Один из них – таинственный и могущественный Дед Хасан, новости о гибели и похоронах которого будто специально к давосскому форуму не сходили с экранов российских телеканалов и в избытке просочились в европейские СМИ. Другой – не менее колоритный Дед Костин из ВТБ, которого премьер Медведев привез в Давос в качестве лица российской экономики. Оба деда, не уступавшие друг другу в рейтингах упоминаемости СМИ, настолько переплелись в сознании участников форума, что слились в один собирательный образ, который и поставил крест на усилиях российской делегации по привлечению инвесторов в национальную экономику. Выразителем крайней точки зрения на представленное в Давосе лицо российской экономики в образе Деда Хасана Костина стал именитый финансист Джордж Сорос, призвавший инвесторов игнорировать Россию. По словам Сороса, в России «тонущая экономика, ведомая в неправильном направлении». По замечанию наблюдателей, финансист и миллиардер впервые позволил себе столь резкую и уничижительную оценку России. Но самое обидное, что, по сведениям информационных агентств и, в частности, РБК ру, с таким приговором согласились и другие давосские инвесторы, включая даже Goldman Sachs, который подрядился улучшать имидж России за рубежом.
«Все позитивные посылы, которые исходили от либеральной части российской делегации, сводились на нет одним лишь выражением круглого лица в дорогих очках с бегающими глазами, которые принадлежали олицетворению наиболее худших проявлений криминально- оффшорной экономики России – руководителю ВТБ Андрею Костину», — свидетельствует один из участников давосского форума.
Конечно, Деда Костина привозят в Давос уже не в первый раз. Но сейчас за этим лицом российской экономики прочно закрепился столь душистый шлейф убийственных фактов, негативных и попросту грязных историй и событий, что руководству отечественной делегации даже пришлось спешно сокращать формат общений Костина с европейскими СМИ и инвесторами. «В качестве отвлекающего маневра в Давос привезли эпатажную музыкальную группу «Ленинград», чтобы в последнем отчаянном порыве попытаться заслонить образ Костина полубандитской- полудетской улыбкой Шнура», — признается источник в российской делегации. Однако это не помогло.
Андрей Костин. Фото Артема Голощапова для Forbes
В кулуарах форума деловой бомонд, натыкаясь на густо развешанные рекламные баннеры ВТБ, неизменно принимался обсуждать последние скелеты из шкафа Костина. На Западе с именем этого уже далеко не молодого человека, уверовавшего в свой абсолютный иммунитет от любых обвинений благодаря кажущейся ему близкой связи с президентом Владимиром Путиным, теперь связывают столько скандалов, что их хватило бы, чтобы сделать нерукопожатным любого политика или предпринимателя. В прошлом году Британский центр российских исследований Общества Генри Джексона обнародовал критический доклад о деятельности Группы ВТБ и ее предводителя Костина.
В документе, который стал настоящим шоком для потенциальных иностранных инвесторов в российскую экономику, были вскрыты многочисленные «черные» схемы ведения бизнеса банком ВТБ с доказательствами коррупции, откатов, рейдерских захватов, выводов активов в оффшоры и прочей криминальной атрибутики, присущей российскому бизнесу образца лихих 90-х.
Это, например, история с закупкой ВТБ буровых установок для нефтяного бизнеса, в результате которой более 150 млн. $ банковских инвестиций было фактически расхищено фирмами-посредниками, с которыми был связан менеджмент самого ВТБ. Это история предпринимателя Бессонова, который за предоставление кредита ВТБ своей компании «Украгрохимпромхолдинг» вначале был принужден банкирами отдать часть акционерного пакета свату Андрея Костина Владимиру Яценко, а затем и вовсе был посажен в тюрьму на 13 лет с переходом всего своего бизнеса в оффшорные компании, аффилированные с ВТБ.
Это и история главы тюменского филиала Сибнефти Федора Хорошилова , который по требованию банкиров Костина «откатил» кипрской дочке ВТБ 114 млн. у.е. за получение кредита. Это и история ИГ «Создание» , собственники которого «откатили» в пользу ВТБ за кредит целую компанию ООО «Маяковка», которую банкиры тут же записали на вице-президента ВТБ и близкого партнера Костина Павла Косова. Это и продолжающаяся поныне история с кредитованием ВТБ «Русагропрома» для покупки молочных заводов у группы «Нутритек»: как подметили эксперты, в материалах соответствующего дела есть информация о том, что еще в период переговоров о кредите заемщик заплатил 3,5 млн. долларов плюс премию (success fee) белизской компании Consultants Ltd, принадлежащей «ВТБ-Москва». На языке западной юриспруденции это означает, что банк Костина обложил «откатами» в той или иной форме практически всех своих крупных заемщиков. Метастазы коррупции, проросшей в ВТБ, распространяются уже и по Европе, с чем приходится бороться правоохранительным органам западных стран. Так, недавно стало известно о громком разоблачении российских менеджеров ЕБРР – бывших вице-президентов ВТБ Котовой и Лебедева, попавшихся Скотленд-Ярду на вымогательстве крупных взяток с бизнесменов за помощь в предоставлении кредитов.
Фирменный почерк подельников Андрея Костина выдает с головой стиль работы банка, который по форме является государственной корпорацией, что особенно изумляет иностранных инвесторов. Одним из самых скандальных репутационных ляпов на мундире костинского ВТБ стала история с так называемым народным IPO, которое в 2007 году глава ВТБ назвал «самым успешным размещением акций среди российских розничных инвесторов». Дело кончилось обратным выкупом акций по цене вдвое выше текущей рыночной с возложением убытков на многострадальный российский бюджет. По оценке руководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольги Беленькой, «имиджу банка был нанесен серьезный урон, поскольку банк сделал «подарок» одной группе акционеров за счет других».
Конфуз менеджмента ВТБ, стоивший налогоплательщикам десятков миллиардов рублей, привел к потере лица российской финансовой системы на международном инвестиционном рынке. Но, похоже, что Андрею Костину до этого нет никакого дела. Правда, объявив вполголоса на прошедшем Давосском форуме о планируемом ВТБ в этом году размещении акций в ходе SPO, банкир Костин был вынужден признаться, что банк не получит за выставляемый на торги пакет ожидаемых правительством РФ 3 млрд. $. Вот и по оценке эксперта Института развития финансовых рынков Валерия Петрова, никакие усилия Костина «не способны убедить западных институциональных инвесторов вложить в его компанию (ВТБ) 3 млрд. за пакет.
Андрей Костин
Действительно, какой иностранный инвестор рискнет иметь дело с огромной и непрозрачной прачечной, в которой бесследно исчезают астрономические ресурсы российского бюджета? Взять удивившую западный финансовый бомонд историю с покупкой костинским ВТБ Банка Москвы за 14 млрд. $, после которой обнаружилось, что приобретение обременено дырой почти в 400 млрд. рублей, якобы не замеченных ни банковских надзором ЦБ, ни службами аналитики и безопасности ВТБ. По версии экспертов – в частности, аналитика SLON.ru Елены Тофанюк, эта сделка на самом деле имеет признаки «аферы века» , в результате которой « ВТБ получает не просто 395 млрд на санацию, но еще и активы Банка Москвы, которые теоретически можно продать, а также перспективу выбить из государства еще $10 млрд на оплату облигаций, которые инвесторы смогут предъявить к погашению».
Впрочем, в истории с переделом Банка Москвы еще не сказал последнего слова ключевой свидетель и бывший глава этого учреждения Андрей Бородин, которого британские спецслужбы и представители международного финансового мониторинга, похоже, не только из гуманистических соображений держат в Лондоне. В детективе с Банком Москвы, замешанном на махинациях, рейдерстве и даже убийствах, как говорят информированные источники, могут всплыть громкие имена, включая Костина и его окружение.
На Западе, между тем, сложилось уже устоявшееся мнение и о том, что именно Костин и ВТБ стоят за скандальными попытками лишить в свою пользу российских активов и выдавить из страны известного в Европе банкира и предпринимателя Александра Лебедева. Источники в Давосе в этой связи не скрывали своей информированности и о том, что за грязной кампанией в СМИ, развернувшейся в отношении Лебедева в прошлом году, стоял именно Костин.
Похоже, что сам Андрей Костин все-таки отдает себе отчет в том, что его очевидное превращение в финансового Деда Хасана, уже в ближайшее время может сделать его нерукопожатной фигурой в деловых кругах Европы и США. Между тем, прачечная Костина по своей структуре и задачам ориентирована в первую очередь на международное сотрудничество с целью легализации нажитого непосильным трудом капитала в иностранных финансовых гаванях. Очевидно, именно этим и объясняется отчаянная попытка Костина выправить в глазах западных партнеров если уж не имидж ВТБ, то хотя бы остатки своей собственной репутации. Известно, что с этой целью Костин нанял швейцарскую консалтинговую компанию Sparring Partners, специализирующуюся на репутационном менеджменте. «Мы сфокусировали всю нашу стратегию не на банке, а на Костине», — признался основатель и управляющий этой компании Бернард Бауховер, тем самым подтвердив, что ввиду полной безнадежности спасения имиджа всего корабля под названием «ВТБ» Sparring Partners пытается спасти хотя бы одного тонущего капитана.
«Проблема в том, — полагает участник форума в Давосе, — что попытки Костина любыми способами удержаться на плаву обходятся российской власти все дороже, и в итоге дело может кончиться опрокидыванием всей лодки, которая не выдержит усилий цепляющихся за ее накренившийся борт костинских пальцев». Ясно увидевший в Давосе эту опасность премьер Дмитрий Медведев постарался ситуативно дистанцироваться от увязавшегося за ним «лица оффшорной российской экономики» и даже демонстративно игнорировал соседство с Костиным в партере форума. Однако тень Деда Хасана Костина уже так плотно накрыла российскую власть, что избавиться от наваждения будет совсем непросто.