Минеральная подкормка, упакованная в большие мешки по 800 килограммов, была отправлена в порт Николаева (Украина), однако контролеры качества, прикомандированные в этом порту, вовремя обнаружили фальсификацию и отправили некондиционный товар назад в Воскресенск за счет «ВМУ».
Затраты в порту и на перевозку удобрений добавили к стоимости 20 вагонов удобрений около $100 тыс. Источники «Общей газеты» в ОАО «ВМУ» сообщили, что вагоны с бракованной продукцией уже направлены на Горнохимический завод (ГХЗ, закрыт в августе 2009 года по приказу гендиректора «ВМУ» Мурата Чапарова, до этого ГХЗ производил фосфорную муку – сырье для удобрений).
Там слежавшаяся и затвердевшая химическая масса будет раздроблена до мелкой крошки, а затем переправлена на Кирово-Чепецкий химкомбинат (КЧХК, Кировская область, принадлежит ОАО «ОХК «Уралхим»), где из полученной массы предполагается произвести новые удобрения.
Между тем, источники «Века» в «Уралхиме» сообщают, что управляющая компания приняла решение направить размельченную массу для реализации в регионы России по цене высококачественного аммофоса. Если потребители сочтут качество полученного товара не соответствующим заявленному, цена на него будет снижена.
Аналогичная схема реализации некондиционного товара в Татарстане неожиданно всплыла в октябре нынешнего года. Едва возникший скандал «Уралхиму» удалось погасить, предоставив 50-процентные скидки аграриям. Тогда более десятка агрохозяйств Татарстана заявили, что под видом аммофоса с «ВМУ» им были направлены мешки с затвердевшей массой некоего химического вещества с неопределенным составом. Руководство «ВМУ» предложило переоформить документы на продажу мешков, указав в новых договорах в графе «наименование товара» - «удобрительная смесь NPK». Получив 50-процентный дисконт, татарстанские аграрии решили не затевать судебную тяжбу и согласились приобрести воскресенское удобрение.
«Общая газета» также отмечает, что ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» остаются наиболее проблемным кредитором Сбербанка РФ, ВТБ и банка Юникредит. Предприятие, ежедневно генерирующее убытки, не способно сегодня самостоятельно расплатиться с долгами. Общий долг компании достиг $1,5 млрд. Не имея прямой финансовой поддержки от владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина (состояние - без учета стоимости «Уралхима» - оценивается в $800 млн.), руководство предприятия неоднократно обращалось к государственным органам за поддержкой. В итоге Сбербанк провел реструктуризацию долгов «Уралхима» на сумму более чем 25 млрд. рублей, чем в очередной раз спас предприятие от банкротства.
Вместе с тем, по мнению экспертов, без радикальных преобразований на «ВМУ» поддержка крупнейшего банка страны вряд ли сможет обеспечить выживаемость этого подмосковного предприятия.