоторые активы, принадлежащие Дмитрию Вадимовичу: RDI Group ($8,7 млрд.) и «МДК-групп» ($660 млн.). Кроме того, хорошо известно, что партнерами Саблина являются такие известные организации, как «Промсвязьбанк», «Абсолют банк», «Ист-лайн», «Сигма», «Внуково»...
Миллиардные капиталы и высокие связи, ясное дело, невозможно получить, не конкурируя ни с кем, но не только друзья, но и многие враги Саблина с уважением отзываются о его собственном, достаточно строгом, моральном кодексе. В стиле все той же криминальной «справедливости». Вот что рассказывал Forbes в 2006-м бизнесмен Илья Дыскин, активно скупавший земли в Истринском и Пушкинском районах Московской области: «Скупали мы один колхоз. Вдруг приезжают ребята из «Боевого братства», а с ними два автобуса ОМОНа, и говорят: или мы сейчас здесь скупаем тоже, или ОМОНом вас всех положим и акции отберем. Я потом с Саблиным шесть часов разговаривал в комнате, где глушилки, телефоны не берут, аж голова болела». Тактика Саблина по характеру до мелочей напоминает его деятельность в начале 90-х. Противостояние Саблина и Дыскина позднее закончилось полным поражением последнего – 11 уголовных дел, бегство в США и потеря основной части активов. Теперь усиленно говорят, что компания Дыскина «Ведомство», оцениваемая порядка $4-5 млрд., перешла Саблину.
Конечно, такой успех в бизнесе напрямую определил и политические амбиции Саблина. Его первое появление на публике было весьма ярким. В Государственную Думу Саблин баллотировался по округу, где его соперницей была непобедимая до той поры Светлана Савицкая. Теневой олигарх и живой символ космических достижений советской эпохи, дважды Герой Советского Союза, пятикратный депутат-коммунист – кто более рядовому избирателю ценен? Наблюдатели открыто смеялись над наивностью кандидата. Известный на всю страну сенатор Брынцалов к тому времени уже дважды пробовал бороться против Савицкой, но оба раза неудачно. А Саблин – победил. Неожиданно, нокаутом, набрав 58 процентов голосов. Чем, скорее всего, окончательно убедил Алексея Пантелеева в том, что в открытой борьбе ему трудно будет защитить свои убеждения и интересы Московской области.
Тем не менее, Пантелеев от борьбы отказываться не стал. О «потерях» его команды мы уже говорили, перечислив лишь самые известные имена. Однако и людей Саблина тоже направляли на нары. Скажем, Евгения Клевакина, заместителя министра Московской области по потребительскому рынку и услугам, или главу подмосковного Красноармейска Михаила Булгакова. Не будем говорить, виновны они или нет, раз уж имеется решение суда. Но вспомним об убийстве в Подольске Петра Забродина, главного претендента на пост мэра города и авторитетного бизнесмена, близкого к Саблину, а также убийство в Пушкино предпринимателя Валерия Казакова.
Отставка Пантелеева с поста 1 июня прошла в прессе достаточно тихо. Заинтересовавшиеся темой издания причиной отставки называли доведение областного бюджета до фактического коллапса. Особо въедливые журналисты связывали уход Пантелеева с последствиями деятельности бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, которому Пантелеев активно содействовал. Но никто из журналистов почему-то не усмотрел в отставке результат многолетнего противостояния Пантелеева с Саблиным, закончившимся в пользу последнего. Финансовый кризис в области, похоже, стал для Саблина лишь удачным поводом избавиться от давнего противника, но, несмотря ни на что, Пантелеев продержался на посту почти год после скандального увольнения и бегства Кузнецова. Пантелеев покинул свой кабинет на Старой площади и стал сенатором от Ненецкого автономного округа – по сути, это почетная отставка. Или даже ссылка – как вам больше нравится. Теперь он будет трудиться на благо вечно замерзающих ненцев.
Добившись увольнения Пантелеева, Саблин переключился на другие проекты и ослабил контроль над основным направлением, то есть допустил ошибку, непростительную для человека, который, казалось бы, постиг все тонкости кулуарной и административной борьбы. Летом Саблин усиленно занимался отношениями России с Украиной: в кратчайшие сроки организовал визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину, спонсировал ряд спортивных мероприятий с участием спортсменов двух стран, а также принял участие в создании в Киеве площадки для дискуссий молодежи России и Украины с политиками.
В это время за его спиной, в родной Московской области, происходят практически необратимые процессы. Оставленный без внимания и уже считавшийся неопасным Пантелеев начал разрушать империю Саблина. Первым, но очень ощутимым ударом стал арест Дмитрия Барановского, одного из лучших специалистов по «слияниям и поглощениям» в команде Саблина. Люди из окружения депутата расслабились, решили, что, после отставки строптивого вице-губернатора, бояться им нечего – и тут-то их и накрыла волна разоблачений. Ни пост в «Боевом братстве», ни близость к Саблину, получается, уже не являются гарантией безнаказанности. Вполне возможно, что в ближайшее время правоохранительные органы «разовьют» эту деликатную тему…
Этот арест – очень тревожный сигнал для Саблина: пора вернуться из большой политики к более насущным делам. Однако потерянные время и соратники дают повод усомниться в том, что люди Пантелеева позволят «справедливому капитану» восстановить статус-кво. Государственный человек, в отставке он или на действительной службе, все равно будет защищать интересы своей страны. А криминальную «справедливость» оставит для тех, кто продолжает жить не по законам, а по «понятиям»…