Например, на бывшего губернатора Костромской области Игоря Слюняева, ставшего главой Министерства регионального развития - ведомства, курирующего многомиллиардные программы федеральной поддержки региональных проектов, - пишет Леонид Хомерики в журнале «Компания», №1 (734).
Назначение Игоря Слюняева выглядит довольно странно. Во-первых, с должности губернатора Слюняев был де-факто уволен, хотя формально и подал заявление "по собственному желанию". Во-вторых, для многих он оказался неожиданной персоной на фоне многочисленных потенциальных претендентов на пост главы министерства, в числе коих собеседники "Ко" называют бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова и экс-губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева. В то же время Слюняева считают одновременно приближенным к окружению премьер-министра Дмитрия Медведева и вице-премьера Владислава Суркова.
Стоит отметить, что бывшего министра регионального развития Олега Говоруна также называли "человеком Медведева". Официальная причина его снятия - невыполнение требований первых после инаугурации указов президента Владимира Путина. Однако истинной причиной отставки господина Говоруна могло стать его стремление превратить Минрегион в орган, координирующий региональную политику на местах, то есть, по сути, дублирующий полномочия администрации президента. Также подпортил репутацию Олегу Марковичу коррупционный скандал, связанный с подготовкой саммита АТЭС, последовавший после отставки министра арест его бывшего зама Романа Панова и увольнение гендиректора дальневосточной дирекции министерства Олега Букалова, - отмечает «Компания».
Из милиционеров в министры
Почему же выбор пал на Игоря Слюняева? Его карьера характерна для силовиков. Проучившись два курса на юридическом факультете МГУ, он перешел в слушатели Московской высшей школы милиции, после чего служил в системе МВД.
"Его "милицейский" характер проявляется во всем. Это человек дисциплины, он к такому привык и требует того же от своих подчиненных. Он действительно умеет организовать работу, имея в виду прежде всего себя и интересы собственной группы", - отмечает один из экс-коллег Игоря Николаевича. Правда, в середине 1990-х бывший милиционер подался в бизнес: сначала поработал в коммерческом банке, в РСПП - и вернулся на госслужбу, возглавив управление финансово-кредитных отношений в Министерстве по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, где быстро поднялся до заместителя министра.
Министерство по делам СНГ - заведение не очень хлебное и денежное, чего не скажешь о следующем месте работы Игоря Слюняева - Федеральной дорожной службе, позже переименованной в Российское дорожное агентство. Быстро став замдиректора агентства, в 2000 г. Слюняев был назначен заместителем министра транспорта РФ. На этом посту он курировал вопросы бюджета, планирования и финансирования деятельности дорожных организаций. "В Минтранс он ушел по протекции Виталия Артюхова, который тогда был главой Росавтодора", - рассказывает бывший коллега Слюняева. По его словам, Игорь Николаевич имел неплохие контакты с людьми из Минфина, от которого во многом зависит распределение дорожных фондов. Кроме того, по мнению собеседника "Ко", господин Слюняев уже тогда сумел выстроить отношения с администрацией президента и аппаратом правительства. То есть, по сути, оказался достаточно эффективным лоббистом, - приходит к выводу автор журнала «Компания».
После своего назначения главой Минприроды Виталий Артюхов рекомендовал Игоря Слюняева в Росавтодор. По мнению источника "Ко", за несколько лет руководства Росавтодором Слюняев сумел наладить финансирование многих важных проектов. В частности, при нем началась активная прокладка трассы Чита-Хабаровск, ему же приписывают лоббирование строительства кольцевой автодороги вокруг Петербурга. По мнению некоторых экспертов, "там была создана достаточно мощная сеть подрядных строительно-дорожных организаций, которые получали довольно большую долю контрактов".
Росавтодор являлся структурой, фактически автономной от Минтранса. Агентство осуществляло контроль и надзор за целевым использованием федерального имущества и средств федерального бюджета, направляемых на финансирование дорожного хозяйства. При этом окончательные решения по распределению денег все-таки принимались в Минтрансе, поэтому Слюняев смог выстроить неплохие отношения с профильным министерством, - пишет «Компания».
"Слюняев производит впечатление абсолютно честного, прямого, порядочного, искреннего человека. Он ответит на любой вопрос, хорошо все помнит, - вспоминает экс-коллега Игоря Николаевича. - Он знает, с кем как надо себя вести, с кем как надо говорить, он чувствует собеседника. Он никогда не будет при вас выражаться или ругаться, но со своим ближним кругом он абсолютно другой - резкий и циничный".
В ожидании повышения
В 2004 г., со стартом очередного президентского цикла, карьера Игоря Слюняева совершила довольно крутой вираж. Он был назначен советником председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергея Миронова, после чего быстро стал сенатором от Алтайского края. Его кандидатуру лоббировал губернатор края Александр Карлин. По мнению экспертов, Слюняева утвердили "видимо, авансом - как старого товарища также недавно утвержденного губернатора и как "дорожника". Сам Слюняев в числе своих заслуг перед регионом называл строительство дороги Алтай-Кузбасс. Примечательно, что соглашение между Кемеровской областью, Республикой Алтай и Росавтодором о совместной прокладке дороги было подписано в 2002 г., когда Игорь Николаевич возглавлял агентство. Иными словами, сенаторский мандат мог стать компенсацией за помощь в реализации важного для регионов проекта, сэкономившего их бюджетам сотни миллионов рублей, - полагает автор публикации Леонид Хомерики.
Итак, новая должность, новая территория, но всего через пару лет Игоря Слюняева вдруг ставят на губернаторство в Костромской области вместо погибшего в ДТП Виктора Шершунова, бессменно руководившего регионом почти одиннадцать лет. Согласно официальной версии, Игорь Николаевич был назначен по представлению премьер-министра Дмитрия Медведева после консультаций в Белом доме.
Почему Костромской? К ней же Слюняев не имел никакого отношения. Явных объяснений нет, а слухи ходят самые невероятные. Например, "про дружеские отношения жен Игоря Слюняева и Дмитрия Медведева". Или можно упомянуть разговоры о связи Игоря Николаевича с банком "Авангард", под контроль коего через московское ОАО "УК "Русэнергокапитал" попал биллинг (расчет. - Прим. "Ко") коммунальных платежей и непосредственно сбор платы за электроэнергию через Костромскую сбытовую компанию (контролируется УК "Русэнергокапитал"). Якобы на территории региона появилось также много других активов, подконтрольных "Авангарду". Позже экономист Андрей Ваулин выпустил о руководстве Слюняева Костромской областью книгу "Летопись ручного управления", где учредитель "Русэнергокапитала" Анатолий Яблонский назван бизнесменом, близким к Игорю Николаевичу, и, кроме того, высказывается подозрение, что они преднамеренно обанкротили Костромской водоканал.
Структуры "Русэнергокапитала" подали на автора в суд. Впрочем, в "Авангарде" "Ко" проинформировали, что запрос в адрес банка направлен необоснованно, поскольку тот не имеет активов на территории Костромской области, за исключением офиса для обслуживания клиентов, начавшего работу в Костроме в конце мая 2012 г. Ответ представителей кредитного учреждения выглядит странным хотя бы потому, что "Ко" обнаружил на сайте самого "Авангарда" информацию о прошедшем в мае 2012 г. годовом общем собрании акционеров ОАО "Костромская сбытовая компания", в ходе которого в совет директоров энергосбыта был, в частности, избран советник президента "Авангарда" Сергей Веревкин-Рахальский, а также гендиректор ООО "Русская топливно-металлургическая компания" Анатолий Яблонский (последний, согласно информации самого банка, является членом его совета), - пишет издание «Компания».
Отец губернии
Приход энергичного и деятельного "варяга со связями в Кремле" местные элиты поначалу восприняли позитивно. Игорь Слюняев с первых же дней работы в администрации Костромской области дал понять, что экономику региона ждут положительные перемены. При губернаторе были созданы инвестиционный совет и комиссия по мобилизации доходов, а в муниципальных образованиях появились финансовые уполномоченные, контролирующие расходы местных бюджетов. Кроме того, в структуре администрации образовалось новое звено - департамент региональной безопасности.
Впрочем, реального экономического рывка при новом губернаторе Костромская область не совершила. Объемы государственного долга региона увеличивались с каждым годом. Если на 1 января 2009 г. госдолг области составлял чуть более 3,3 млрд руб., то к 1 января 2011 г. эта сумма возросла почти до 8 млрд руб., а в настоящее время она равняется примерно 9 млрд руб. При этом, по словам одного из источников, "когда Игорь Слюняев покинул пост губернатора, "дырка" в бюджете Костромской области составляла более 11 млрд руб. при общем областном бюджете на 2012 г. в 19 млрд руб.", - отмечает журнал «Компания».
В период кризиса 2009 г., в отличие от других регионов, Костромская область не минимизировала социальные обязательства, продолжая реализовывать громкие и затратные проекты в сфере культуры и молодежной политики (кинофестиваль "Созвездие", лагерь "Патриот", выставка изделий Фаберже, театральная постановка "Хованщина"). "Молодежные форумы финансировались областью, в отличие от большинства других аналогичных мероприятий, которые финансируются движениями "Росмолодежь" и "Наши". А Слюняев делал их именно сам, притом смог вписать в общеполитический контекст", - подчеркивает политолог Сергей Марков.
Опасные проценты
Игорь Слюняев руководил Костромской областью пять лет - с 2007 г. по 2012 г. По официальным результатам голосования, партия "Единая Россия" в регионе, ведомая Игорем Николаевичем, показала один из худших результатов по стране на думских выборах, набрав 30,74% голосов. "При этом единороссы вчистую проиграли коммунистам областной центр. На выборах президента Костромская область стала третьим регионом в стране, оказавшим наименьшую поддержку Владимиру Путину. За него проголосовало 52,78% жителей региона. Меньший процент Путин набрал только в Калининградской и Орловской областях", - отмечает вице-президент Общероссийского общественного фонда "Фонд перспективного планирования" Игорь Даченков.
Сам Слюняев 13 декабря 2011 г. отказался от депутатского мандата, оставшись на посту губернатора. Низкая явка на выборах в Госдуму стала причиной конфликта Слюняева с местным отделением "Единой России". К кампании против губернатора подключились некоторые предприниматели, чиновники и прокуратура - у многих накопился ряд разногласий с руководителем области. Все это, по информации собеседников "Ко", привело к тому, что Игорю Николаевичу "намекнули" на необходимость в скором времени освободить губернаторское кресло.
Расшифровка "черного ящика"
13 апреля 2012 г. президент РФ Дмитрий Медведев досрочно отправил губернатора Слюняева в отставку. По мнению депутата Государственной Думы от Костромской и Ивановской областей Андрея Озерова, отставка эта логична и ожидаема, - полагает автор журнала «Компания» Леонид Хомерики.
"Никаких положительных перемен при Слюняеве в Костромской области не произошло, - уверяет парламентарий. - Регион у нас сложный, и решить проблемы "на рывке", как попытался сделать Слюняев, никогда бы не получилось. Нужно было создавать эффективную команду, чего он не сделал".
Впрочем, если заглянуть в блог самого экс-губернатора в "Живом журнале", можно найти совершенно иную оценку происходившего в регионе. "Когда в 2007 г. Владимир Владимирович Путин назначил меня губернатором области, я не представлял себе масштабов регионального бюджетного дефицита. Фактически денег, собираемых на территории области в виде налогов и сборов за год, хватало на обеспечение нескольких недель нормальной жизни региона", - характеризует плачевное состояние экономики Костромской области до момента своего назначения Игорь Николаевич. По его мнению, инвесторов, желающих вкладывать деньги в регион, не имелось, а те, кто проявлял такое "желание", больше думали о собственном обогащении и о занятии монополизирующего положения на рынке.
"В нашей области взять особо нечего, только лес", - поясняет один из местных инвесторов. Однако и в лесопромышленном комплексе наблюдалась стагнация. Крупный инвестиционный проект по созданию лесопильного и целлюлозно-бумажного производств в Костромской области стоимостью свыше 1 млрд евро, в свое время с помпой анонсированный финской Ruukki Group Ruukki Group, так и не был запущен. Формально инвестицонное соглашение было расторгнуто потому, что финны не выполняли обязательства по объемам инвестиций. "Тут же лес никто не пилит, потому что все обставлено сложнейшими процедурами и везде свои люди", - рассказывает источник, близкий к областному правительству.
Представители Ruukki утверждают, что действовали в рамках закона, однако были выгнаны Слюняевым из области. В то же время, продолжает инвестор, при Игоре Николаевиче в регионе начала работать группа "АСПЭК" (связана с бывшим сенатором от Удмуртии Виктором Хорошавцевым). По словам Матти Виккула, "для нас это было удивительно, поскольку производственная мощность проекта компании "АСПЭК" и вся концепция этого проекта очень похожи на наши. В Ruukki утверждают, что АСПЭК тоже не выполнила условий соглашения с областью по строительству целлюлозно-бумажного комбината, но при этом "лесом пользовалась очень успешно, сдавая его в субаренду".
"По сути, в регионе Слюняев за это время не сделал ничего. Были какие-то проекты по привлечению инвестиций, но потом по результатам проверки Счетной палаты выяснилось, что это была трата казенных денег", - рассказывает источник "Ко", знакомый с ситуацией. Информация о проверке, проведенной, по словам собеседника, примерно за полгода до отставки Игоря Николаевича, в СМИ не попала, - отмечает журнал «Компания».
После отставки господин Слюняев написал в своем аккаунте на Facebook*: "Возьмите любую социологию за последние годы по Костромской области: ФОМ, ВЦИОМ, независимые исследования, личный рейтинг Игоря Слюняева в пятерке лидеров ЦФО и 21-й в Российской Федерации. Это неоспоримый факт в бедном, неблагополучном регионе, где 92% бюджета - текущие расходы, где нет ни дорог, ни газифицированных предприятий и домовладений (самый низкий уровень газификации в Центральной России, износ более чем на 80% дорог общего пользования и коммунальной инфраструктуры, где проживают всего 692 тысячи человек на 62 тысячах квадратных километров, и половина из них пожилые люди...). Регион преодолел последствия мирового финансового кризиса и начал медленно подниматься с колен".
"Слюняев в некотором роде создал виртуальную реальность, в которой Костромская область наращивала промышленный потенциал, привлекала инвесторов, строила доступное жилье и боролась с коррупцией. В реальности же экономическая ситуация в регионе при Слюняеве существенно ухудшилась. Некогда крепкий регион-середняк ЦФО попал в разряд аутсайдеров", - так оценивает работу Слюняева Игорь Даченков.
Темпы строительства пошли на спад, а многие строители были вынуждены перебраться в соседние регионы, в том числе в Ярославскую область и Подмосковье.
В подвешенном состоянии, как отмечает один из собеседников "Ко", оказался и проект строительства в регионе атомной электростанции, чего активно добивался прежний глава области. Кстати, погиб он как раз тогда, когда ехал на совещание в "Росатоме". При Игоре Николаевиче АЭС стала запретной темой, о ней нельзя было упоминать в СМИ.
Гласность по-костромски
Одним из факторов, в итоге приведших к отставке Игоря Слюняева с поста губернатора, стали его попытки контролировать местное информационное пространство, - полагает автор издания «Компания».
В частности, прославился экс-губернатор борьбой с единственной в регионе оппозиционной газетой "Мой город - Кострома". Учредитель издания Альберт Степанцев - предприниматель и разработчик программного обеспечения, а также сайтов для мобильных устройств. Однако его давней мечтой было создание "небольшой региональной газетки", которую он реализовал в 2011 г. "Всегда хотелось заняться журналистикой, а поскольку я не профессионал, меня никуда бы не взяли. Логично было сделать свою газету", - рассказал Степанцев в беседе с "Ко". По его мнению, газета пришлась кстати, поскольку "костромской рынок СМИ был Игорем Николаевичем основательно зачищен, когда он пришел к власти. Независимых не осталось". По информации Степанцева, все СМИ Костромской области, включая электронные, должны были согласовывать с пресс-службой губернатора все материалы по электронной почте и только после этого имели право их публиковать.
Газета Степанцева сразу принялась заниматься "разоблачениями". Например, появилась статья про то, что департамент региональной безопасности рекомендовал ГИБДД совместно с православными священниками освящать опасные участки дорог, уповая, что это поможет снизить аварийность. "И это вместо того, чтобы дороги ремонтировать, чистить и освещать", - иронизирует Альберт Степанцев. В итоге, по его словам, главный редактор газеты получил судебный иск от упомянутого департамента со ссылкой на умаление чести и достоинства департамента и авторитета государственной власти, а также с обвинением в оскорблении верующих. Иск был подан в районный суд в Костроме. Однако имеющий московскую прописку главный редактор издания ходатайствовал о переносе дела по месту жительства, в столичный район Медведково, где к иску никто всерьез не отнесся, - пишет «Компания».
"После первого же номера нас отказалась печатать единственная костромская государственная типография им. Горького, - продолжает Степанцев. - Нам позвонили и сказали, что больше нас не смогут печатать "по понятным причинам". Тираж возили из соседнего Ярославля. По информации собеседника, под давлением созданного губернатором все того же департамента собственник арендовавшегося им помещения был вынужден также указать газете "на дверь". Но редакция продолжила работать на дому. На газету начали поступать многочисленные жалобы в региональное управление антимонопольной службы, а рекламодатели были распуганы проблемами, возникшими у издания.
В 2011 г. губернатор Игорь Слюняев оказался в центре интернет-скандала, связанного с изъятием сотрудниками силовых ведомств сервера популярного в области "Форума костромских джедаев". По утверждению Альберта Степанцева, именно эти действия привели к тому, что "в Костроме была разбужена оппозиция, которой никогда не было". На следующий же день после изъятия сервера в Костроме состоялся несанкционированный митинг за восстановление форума, организованный стихийно, через социальные сети. Полиции, по словам Степанца, насчитывалось больше, чем пришедших на митинг. И именно после этого в городе стали нарастать протестные настроения, в итоге приведшие к крайне низкому результату партии власти на думских выборах. "Сейчас выходим ежедневно, все у нас замечательно, газета живет", - радуется Альберт Степанцев.
Сладкие фонды
Объясняя назначение Игоря Николаевича главой Минрегиона, один из собеседников высказал предположение, что "его позиционировали перед Владимиром Путиным как человека, который может своей железной волей навести порядок в ведомстве".
Премьер-министр Дмитрий Медведев, представляя нового министра, оценил сложность его положения. "Желаю вам успехов и желаю вам крепких нервов. Опыт показывает, что министру регионального развития крепкие нервы необходимы", - подчеркнул глава правительства. "Главная задача команды Слюняева в Минрегионе - получить контроль над финансовыми потоками в рамках федеральных программ по строительству и реконструкции жилья", - полагает один из собеседников "Ко". "Поменять руководителей и контролировать бюджет в 50-70 млрд руб. - это не то, что он хочет. В Росавтодоре он оперировал 200 - 300 млрд руб. в год", - добавляет источник, близкий к Минтрансу.
Очевидно, что Слюняев захочет привлечь часть дорожных денег, идущих в муниципалитеты путем перераспределения прав на распоряжение дорожными фондами, которые сейчас только создаются. А это полномочия Минфина и аппарата правительства, то есть тех сил, с коими Игорь Николаевич неплохо контактировал в прошлом. Некоторые эксперты считают, что теперь крайне вероятно "перетягивание бюджета" от Росавтодора. Таким образом, финансовые потоки, проходящие через Минрегион, могут увеличиться до 150-200 млрд руб, - полагает автор публикации в журнале «Компания».
В то же время, по мнению одного из собеседников "Ко", основными бенефициарами строительных подрядов, которые в скором времени будут вновь распределяться Минрегионом, станут структуры, близкие к "Ростехнологиям" и ВТБ. По словам источника, эти структуры не связаны со Слюняевым, эти компании - "дань государству". "Думаю, пока он внедрит свои структуры, пройдет два-три месяца. Схема будет стандартная: внешние участники передадут подряды через ряд фирм дорожным структурам, когда-то работавшим с ним", - делится предположениями собеседник "Ко". Безусловно, все это домыслы. В конце концов, мало ли говорят про сильных мира сего?
А то, что Игорь Слюняев относится к крайне влиятельной политической группировке, подтверждает случившееся в конце минувшего года увольнение руководителя Госстроя (подчиняется Минрегиону) Владимира Когана, коего некоторые считают инициатором отставки предыдущего главы министерства, - полагает автор журнала «Компания» Леонид Хомерики.
Игорь Слюняев
Дата рождения: 4 октября 1966 г.
Место рождения: г. Исилькуль Омской области.
Профессиональный опыт:
с 1983 г. - рабочий, затем лаборант в Карагандинском государственном университете
1984-1986 - служба в воздушно-десантных войсках Советской Армии
1986-1988 - учеба в МГУ на юридическом факультете
1988 - служба в органах внутренних дел
1992 - окончил Московскую высшую школу милиции МВД СССР
1999 - окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации
1994-1996 - зам. председателя правления Моссибинтербанка, советник по экономике и финансам РСПП
1996-2000 - советник управления делами, начальник управления финансово-кредитных отношений, зам. министра РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, начальник управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы РФ, зам. генерального директора Российского дорожного агентства
2000-2004 - зам. министра транспорта РФ, первый зам. министра транспорта РФ - руководитель Государственной службы дорожного хозяйства, член комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса
2006-2007 - представитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края в СФ Федерального собрания РФ, зам. председателя комитета СФ по бюджету, член комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ, член комиссии СФ по естественным монополиям
2007-2012 - губернатор Костромской области
17 октября 2012 г. назначен министром регионального развития РФ
Член политической партии "Единая Россия". Член Государственного совета Российской Федерации с 2007 г. по 2012 г.
Леонид Хомерики, «Компания», №1 (734) от 14 января 2013 г."