Затем – преследование по обвинениям в мошенничестве в особо крупных размерах и неуплате налогов и последовавший за ними скоропостижный отъезд в Лондон. В гостеприимной британской столице, где «великие комбинаторы» перешли в разряд политических беженцев, друзья не забыли старых обид на страну, которая их отвергла, и власть, которая требовала призвать их к ответу за содеянное. Интересные подробности о дальнейших планах партнёров приводит электронное издание «Вслух-дайджест.Ру».
Беглый олигарх лоббирует свои интересы и запугивает оппонентов в России
Cпокойная, размеренная и обеспеченная жизнь в эмиграции – это не то, чем станут довольствоваться личности масштаба Березовского и Махлая. Обширные связи по всему миру и неиссякаемый поток средств, поступающий от бизнеса в России, вполне позволяют дуэту вынашивать далеко идущие планы триумфального возвращения на родину. Борис Березовский даже не пытается скрыть своих устремлений – об участии беглого олигарха в финансировании незаконных вооружённых формирований на территории Северного Кавказа, организации «оранжевой революции» на Украине и турне по недружественным России государствам было сказано уже немало. Дошло до того, что министр иностранных дел Великобритании Джек Стро предупредил Березовского, что его статус беженца может быть пересмотрен в любой момент, «если он будет использовать Соединённое королевство в качестве базы для насильственных беспорядков или терроризма в других странах». Владимир Махлай же долгое время находился в тени старшего товарища и намерений своих пока не афишировал. Однако появились основания полагать, что «аммиачный король» тоже не теряет времени даром.
Проблемы «Тольяттиазота» решают социальным шантажом
Бывший «красный директор» Владимир Махлай не стал бы тем знаменитым Махлаем из списка Forbes, если бы не обладал завидным умением окружать себя нужными людьми. Прошло уже семь лет с тех пор, как олигарх сбежал от правосудия за границу, а мастерски выстроенная схема его бизнеса по-прежнему работает. Прибыль от продажи продукции предприятия по заниженным ценам компаниям своих друзей и родственников в обход федеральных и региональных бюджетов исправно поступает на офшорные счета. Контрольно-надзорные органы сквозь пальцы смотрят на грубейшие нарушения экологии, промышленной безопасности и охраны труда, местные суды выносят «правильные» постановления. Генеральный директор ОАО «Тольяттиазот» Евгений Королёв, сыновья Андрей и Сергей Махлаи, сбытовой партнёр Андреас Циви – всё это верные соратники, ближний круг, семья. Однако даже их совместных усилий было бы недостаточно, чтобы поддерживать печально известную аммиачную империю на плаву. Нужен был кто-то ещё. Человек с прямым доступом к органам высшей государственной власти, способный лоббировать выгодные законопроекты, влиять на решения следственных органов. В общем, оказывать серьёзную политическую поддержку.
И такой человек нашёлся – проводником интересов Махлая на высшем уровне стал Анатолий Семёнович Иванов, бывший депутат Государственной думы трёх созывов, ныне президент Союза профсоюзов России.
Когда-то Анатолий Семёнович был простым электромехаником на АвтоВАЗе. Но Березовский и Махлай, конечно, заметили его не благодаря экстраординарным навыкам обслуживания станков. Иванов всегда был активным и энергичным участником профсоюзного движения – как раз те качества, которые были нужны доверенному лицу олигархов. Тандем мафии и профсоюзов – классика жанра Америки образца 1930–50-х годов – пережил второе рождение в России 90-х. В 1998 году Иванов – уже вице-президент Всероссийской конфедерации труда, в 1999 году – депутат Государственной думы.
Организаторские способности Иванова в конце концов оказались более чем востребованы. Как известно, руководство «Тольяттиазота» привыкло объяснять все проблемы предприятия «попытками рейдерских захватов». В категорию «рейдеров» попадают обманутые инвесторы, пытающиеся получить хоть что-то от своих вложений в завод, налоговые, следственные и контрольно-надзорные органы. Когда в 2005 году «рейдеры» из правоохранительных органов попытались выяснить, куда подевались более 300 млн рублей неуплаченных налогов, в дело вмешалось профсоюзное движение. Работников гнали митинговать в Нижний Новгород, Москву, Самару, на федеральную трассу М5. Профсоюзные боссы сыпали благородными формулировками о «защите трудовым коллективом родного завода». На самом же деле рабочими прикрывались как инструментом социального шантажа, который должен был позволить Махлаю уйти от ответственности.
Березовский и Махлай намерены создать свою партию
В дальнейшем подобных эпизодов было немало. Пока предприятие работает «по заветам» Махлая, у государственных органов неизбежно появляются к нему всё новые и новые вопросы. А значит, и у Анатолия Иванова, неусыпно отстаивающего право своих покровителей жить вне правового поля, хватает работы. Любые попытки проверить законность деятельности «Тольяттиазота» наталкивались на противодействие с его стороны: организация митингов, давление на следственные органы с использованием депутатского статуса, гневные интервью в прессе и тому подобное.
При этом господина Иванова нельзя упрекнуть в недостатке откровенности. Он открыто говорит о том, что поддерживает бегство Махлая от российского правосудия, и с гордостью заявляет, что использование ресурса «Единой России» позволило ему добиться прекращения уголовных дел в отношении руководства «Тольяттиазота»! Не скрывает Иванов и своего желания увидеть возвращение Владимира Махлая в Россию. Интересно, в каком качестве? В интервью изданию «Город на Волге» Анатолия Семёновича спросили, правда ли, что ему предлагали создать и возглавить новую партию. Ответ заслуживает быть приведённым целиком: «Да, это было летом 2007 года. Мне позвонил из Лондона Владимир Махлай и предложил прилететь для важного разговора.
У меня как раз наступил отпускной период, поэтому я согласился и, таким образом, первый раз оказался в стране, приютившей немало преследуемых российскими властями предпринимателей. Первоначально Владимир Николаевич предложил мне создать с его финансовой поддержкой по-настоящему народную партию и возглавить её. Я отказался, так как в настоящее время без одобрения руководителей страны невозможно ничего ни создать, ни тем более действовать. Особенно если партия захочет быть независимой от власти. Тогда он предложил мне избираться мэром Тольятти, также с его финансовой поддержкой. Отказался я и от этого предложения, так как к тому времени мне было обещано включение в список «Единой России» на проходное место.
И это обещание руководители партии сдержали. Возможно, они не хотели, чтобы я стал мэром». Сразу возникает резонный вопрос: какую такую «народную» партию и зачем хочет создать человек, на протяжении семи лет скрывающийся от правосудия в Лондоне? Логично предположить, что политические пристрастия Владимира Махлая схожи со взглядами его соратника Бориса Березовского, поэтому партии, которые он готов финансировать, в политическом спектре должны располагаться где-то между «оранжевыми» революционерами и террористами.
«Тольяттиазот» развернул кампанию по травле силовиков и экологов
Возможно, подобные откровения Иванова повлияли на решение руководства «Единой России» не включать его в партийные списки на выборах в Госдуму шестого созыва. Но бывший депутат не растерял преданности своим лондонским благодетелям и продолжает прикрывать их как может. Проблем у его руководства не поубавилось – в начале мая в офисах «Тольяттиазота», Тольяттихимбанка и ЗАО «ВТБ-Регистратор», ведущего реестр акционеров предприятия, прошли обыски. В прошлом году проверка Ростехнадзора выявила на заводе более 500 нарушений. Не желая мириться со смертельной угрозой, в которую всё больше превращается предприятие из-за катастрофической изношенности фондов, свой протест заявили местные жители и экологи. Реакция Иванова не заставила себя ждать: в недавнем интервью тому же изданию «Город на Волге» он по традиции обвинил во всём «рейдеров» и выразил искреннюю радость отставке губернатора Владимира Артякова, который пытался найти управу на хозяев «Тольяттиазота». Утратив депутатский статус, теперь он грозится использовать своё служебное положение президента Союза профсоюзов России и дружеские связи с действующими парламентариями против экологов из организации «Зелёный патруль», по результатам экспертизы включивших «Тольяттиазот» в список «100 главных загрязнителей России». Бывший депутат в открытую грозит руководителям «Зелёного патруля» увольнениями. Эта организация, завершившая в апреле 2012 года свою экологическую экспедицию «Великие реки России. Самарская область», выявила ряд нарушений в деятельности самарских предприятий, по которым были поданы заявления о возбуждении уголовных дел. Как сообщалось в итоговом пресс-релизе экологов, хотя всего лишь 3 из 33 уголовных дел касались «Тольяттиазота», завод «вместо финансирования конкретных экологических мероприятий развернул активную PR-кампанию против «Зелёного патруля».
Руководители предприятия пытаются «давить» и на работников правоохранительных органов, расследующих нарушения «Тольяттиазота»: спустя неделю после обысков компания разослала заявление о поданных жалобах главе Следственного комитета РФ А. Бастрыкину и прокурору Самарской области М. Кабалоеву на действия следователей, которые якобы проводились с нарушениями, и пообещала «решить вопрос об ответственности виновных должностных лиц». Между тем на сайте самарского СК официально сообщалось, что «действия сотрудников правоохранительных органов основывались на строгом соблюдении норм уголовно-процессуального законодательства РФ и никакого влияния на производственный цикл и права работников ОАО «Тольяттиазот», а также иных работников компаний и учреждений, где проводились следственные действия, не оказали».
Как бы то ни было, тучи над «Тольяттиазотом» продолжают сгущаться. И на этот раз даже рвение верных сподвижников может не спасти. Правительство недвусмысленно дало понять, что не хочет мириться с офшорными схемами вывода прибыли на нужды дестабилизации обстановки в стране. Возможно, в скором времени Владимир Махлай действительно вернётся в Россию, но не с триумфом, как надеется Анатолий Иванов, а чтобы предстать перед судом.