Москва в круге избранном

Москва в круге избранном
В преддверии выборов мэра Москвы подчиненные Сергея Собянина раздают благостные интервью о перспективах развития столицы. Вот и и. о. заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в беседе с РБК daily поведал о блестящем будущем московского стройкомплекса: отныне на стройки «чужакам» входа нет.

Издание называет Марата Хуснуллина почти революционером, которому удалось «совершить переворот» в столичном стройкомплексе: огромную часть бюджетных денег городские власти намерены тратить на инфраструктуру - строительство дорог и метро. Вместе с тем, и. о. заммэра столицы дал понять буквально следующее - теперь на строительный рынок Москвы «случайным» игрокам входа нет, а сам рынок фактически поделили между собой несколько крупных компаний. Видимо, совпадение, но в число этих «везунчиков» попали структуры ближайших друзей Владимира Путина - Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга, а в метрострое и вовсе появилась госпрокладка в лице «Мосинжпроекта» - компании, которая при этом сама ничего не строит, но служит неким оптовиком по метроподрядам.

По словам врио мэра Москвы Сергея Собянина, проект развития столичного метрополитена обеспечен ресурсами, определены маршруты новых «веток». Экс-мэру Лужкову такие объемы финансирования и не снились - в 2013-2015 годах в строительство метро планируется вкладывать по 140-170 млрд. рублей в год, то есть в четыре раза больше прежнего. Единственным участником этого мегаконкурса (на выполнение комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов метрополитена «под ключ», цена вопроса 564 736 748 000 рублей), а, следовательно, и заказчиком, и распорядителем бюджетных миллиардов стало ОАО «Институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект».

В своем интервью господин Хуснуллин поясняет: чтобы построить такой крупный объект как метро, нужно было найти оператора, который смог бы взять на себя ответственность за весь комплекс работ. Дескать, это решение обеспечивает необходимую скорость строительства и экономию бюджетных средств. «К сожалению, никто из рыночных игроков к этому оказался не готов - беспрецедентный уровень сложности проекта и очень большие риски, - говорит чиновник. - «Мосинжпроект» - со 100-процентной долей государственного капитала. И риски, и ответственность мы, считайте, взяли на себя».

Реклама на веке

Можно было бы умилиться тому, с какой «прозрачностью» мэрия экономит народные деньги! Вот только в конкурсных документах, поданных «Мосинжпроектом» в ГУП «Московский метрополитен», говорится о некой банковской гарантии, предоставленной «в качестве обеспечения исполнения договора». Как пояснил «Веку» осведомленный источник, на стадии подачи пакета документов «Мосинжпроект» действительно должен был предоставить ГУП банковскую гарантию на 10% стоимости проекта сроком на весь период договора (10 лет). «Такая гарантия в банке стоит 1% в год, - говорит он. - То есть, еще ничего не построено, а какой-то банк на том основании, что две госструктуры пожали друг другу руки, то есть фактически на пустом месте уже заработал безумные деньги - 564 млн. рублей в год. И это экономия и целевое расходование средств?»

Марат Хуснуллин объяснил, что генподрядчик будет один, но все крупные метростроители будут работать на субподряде - «Мосинжпроект» привлечет их на условиях конкурса в рамках 223-ФЗ.

«Очень удивительным выглядит только что состоявшийся конкурс на строительство московского метро, - заявил «Веку» вице-президент «Покровка Финанс» Алексей Вязовский. - Ранее большинство станций строилось следующим порядком - заказчик отбирал по 94-му ФЗ проектную организацию, которая делала проект будущей станции, включая длину платформ, наземные павильоны, количество эскалаторов и т. д., после чего ГУП формировал смету на эти работы. После утверждения Главмосэкспертизой заказчик опять же по 94-му ФЗ отбирал подрядчика, обладающего всеми необходимыми компетенциями (включая горнопроходческие щиты), - за счет жесткой процедуры, прописанной в законе, удавалось существенно снизить первоначальную стоимость. Сейчас же по 223-му ФЗ (тоже о госзакупках, но не из бюджета, а через подведомственные организации) процедура может быть любой, достаточно внести изменения в положение о закупках конкретного юрлица. То есть, полтриллиона рублей фактически выведены из-под действия 94-го ФЗ. Предлагаемый договор содержит лишь ориентировочную цену, которая будет уточняться на безальтернативной основе. При этом сами исполнители строительства останутся теми же самыми - вопрос лишь в сроках и цене».

И. о. заммэра Москвы поясняет, что с экономической точки зрения торги на определенные виды работ (как было раньше) городу невыгодны. Он ссылается на торговцев генподрядами, которые «продавали на рынке субподряды, снимая свой процент», а субподрядчики были «фактически «обезжирены» и начинали экономить либо на проектно-сметной документации, либо на налогах. «Мы ликвидировали практику скрытой торговли генподрядом. Поскольку «Мосинжпроект» на 100% принадлежит Москве, то и прибыль компании пойдет на строительство метро. И мы будем уверены, что компании выполнят весь объем работ, который запланирован», - оптимистично заявляет чиновник.

Хуснуллин сообщил: в строительстве метрополитена уже есть пять основных крупных подрядчиков и примерно 20 субподрядчиков. В число подрядчиков вошли частные «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Ингеоком», «Бамтоннельстрой» и УСК «Мост» (25% акций принадлежат основателю Gunvor Геннадию Тимченко, известному также в качестве ближайшего друга президента РФ Владимира Путина) - их «Мосинжпроект» выбрал путем некоего «предквалификационного отбора», а не в результате честной борьбы на конкурсах.

Источник «Века», знакомый с условиями контракта между ГУП и «Мосинжпроектом», сообщил, пункт 15.2 в документе гласит: «Инвестор-застройщик вправе расторгнуть контракт в одностороннем внесудебном порядке в случае прекращения (или уменьшения) бюджетного финансирования». «Иными словами, если завтра на выборах мэра победит, скажем, Навальный, то центр остановит стройку. В итоге субподрядчик в котловане чешет голову, метро встало, и никто ни за что не отвечает», - заключает собеседник.

Далее Марат Хуснуллин сообщает: в дорожно-транспортном строительстве Москвы относительно небольшое количество подрядчиков - около 20. «Мостотрест» имеет очень большой объем строительства, и это очень профессиональная компания. АРКС - компания быстрорастущая, буквально за последние пять-шесть лет выросла. Высокого уровня - ни одного контракта не сорвала ни по срокам, ни по качеству. ЗАО «Ингеоком», ООО «Транстоннельстрой», НПО «Космос», - перечисляет чиновник.

Это, впрочем, не новость - еще в начале года Forbes называл компании, которым достались крупнейшие дорожные подряды в столице. Из 150 тендеров на строительство дорог и мостов в Москве, проведенных в 2011-2012 годах, две трети заказов общей суммой в 123,4 млрд. рублей получили АРКС Геннадия Тимченко, «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, НПО «Космос» и «Ингеоком», причем, господин Хуснуллин, как видим, в своем интервью ненавязчиво выделил именно две первые структуры.

К слову, на сей раз в лидеры не попал один из самых крупных в прошлом дорожных строителей Москвы - «Трансстрой» Олега Дерипаски, который с 2011 года участвовал во всех значимых конкурсах, но выиграл лишь один. «Наше ценовое предложение и опыт всегда были конкурентоспособны, в некоторых конкурсах наше предложение было лучше, чем у победителей», - приводит издание слова замгендиректора компании Павла Турбанова.

Такая подборка «строителей» вряд ли улучшит качество трасс и, тем более, снизит объемы коррупции, считают участники рынка. «Качество строящихся в Москве дорог, по крайней мере, значительно выше, чем в ближайшем Подмосковье», «Да они в столице, судя по затратам на км, сусальным золотом должны быть покрыты, с алмазным напылением для улучшения сцепления!», «И отбойники из палладия», - выражают свое мнение москвичи на форумах.

Впрочем, как известно, во всей стране цена одного километра дорог настолько завышена, что одно из западных изданий как-то подсчитало, каким слоем черной икры или евро можно было бы покрывать российские дороги. Москва, само собой, впереди планеты всей по стоимости квадратного метра чего бы то ни было. И тот, похоже, - только для «своих».

Неслучайно, видимо, Марат Хуснуллин в финале интервью чуть ли не пригрозил: «Мы за то, чтобы в городе были стабильные компании, а не фантомы. Чтобы город развивался!»

А Москва и развивается. Но только - по своим особенным законам. Недавно портал «Скандалы.ру» поведал о том, как вице-мэр Москвы Петр Бирюков передал подземную торговлю столицы подконтрольным фирмам. Ведомство чиновника, которому подчинены территории подземных переходов, по данным издания, прибегло к проверенной рейдерской схеме всего в три хода: подняв арендную плату, чиновники выживают чужих продавцов и запускают на это место своих - уже с более низкой арендой. «Приведенные в порядок, чистые, светлые, безопасные подземные переходы, в которых продаются товары повседневного спроса, у некоторых московских чиновников вызвали чувство зависти: такое хорошее - и почему-то не мое! А тот факт, что подземные павильоны являются чьей-то собственностью, чиновных рейдеров мало беспокоил», - пишет издание.

Господин Бирюков, гипнотизируя коллег из мэрии стремительным ростом налоговых поступлений, объявил подземным арендаторам о повышении арендной ставки в 16-18 раз. Весной нынешнего года предприниматели, осознав, что их попросту выдавливают с насиженного места, покинули переходы между Тверской площадью и мэрией, а также на Большой Спасской.

Затем государственное бюджетное учреждение «Гормост» застроило за казенный счет (более 1 200 000 рублей только за проектирование одного перехода) освободившиеся торговые площади. Затем чиновники проводят аукцион, снова задрав арендный ценник до небес, чтобы отсечь чужих продавцов, - в итоге все лоты аукциона выиграл некий «СЛАВ ИНВЕСТ», который теперь находится в поиске субарендаторов. «Нетрудно догадаться, кто окажется в конечном счете выгодоприобретателем этого «аукциона невиданной щедрости», - заключает портал. - Итогом чиновного рейдерства уже стали потери городского бюджета за шесть месяцев отсутствия арендной платы, миллионные затраты на строительство новых павильонов и доходы от аренды в разы ниже обещанных».

Впрочем, об этом господин Хуснуллин нам в интервью не рассказывает, но многие москвичи и сами догадываются о том, как осуществляется частно-мэрское партнерство в стольном граде. «При Лужкове это было еще как-то размыто, - пишет один из блогеров. - А при Собянине четко очертили круг предпринимателей, куда пускают только избранных». Так что Марат Шакирзянович, вещающий о том, что в Москве все под надежным контролем, по сути, даже не лукавит. Оно, действительно, под контролем, только совсем не у населения.

Реклама на веке
Связанные одной целью – чиновники и общество Уровень воды в Амуре в районе Хабаровска поднялся до 716 см