Глубинный смысл высказываний вождя нацболов Эдички и его соратника Александра Аверина из «Другой России»: Немцов опять «присосался». В частности, использовал для пиара собственной особы подготовленный не им Марш несогласных по Невскому проспекту, прошедший в Питере 31 марта в рамках оппозиционной «Стратегии-31».
Как вы помните, Немцову тогда повезло, его удачно арестовали. Он лихо засветился в СМИ, но в кутузке маяться не стал: арестанта по ходатайству о перенесении рассмотрения дела в Москву на ночь выпустили из участка, и политик уехал спать.
Но не отсутствие тернового венка мученика взбесило честного сидельца Э. Лимонова. Лидер национал-большевиков узнал, что 31 марта соратники Г. Каспаров и Б. Немцов попользовались его нацболами для набора очков перед конгрессменами США. Причем в «темную» – превратив протестную молодежь в массовку для транслируемых в США сюжетов о собственной роли в оппозиции. Оказалось, что прямую трансляцию американцам марша «Стратегии-31» инициировал и организовал Гарри Каспаров*, находившийся в тот день на Капитолийском холме. Ну, а Борис Немцов, по свидетельствам участников марша, знал и понимал, что должно быть «в картинке».
Об этом пишет Лимонов в своем блоге 4 апреля:
«Интересно, что член Исполкома питерского отделения "Другой России" Игорь Чепкасов, шедший рядом с Немцовым, отмечает : В момент, когда появилась та внимательная телекамера, чтобы отправить в Вашингтон образ героического борца Бориса Ефимовича, извивающегося в руках милиции, Борис Ефимович зло отцепился от Чепкасова, ведь они все шли цепью, взявшись под руки. На фотографиях, они есть в блогосфере, можно понять почему. На Чепкасове была красная футболка с белым кругом и черной цифрой 31, до степени смешения напоминающей...серп и молот. Такую футболку рядом с Немцовым Вашингтон мог истолковать неверно».
Эдичка Лимонов обижен и обескуражен: союзники-демократы обобрали-обокрали. Только не говорит словами героя давнего фильма Никиты Михалкова: «Нехорошо, Шурик! Я золотишко собирал-собирал…». То есть, более года выходили к Гостиному Двору активисты «Другой России» и РНДС, конфликтовали с милицией и властями, делая это место питерской Триумфальной и Голгофой… Но «появляется медийная персона, бывший вице-премьер, ельцинский вундер-кинд 90-х, ошалелые СМИ видят только его…», пишет Лимонов. Не менее зол на Немцова, снимающего сливки с лимоновских идей и проектов, член исполкома «Другой России» Александр Аверин. Мол, к раскрученному Э. Лимоновым и Л. Алексеевой бренду «Стратегии-31» сопредседатель «Солидарности» лишь примазался, на деле фамилии Немцова ни разу не было в списках оппозиционеров, подававших заявки в мэрию на проведение митингов на Триумфальной площади.
Сам Борис Ефимович про лимоновские обиды ответствовал, что-де лидер нацболов ему лишь тактический союзник, пусть обижается, «нам с Лимоновым детей не крестить». И это притом, что 31 декабря прошлого года, после задержания нескольких оппозиционеров на Триумфальной площади в Москве, Немцов и Лимонов одинаково и «солидарно» получили по 15 суток административного ареста. Только вокруг Лимонова правозащитники и СМИ не развернули шумной кампании протеста. А Борис повесил очередную «медаль на грудь»: Amnesty International назвал Немцова «узником совести».
Трудно в России назвать другую фигуру, которая бы так растеряла свой карьерный багаж – не зря за Немцовым укрепилась кличка «политического разгильдяя». На волне перестроечных процессов новой России в апреле 1997 года (опросы фонда «Общественное мнение») 29 % россиян были готовы были видеть речистого Бориса Ефимовича кандидатом на пост Президента России. Он, что называется, затыкал за пояс и Г. Зюганов из КПРФ, и генерала А. Лебедя, и мэра Москвы Ю. Лужкова и «яблочника» Г. Явлинского.
Но уже через год показатели Немцова упали в 3 раза, а к концу 1999 года президентский рейтинг Немцова опустился до 1 процента. Он не преуспел ни на одном официальном посту до своего перехода в оппозицию – пребывание Немцова в правительстве ознаменовалось дефолтом и провалами в экономике. Партия СПС, вручившая руководящий флаг былому вице-премьеру правительства младореформаторов, в 2003 году не смогла преодолеть 5-процентный барьер и в дальнейшем распустилась. Бориса Немцова не зря зовут её могильщиком.
Как таял авторитет Немцова и он всё более скатывался от реальных дел к самопиару, можно проследить на примере его поведения во время событий на Дубровке, где террористы захватили заложников, в том числе женщин детей. К тому времени Борис Ефимович, лишившийся почти всех рычагов влияния, как муха на мед, прилипал к каждому громкому событию, транслируемому по ТВ, и прибежал к театральному центру, чтобы обличать, комментировать, быть в объективах телекамер...
Чего Немцов стоит на самом деле, показали также его попытки задружиться с «оранжевыми героями» Украины. Он сумел попасть в советники президента и даже получил за свои труды украинский орден Ярослава Мудрого V степени. Спрашивается, за что? По словам самого Немцова, он вносил «важнейшие предложения», которые повлияли на украинскую политику. На самом деле всё объяснялось проще. Политконсультанты подсказали Виктору Ющенко: надо бы приблизить к себе краснощекого добра молодца, чтобы разбавлял негатив от не слишком красивого, мягко говоря, первого лица в державе. Иначе жизнерадостные украинцы инстинктивно потянутся за «гарной молодицей» – Юлей Тимошенко. Ющенко так и поступил.
Как и следовало ожидать, ничего дельного Борис Ефимович не насоветовал. Покрасовался то на киевском подоле, то на украинском телевидении недолго. За это время лицо Виктору Андреевичу успели подправить, да и украинцы привыкли к щербатому президенту. За ненадобностью, Бориса Ефимовича отправили восвояси. Но на дорогу наградили орденом. Чисто по-славянски, от доброты души.
Так что свой орден Немцов получил за шутовство и посредничество! Советник он оказался никакой, но был интересен Ющенко как медийная персона в российских СМИ и посредник в отношениях с крупным российским бизнесом (а где еще взять денег на украинские выборы?) Но не так-то просто оказалось давать политические авансы крупному Российскому бизнесу. Дескать, «занесите» денег мне, я занесу Ющенко, а Ющенко рассчитается с вами».
В декабре 2007 года Немцов, по сути, сошел с корабля большой политики, заявив, что напрочь отказывается от борьбы за пост президента РФ, поскольку «исход выборов заранее предрешен». Что было правдой – грядущий на выборах оглушительный провал бывшего нижегородского губернатора и экс-члена правительства младореформаторов был бы жирной точкой в его политической карьере!
Два года назад году судьба, казалось бы, преподнесла Немцову последний шанс: в Сочи, откуда Борис Ефимович родом, были назначены выборы нового главы – и бюро «Солидарности» в марте 2009 года выдвинуло его кандидатом в мэры столицы будущей Олимпиады. Но сочинцы только потешались над речами политика, еще в 90-е годы миновавшего стадию «хромой утки» и перешедшего в разряд хрестоматийных неудачников. Выражая мнение экспертного сообщества, политолог Александр Кынев заявил, что для Немцова участие в выборах является лишь пиар-акцией, чтобы напомнить о себе, а «вероятность избрания Немцова на этот пост приближается к нулю».
Не подняло рейтинги Немцова даже популистское «покушение на кандидата», в организации которого его же самого сразу и заподозрили, поскольку в Немцова 23 марта 2009 года неизвестные лица брызнули безобидным раствором воды с нашатырным спиртом. Сочинские выборы Борис Немцов проиграл с разгромным счетом. Но зато сколько было пиара, сколько криков о «нашатырном терроризме»!
Теперь же некогда популярный политик Немцов сильно сдал даже по сравнению с Сочи и походит на того неуловимого Джо из анекдота, которого никто не ловит из-за отсутствия интереса к нему. Поводов широко напомнить о себе любимом почти нет, вот аресты на каких-то митингах и остаются чуть ли не единственной возможностью «засветиться» в СМИ и на ТВ. Другой бы «политический полутруп» тихо уехал бы на дачу мух давить и лишь в мемуарах оставался бы спасителем России. Но у Бориса Немцова появилась новая цель.
Борис Ефимович сделал ставку на американскую помощь. Чем, кстати, вызвал негодование того же Эдуарда Лимонова, который после прямой пиар-трансляции шествия с Немцовым по Невскому проспекту на Капитолий написал в блоге: «Что вам там даст Вашингтон, я не знаю, а с нами вам жить». Бедный Эдичка так и не понял, что народ, не голосующий за Немцова, давно не в счет – ведь надо жить и что-то кушать, на что-то влияние покупать. Так что борьба идет чисто за американские транши. Этим – и именно только этим – можно объяснить чуть ли не маниакальное стремление Бориса Немцова постоянно выглядеть в глазах Запада страдальцем за демократию, и получать из-за океана слова поддержки по поводу предновогодних арестов в ходе митингов в Москве ряда представителей оппозиционных сил, в частности Бориса Ефимовича.
Недавно депутат Госдумы Андрей Беляков направил запрос на имя генерального прокурора Юрия Чайки, смысл которого: «Откуда деньги, Зин?». Беляков подозревает: деньги на финансирование создаваемой сейчас Борисом Немцовым новой партии «За Россию без произвола и коррупции» идут из-за рубежа, что категорически запрещено российским законодательством. Депутат требует от прокуратуры тщательной проверки немцовских партийных финансов.
Эти подозрения тем более обоснованны, учитывая, сколь бурную реакцию вызвали аресты Немцова из-за океана: в его защиту выступают то официальный представитель Совета национальной безопасности США Майк Хаммер, то сенаторы Либерман и Маккейн. Но своих ресурсов, особенно людских, для поддержания образа жертвы режима Немцову уже явно не хватает. Вот и приходится «одалживать» несогласных у политических конкурентов, с чем те почему-то мириться не хотят. Может, в цене не сошлись?..