ОАО «Газпром-медиа» и ГК «Интеррос» планируют завершить эту сделку в начале 2014 года - ожидая разрешения регулирующих органов, стороны пока держат в тайне все финансовые подробности. По словам главы «Газпром-медиа» Михаила Лесина, за счет этого объединения «будет достигнут синергетический эффект», новая структура будет совершенно другого, более высокого уровня.
«Консолидация в рамках «Газпром-медиа» открывает новые рекламные и контентные возможности за счет расширения портфеля активов с взаимодополняемой аудиторией», - приводят «Ведомости» слова президента «Профмедиа» Ольги Паскиной. Она уточнила: это полностью денежная сделка, но сумму раскрывать отказалась, добавив, что «наш акционер ею доволен». Эксперты считают: это весьма выгодное приобретение и для медийного госхолдинга.
В «ПрофМедиа» входят такие медиабренды, как телеканалы «ТВ3», «2х2» и «Пятница!»; радиостанции «Авторадио», «Energy», «Радио Romantika» и «Юмор FM» и студия «Централ Партнершип». Выручка холдинга Потанина в минувшем году превысила 20 млрд. рублей, увеличившись почти на 18%. Как сообщали СМИ, олигарх давно собирался расстаться с медиаактивами - весной 2010 года он планировал провести IPO, но тогда размещение акций не позволила сделать неблагоприятная рыночная конъюнктура. После этого, по слухам, глава «Интерроса» и стал искать покупателей на свой актив, однако эксперты удивились, что он продал «ПрофМедиа» сразу целиком.
Политолог, шеф-редактор «Полит.ру» Михаил Захаров считает, что это - простая рыночная сделка. «Здесь история про то, что Потанин просто хотел скинуть активы, и скинул. «ПрофМедиа» могла купить и любая другая компания, - пояснил эксперт «Веку». - Неужели наша власть вдруг озаботилась телеканалом «2х2»? Я не думаю, что она смотрит «Гриффинов» и «South Park». Хотя все всегда делается, так или иначе, не просто так».
Однако большинство экспертов считает, что вряд ли это рыночная история - после ее окончания «Газпром-медиа» получит контроль над 40% медиарынка, причем, в отрасли явно усилится роль государства. По словам аналитика «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, примечательно, что не раскрыты ни финансовая сторона, ни структура сделки. Более того, принадлежащие «Газпром-медиа» активы будут дополнены развивающимися молодежными телеканалами и радиостанциями второго эшелона.
«Контроль над федеральными СМИ имеет высокую долю политической составляющей. Подобная история произошла, когда Абрамович продал 25% ОРТ за $150 млн., что, по некоторым оценкам, было существенно ниже рыночной стоимости пакета», - приводит слова эксперта РБК. Он также считает, что таким образом власть пытается расширить аудиторию федеральных каналов.
Напомним, госхолдинг «Газпром-медиа» включает телекомпании НТВ, ТНТ, спутниковую телекомпанию «НТВ-Плюс», радиостанции «Эхо Москвы», «Первое популярное радио», «Детское радио», «Cити-FM», «Relax-FM», издательство «Семь дней» (журналы «Итоги», «Караван историй», «Коллекция «Каравана историй», «7 дней - Телепрограмма», газету «Трибуна», журнал-телегид «Панорама TV»), кинокомпанию «НТВ-Кино», кинотеатры «Октябрь», «Кристалл-Палас» и интернет-портал RuTube.
«Газпром-медиа» подконтролен Газпромбанку, акционерами которого являются НПФ «Газфонд» под управлением УК «Лидер» Юрия Ковальчука, «Газпром» и ВЭБ. С 1 ноября 2013 года «Газпром-медиа» возглавил экс-министр печати РФ Михаил Лесин. Уже тогда многие наблюдатели отметили: приход этого менеджера (считающегося человеком влиятельных братьев Ковальчуков) еще больше приблизит медиахолдинг к банку «Россия» и «Национальной Медиа Группе» и даже, возможно, станет катализатором их сращивания в единую, поистине безмерную империю.
Главный редактор журнала «Медиапрофи» Евгений Кузин также считает: в стране явно происходит централизация медийных активов, когда «крупнейший поглощает крупного», а «Газпром-медиа» становится единым центром управления российской медиаотраслью.
«Хотел бы обратить внимание, что «Газпром-медиа» в последние месяцы - после прихода в руководство холдинга Михаила Лесина - начал проявлять невиданную до того активность в разных направлениях», - приводит BBC Russian слова Кузина.
Так, в ноябре Лесин стал инициатором создания нового НКО «Комитет индустриальных телевизионных премий» - альтернативы ТЭФИ. Ранее при участии «Газпром-медиа» был создан индустриальный комитет по телеизмерениям - предполагается, что наиболее подходящий «измеритель рейтингов» телеканалов будет выбран по итогам конкурса в начале 2014 года.
Кроме того, эксперты опасаются, что активность господина Лесина может привести к монополизации рекламного телерынка. Как известно, Михаил Лесин является создателем РА «Видео Интернешнл», через которое еще недавно проходило до 65% телерекламы. Теперь же он, став во главе второго крупного продавца телерекламы, может довести прочих конкурентов до разорения. Руководство страны при этом сконцентрирует в своих руках и под одной крышей практически все успешные телеканалы и радиостанции страны. В преддверии предстоящих выборов, да и для PR-кампаний отдельных высокопоставленных чиновников это будет как нельзя кстати.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин заявил «Веку»: да, действительно мы имеем курс на сверхцентрализацию медиа-активов, и это не происходит без участия власти. «Я бы не рассматривал это в контексте исключительно выборов. Я бы рассматривал это в контексте обострения политической ситуации, - говорит политолог. - Когда элиты, в отличие от «нулевых» годов, понимают, что сейчас гораздо больше внимания нужно уделять не только и не столько аппаратной борьбе (то есть бегать по «правильным» кабинетам, выбивая там себе преференции), но и работать с общественным мнением в широком смысле этого слова. Поэтому сейчас за последние год-полтора взят курс на централизацию медиаактивов, во-первых. Во-вторых, на наведение порядка, чтобы в каждом медиахолдинге была единая редакционная политика».
В связи с этим можно рассматривать и приход в «Газпром-медиа» Михаила Лесина - сильного менеджера, считает эксперт. «Потому что при Сенкевиче (Николай Сенкевич - бывший глава «Газпром-медиа» - ред.) там был некоторый разброд: скажем, у НТВ была одна политика, телеканал полностью лежал под властью. У радио «Эхо Москвы» (которое тоже принадлежит «Газпром-медиа») - другая, несмотря на то, что там системные либералы, которые в принципе против власти не выступают, но, тем не менее, очень много фиг в кармане по отношению к власти у них было».
Вот сейчас как раз, видимо, наступил этап, когда Лесин приступил к экспансии, то есть начал упрочивать позиции информационной империи «Газпром-медиа», полагает Салин. Здесь, правда, возникает отдельный вопрос, в чьих именно интересах (и по чьей инициативе) он это делает, говорит эксперт. «Потому что когда Лесин приходил в «Газпром-медиа», он действовал в интересах замглавы администрации президента Алексея Громова и одновременно в интересах Юрия Ковальчука, который является самым влиятельным медиа-магнатом в России. Действует ли он в интересах обоих этих игроков или только одного - сейчас большой вопрос. Но, тем не менее, консолидация медиа-активов происходит, и элиты на это настроены. То есть они прекрасно понимают, что сейчас медийному вопросу нужно уделять гораздо больше внимания, чем раньше, потому что ситуация в стране все больше зависит от настроя населения, на который ориентируется власть, замеряя народное мнение с помощью соцопросов».
Означает ли это возрождение цензуры в СМИ? Павел Салин считает, что до этого вряд ли дойдет - все же тогда властям придется прибегнуть к жесткому административному давлению, а это, вероятнее всего, не вызовет восторг у скептически настроенной части населения.
«Скорее, речь идет о возвращении к управляемости СМИ. То есть то, что было в конце 90-х, когда олигархи скупили все основные средства массовой информации и каждому диктовали редакционную политику. Скорее всего, здесь будет давление с помощью «пряника», с помощью каких-то материальных преференций. Но, в принципе, редакционная политика во всех информационных холдингах будет ужесточаться», - подчеркивает политолог.
Как ранее писал «Век», возможно, назначение Михаила Лесина на столь ответственный пост могло быть сделано и в пику премьер-министру, который в 2009 просто уволил Лесина с поста своего советника, а сейчас сам служит объектом постоянной критики за непопулярные реформы. Медиаресурсы как инструмент политической борьбы однажды могут стать настоящим оружием против «неугодных» чиновников. В этих условиях представителям оппозиции, и без того жалующимся на дискриминацию при размещении агитационных материалов в СМИ, судя по всему, надеяться и вовсе не на что.