Около полугода назад название этого курильского острова стало притчей во языцех: если верить журналистам дальневосточных СМИ, в расположенной на Кунашире воинской части возникли серьезные проблемы с питанием солдат. Однако, как ни странно, все публикации основывались исключительно на слухах: ни один журналист в воинской части так и не побывал.
Слухи ходили самые разные. Будто бы в части нечем кормить солдат, поэтому в меню – каша из червивой крупы, которую, разумеется, никто есть не хочет, солдаты массово голодают, и вообще творятся какие-то ужасы. И, - вот ведь странное дело! – пик истерии вокруг «кунаширских червей» пришелся как раз на начало весенней призывной кампании. Именно поэтому несколько московских журналистов отправились на самый край земли, - на остров Кунашир, в расположение 18-й артиллерийско-пулеметной дивизии. Надо сказать, что ехали с уверенностью увидеть нечто шокирующее. Однако, все оказалось совсем иначе…
Долог путь до Кунашира
Добраться из Москвы на приграничный остров – задача не из простых: широка Россия, самый быстрый самолет летит до Сахалина почти 9 часов, а от Сахалина до Курил еще час с небольшим. Но не каждый день: принесет тихоокеанский ветер туман, - и ни взлететь, ни сесть. Но дорогу осилит идущий, а летящий – тем более, учитывая, сколько преград пришлось преодолеть, чтобы получить разрешение на съемки.
Дальняя окраина страны – край обильный. Цветы, растущие в Подмосковье в садах, здесь цветут повсюду, обычные бабочки – величиной с воробья, креветки в море – с ладонь. Тут работает и доставка суши - свежайшие морепродукты: крабы, креветки и проч. сразу из моря отправляются прямиком в рестораны Москвы и Санкт-Петербурга. Пожалуй, любое растение, растущее в центральной России, вымахивает здесь раза в полтора крупнее, чем на родине. Кроме, разве что, картошки, которой «не нравится» здешняя кислая почва. А о том, сколько море родит рыбы да моллюсков, можно рассказывать длинные истории.
Не удивительно, что островитяне живут не бедно. Если еще несколько лет назад острова по уровню жизни отставали от центра России лет на двадцать, то сегодня они стремительно догоняют более развитые регионы. Говоря откровенно, журналистская группа, отправляясь на Курилы, ожидала попасть в ситуацию развала и нестроения, свойственного для провинций России начала 1990-х. Высокий уровень жизни, доходов и, откровенно признаться, цен вызвал у столичных гостей немалое изумление. Одежда, питание, автомобили, заработные платы нисколько не уступают по уровню московским.
Ничем не отличается от любой подмосковной воинской части и часть в Лагунном. По-хорошему, единственное отличие – местная достопримечательность: здание клуба, разрушенное землетрясением. Своеобразный памятник давнему катаклизму, оставившему немало следов на острове. В остальном же – все более чем обыденно. Так же, как везде.
Перемены к лучшему
Как везде, - это значит, в рамках последних реформ, прошедших по всей стране. Реформ, лучше всего характеризующихся фразой «солдат должен служить». Именно так обстоят сегодня дела во всех воинских частях России: разнообразные заботы, не относящиеся к несению воинской службы, - уборка территории, организация питания, банно-прачечные услуги, - переданы на аутсорсинг гражданским компаниям. И результат оказывается налицо: армия постепенно возвращается из тупика последних двух десятилетий, повышается боеспособность, улучшаются условия службы, исчезла вечно сопровождавшая военную службу «безнадега».
Предпосылок к тому много. Тут и сокращенный срок призыва, - все-таки год прослужить намного проще, чем два, - и улучшение материального положения офицеров, и откровенные перемены к лучшему в условиях службы. Армия наконец-то перестала быть «вещью в себе», перестала обслуживать себя самостоятельно и некачественно. «Мы занимаемся боевой подготовкой, чисткой оружия, вчера вернулись с полевых учений, стреляли из гранатометов, автоматов, физподготовка серьезная, - рассказывает рядовой Зырянов, призванный на службу в мае этого года. – А уборкой территории и вообще подобной работой занимаются гражданские лица». Иными словами, армию теперь кормит и одевает не сама армия, а Россия в целом. Что и логично. Ведь, если цитировать старинную поговорку, - страна, которая не кормит свою армию, будет кормить чужую.
Одной из самых удивительных перемен оказался обязательный послеобеденный сон – один час пять минут. Как объяснил заместитель командира дивизиона по материально-техническому обеспечению майор Зиновьев, «В последнее время стало больше занятий по физической подготовке, увеличились физические нагрузки, связанные с военной учебой, ночные занятия, полевые. Поэтому согласно приказу командира воинской части усилено питание и увеличено время для отдыха».
Чем кормят солдата
Но что же на Кунашире с питанием? А с питанием весьма и весьма неплохо: обед, к которому мы как раз и подгадали свой приезд, оказался весьма достойным. Старший повар столовой Надежда Ступак провела своеобразную экскурсию по стойке со свежеприготовленной солдатской трапезой: «У нас сегодня на обед гороховый суп, овощное рагу с говядиной, тушеная курятина с макаронами, и соусом, два салата – винегрет и овощной – «закуска воронежская», консервированная рыба – сайра, компот и, разумеется, печенье, хлеб. Второе блюдо можно выбрать, какое больше понравится».
«Сейчас у нас трехразовое питание, дополнительно усиленное в связи с увеличившимися физическими нагрузками у солдат - рассказывет Наталья Чернец, заведующая столовой, сотрудник гражданкой компании «Вектор», обслуживающей часть, - На завтрак мы готовим два блюда на выбор, одно – обязательно молочное, сок, компот, чай, печенье. На обед – одно первое блюда, два вторых на выбор. Обязательно мясное – птица, говядина, свинина, сердце, печень. На гарнир – каши, картофель. Разумеется, - салаты, компот, сок. На ужин – тоже два блюда, одно мясное, другое – рыбное, рыба, кстати, у нас на ужин каждый день. Ну и чай, молоко, компот, - кто что любит».
Солдаты обед уминали с видимым аппетитом, но без жадности: судя по всему, такая раскладка для них не в новинку. Попробовали, чем кормят защитников отечества и мы. Оказалось вполне, на уровне приличного городского кафе не из самых дешевых. Кстати, командир части и офицеры питаются из того же солдатского котла. Это о качестве тоже говорит немало.
Задали одному из солдат крамольный вопрос: перловкой часто кормят? Оказалось, за последние годы эту крупу в части видели всего раз – в супе. А когда-то она была основным армейским продуктом. Эх, не узнает молодое поколение всех прелестей советской армии!
Самый страшный зверь на острове
Но что же тогда с публикациями о том, что солдат кормят просроченной крупой, зараженной мучным червем? Есть под ними хоть какое-то основание, или это – плод фантазии досужих коллег по журналистскому перу? Неловко признаться, но дальневосточные соратники по цеху либо стали жертвами недостоверной информации, либо, как ни неприятно это предполагать, выполняли чей-то информационный заказ. По крайней мере, согласно показаниям очевидцев, как из числа офицерского состава, так и из числа солдат, такого инцидента не было. «Уж тем более массовых случаев отказа от питания, о которых писали журналисты, не было, - с недоумением отвечает на каверзный вопрос заместитель командира части Марат Гаджигулаев. - В противном случае, это было бы сразу зафиксировано и попало бы в официальные документы. Страшно представить, какая бы тут была инспекция!»
То есть, иными словами, весь сыр-бор разгорелся на пустом месте? Получается, так. Кому это было нужно, почему непроверенная информация пошла в печать, и зачем ее вторично вспомнили несколько месяцев спустя, в момент весенней призывной кампании, - пусть каждый думает сам.
Между тем, на Кунашире, как показывает практика, есть звери более опасные, чем мифические мучные черви. По крайней мере, если верить рассказам местных жителей и информационному стенду «Берегись медведя» в одной из казарм. Говорят, черных камчатских медведей тут чуть ли не столько же, сколько людей.
Но вот что странно: ни одного медведя, так же как ни одного мучного червя на складе журналистам из состава «десанта» встретить не довелось.
Наверное, к счастью.
Москва – Кунашир – Москва