Так называемые естественные монополии, государственные корпорации и компании должны будут перейти на электронную форму закупок различных товаров, в том числе автомобилей, оборудования связи, канцелярских принадлежностей, печатной продукции, воды и льда, а также услуг по уборке зданий, обслуживанию автомобилей, оргтехники и компьютеров и т.п. Ввести новый порядок закупок с 1 января 2012 года предлагает Минэкономразвития РФ, опубликовавшее соответствующий законопроект, который еще ожидает межведомственного согласования.
По словам начальника управления ФАС России Михаила Евраева, служба не станет согласовывать перечень: он слишком узкий, по сути, речь идет о «закупках скрепок». Учитывая, что госкомпании могут дробить лоты и закупать без торгов товары и услуги на сумму до 100 тыс. рублей, а крупные — до 500 тыс. рублей, эффекта от таких аукционов не будет, цитирует представителя ФАС газета «Ведомости». Кроме того, по мнению некоторых юристов, у недобросовестных госкомпаний останется возможность отказать в заключении контракта победителю торгов: ведь из-за незначительных договоров мало кто из поставщиков решится судиться.
К слову, многие госкорпорации уже внедрили предлагаемую технологию. ОАО «РЖД», к примеру, уже не первый год закупает товары в электронной форме. И хотя, по мнению Минэкономразвития, торги через Интернет должны значительно упрощать потенциальным участникам доступ к конкурсу – на деле давно известно, что у тех же РЖД в тендерах побеждают только «карманные» фирмы железнодорожных чиновников.
Как писали многие СМИ, можно констатировать, что ведомство Владимира Якунина, а также его «дочки», «внучки» и «дальние родственники» собрали все «сливки» из бюджета на Олимпиаду-2014 в Сочи. К соревнованиям готовятся шесть сложных железнодорожных объектов, крупнейшим из них является совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер - курорт «Альпика-Сервис», на строительство которой государство выделило аж 227 млрд. рублей.
РБК отмечает, что вопреки обещаниям привлекать подрядчиков на конкурсной основе, предоставляя всем равные права, самый жирный кусок олимпийского пирога пока недоступен простым смертным. К бюджетным средствам допускаются исключительно аффилированные с РЖД структуры. Так, все подготовительные работы без какого-либо конкурса были отданы «старым друзьям» железнодорожной монополии: «УСК Мост» (входит в холдинг СК «Мост») и «Трансюжстрой». Первая получила долгосрочный контракт на 25 млрд. рублей, второй достался подряд на 29 млрд. бюджетных рублей. А к середине прошлого года объем контрактов упомянутых компаний вырос до 57 млрд. и 33 млрд. рублей соответственно.
Журналисты не могли обойти вниманием тот примечательный факт, что в числе учредителей «Трансюжстроя» (по данным ЕГРЮЛ) числится Александр Шевелев. Как пишет «Собеседник», параллельно этот бизнесмен по документам проходит и как один из соучредителей холдинга «Балтийская строительная компания». Другим соучредителем в том же холдинге значится бывший директор компании Олег Тони. Еще один учредитель «Трансюжстроя» – Анатолий Антипов – засветился вместе с Тони в числе основателей сразу нескольких фирм. И все бы ничего, но Олег Тони – не кто иной, как вице-президент ОАО «РЖД» по строительному комплексу.
На запрос «Века» в железнодорожную госкомпанию, знает ли руководство ОАО «РЖД», что Олег Тони, возможно, имеет некоторое отношение к УК «Трансюжстрой», принимал ли он участие в подготовке тендера, располагал ли информацией, неизвестной другим участникам конкурса, представители РЖД не ответили. Впрочем, без ответа оставили и другой вопрос нашей газеты: как вообще руководство ОАО «РЖД» относится к проявлениям коррупции в компании и какими методами борется или намерено бороться с этим национальным злом?
По всей видимости, в РЖД крайне увлечены сложной арифметикой по привлечению бюджетных средств. По данным СМИ, в прошлом году железнодорожной монополии не хватило выделенных на олимпийскую стройку 60 млрд. рублей, и она запросила дополнительные 20 млрд. рублей в счет будущего года. Получив от государства 40 млрд. рублей в нынешнем году, железнодорожники тоже освоили их с опережением графика и снова обратились к правительству за добавкой.
«Неспортивное поведение» РЖД с точки зрения проведения различных конкурсов давно вызывает возмущение среди участников рынка. Многие из них в открытую обвиняют железнодорожников в коррупционных схемах в системе распределения крупных заказов и многомиллионных откатах. Так, глава группы компаний «Стайер» Александр Жарков разместил в Интернете видеообращение, где заявил, что в 2008 году руководители Западно-Сибирской железной дороги ради откатов предложили ему завышать стартовые цены и другие мошеннические схемы, а когда он отказался – перестали допускать к конкурсам, фактически поставив предприятие с 14-летней историей на грань банкротства.
Наивно ждать комментария на тему коррупции от компании, которая не просто нарушает принципы конкуренции и не стесняется работать с юридическими лицами, аффилированными с ней напрямую, но и отдавать контракты подрядчикам, которые элементарно не имеют материально-технической базы для их исполнения, или компаниям, у которых не все в порядке с налогами.
Очередной повод обратить внимание на царящий в РЖД бардак появился весной нынешнего года. ЗАО «ТрансКатКабель», производитель несущего троса, контактных медных и контактных бронзовых проводов, обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Истец заявил, что его буквально «выдавили» из схемы поставок, отдав распоряжение закупать продукцию у фирмы с похожим названием — ЗАО «ТрансКат», но зато входящую в состав железнодорожной монополии, пишет РБК. Причем, для этого руководство госкорпорации просто-напросто разослало всем своим структурам телеграммы с требованием сменить поставщика. И никаких тебе тендеров.
И хотя ФАС тогда возбудила дело, грозящее РЖД не только штрафом, но и насильственным отчуждением компании-поставщика, чем оно закончилось, до сей поры неизвестно.
Ведь РЖД, наверное, единственная монополия, которая не просто игнорирует претензии ФАС, но и, по данным некоторых источников, уже неоднократно в прямом смысле угрожала антимонопольщикам сбоями железнодорожного сообщения, если они не откажутся от претензий.
В ноябре 2011 года ОАО «РЖД» привлекло внимание Счетной палаты РФ, которая совместно с ФСФР выявила нарушения в деятельности страховой компании ЖАСО, родственной структуры РЖД, работающей преимущественно на рынке железнодорожного страхования.
Удивление регулятора вызвали суммы начисленных за 2009–2010 годы и I квартал 2011 года страховых премий у ЖАСО по обязательному личному страхованию пассажиров железнодорожного транспорта: сумма превысила 503 млн. рублей, а выплаты составили только 1,4 млн. рублей, то есть, текущая убыточность составила 0,27%. Для сравнения — убыточность по КАСКО обычно превышает 90%, а по имущественному страхованию — 20–30%. Кроме того, претензии Счетной палаты вызвал тот факт, что выбор компании для обязательного страхования пассажиров проходит без тендера.
Скандал с тем же страховщиком разразился еще летом, когда ФАС уличила РЖД в нарушении закона при проведении конкурсов по страхованию автопарка. Напомним, к антимонопольщикам обратились ВСК и «Ингосстрах», указывавшие на преимущества, которые РЖД создали для своего страховщика — компании ЖАСО. Во-первых, монополия нарушила п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», объединив в один лот услуги по двум разным видам — КАСКО и ОСАГО, что не позволило компаниям, имеющим лицензию только на КАСКО, участвовать в конкурсе на контракт. Во-вторых, в конкурсной документации не хватало информации о технических характеристиках транспортных средств, поэтому страховщики не смогли выставить обоснованные тарифы.
Судьба этого конфликта пока неизвестна, впрочем, предсказать ее, видимо, несложно. На днях аналогичная история закончилась очередной победой РЖД. Арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление ОАО «РЖД» о признании недействительными решение и предписание ФАС о нарушениях при страховании строительных объектов госкорпорации. За год до этого, напомним, комиссия ФАС пришла к выводу, что указанные в распоряжении страховщики (все то же ОАО «ЖАСО») были выбраны РЖД без проведения конкурса, а также в отсутствии четких и однозначных требований к их финансовой устойчивости, платежеспособности и к качеству предоставляемых ими услуг.
Впрочем, что может сделать Игорь Артемьев* (глава ФАС), если даже в руководстве страны на «шалости» РЖД закрывают глаза. К примеру, остались без внимания данные, которые были представлены администрацией вице-премьера Игоря Сечина, где, в частности, приводились цифры, что на одних только поставках топлива в монополии Якунина ежегодно «распиливается» около 3 млрд. рублей.
«Новый Регион» также описывал кулуарные приемы РЖД, в результате которых в тендере на аренду вагонов-ресторанов победила некая ООО СП «Евразия-центр», 70% акций которой владеет Ташкентская и Среднеазиатская Епархия РПЦ в Узбекистане. Впрочем, полагало издание, в действительности, за малоизвестным ООО могут стоять отдельные бывшие чиновники самих «Российских железных дорог». Самым примечательным было то, что к моменту подачи заявки на конкурс, компания «Евразия-центр» имела задолженность перед ОАО «РЖД» в размере почти 6 млн. рублей (это подтверждалось вступившими в силу решениями Арбитражного суда города Москвы по четырем судебным делам, отмечал «НР»), тогда как условия конкурса РЖД предполагали, что у участников тендера нет долгов перед компанией по арендной плате.
Кроме того, «Евразия-центр» к тому времени была лишена лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Такое наказание в отношении фирмы вынес Департамент потребительского рынка и услуг Москвы, что подтверждается сразу пятнадцатью судебными решениями. Хотя обязательным условием победы в железнодорожном тендере было и то, что экономическая деятельность его участника не должна быть приостановлена.
Непрозрачность РЖД подпитывается весьма удобной новой редакцией закона о госзакупках, совместно рожденной президентом Дмитрием Медведевым и депутатами прежней Госдумы. Напомним, законопроект закрепляет разрешение не сообщать о тендерах менее чем на полмиллиона рублей, а также о тех, которые имеют отношение к «коммерческой тайне», причем определять, что может нарушить эту самую тайну, будут сами госкомпании и монополии. А пункт о праве правительства обязать госкомпании проводить аукционы откровенно испарился – видимо, за ненадобностью.
Действительно, зачем какой-то контроль, когда в РЖД уверяют, что система госзакупок «абсолютно прозрачна». Так, представители компании заявили «Веку», что историю всех тендеров можно проследить на официальном сайте РЖД, в соответствующем разделе. Однако, год назад журналисты нашего издания так и не смогли найти информацию о тендерах, проведенных ОАО «РЖД» хотя бы за последние два года, касающихся привлечения рекламных и PR-агентств для освещения в российских и зарубежных СМИ деятельности монополии, хотя честно «перелопатили» все 500 страниц заказов на торги.
В нынешнем году железнодорожники исправились хотя бы по рекламному пункту. На сайте РЖД действительно можно найти «конкурс с предварительным квалификационным отбором на оказание услуг по рекламному сопровождению деятельности ОАО «РЖД» в 2011-2013 гг.». Цена вопроса, правда, не указана, но, главное, появилась надежда на возвращение рекламщикам и пиарщикам возможности поучаствовать в тендерах РЖД.
Казалось бы, ситуация патовая – ведь глава ОАО «РЖД» не только давний друг Владимира Путина, но и близок к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, являясь председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного. Тем не менее, считают некоторые наблюдатели, в ходе президентской кампании премьер-министр вполне может вспомнить простую истину: «Бей своих – чужие бояться будут!». «Проверка Фонда, расходования средств, которые получены с населения и экономических структур через завышенные тарифы, должно привести к выявлению огромных растрат», - пишет в своем блоге на сайте «Сноб.Ru» бизнесмен и аналитик Валерий Морозов.
По слухам, деятельность Фонда, возглавляемого Якуниным, даже могла сыграть определенную роль в истории с заключением под стражу в Греции игумена Ватопедского монастыря на Афоне Ефрема.