После того, как этот скандал выплеснулся на страницы российских и зарубежных газет, в блогосферу и электронные СМИ, образ этой предприимчивой семейной пары стал приобретать какие-то демонические черты – можно подумать, что они хваткие и успешные бизнесмены. Между тем, истине такое представление не соответствует.
Конечно, искушение изобразить мошенников, ухитрившихся обокрасть целый регион России, романтическими Бонни и Клайдом очень велико. Если верить тому, что пишут сегодня об Алексее Кузнецове и Жанне Буллок (Janna Bullock), можно составить себе представление о них как о бизнесменах, хотя и имеющих трения с законом, но, тем не менее, вызывающих определенное уважение своей хваткой. Между тем, на деле им была свойственна манера ведения дел, более характерная для Манилова, чем для Чичикова.
Предводителя этого тандема – Жанну – можно признать жрецом карго-культа, который темные во всех смыслах аборигены изобрели, наблюдая за белыми людьми. Они повторяли все действия американских военных на островной тихоокеанской военной базе (ходили строем, упражнялись с бамбуковыми палками вместо винтовок, даже мыли оставленный остов самолета), надеясь, что повторение ритуалов за белыми людьми сделает их такими же обеспеченными едой и водой, как солдат армии США. Так и Жанна Буллок, не имея системного образования, считала, что ее действия с деньгами бюджета и соинвесторов – это и есть бизнес. Хотя бизнесом, и уж тем более прибыльным бизнесом, это предприятие никогда не было – и на поверку оказалось строительством околобюджетной финансовой пирамиды, рухнувшей при прекращении роста цен на недвижимость и землю и с увольнением мужа с поста министра финансов Московской области.
Особенно заметно это становится, если рассмотреть несколько эпизодов из жизни супруги бывшего областного министра финансов. О них мы узнали, опросив тех, с кем общалась Жанна Буллок в России – бывших менеджеров ее компании «РИГрупп» (Русская Инвестиционная Группа), ее дочерних и партнерских структур, подрядчиков и муниципальных чиновников.
Немного прошлого
Происхождение Жанны Буллок – момент темный, окруженный массой легенд и домыслов. Первоначально ее фамилия звучала как Булох, и доподлинно известно лишь то, что родилась она в Белорусской ССР. Да и вообще о юности «бизнесвумен» сведения самые противоречивые. Сама она утверждает, что закончила филфак ЛГУ, однако ни в архиве Санкт-Петербургского государственного университета, ни в архиве педагогического университета имени Герцена нашему корреспонденту это не подтвердили – такая студентка или аспирантка не заканчивала ни один из этих вузов.
Сомнение в филфаковском образовании «героини» Подмосковья навевает и короткая цитата из посвященной ей статьи в «Нью-Йорк-Таймс»: «Ее секретарь замечает, что Жанна – настоящий интеллектуал, знакомый с творчеством Достоевского». Творчество Федора Михайловича – это, конечно, хорошо, но в нашей стране с ним знаком каждый выпускник средней школы, и это еще не делает его «настоящим интеллектуалом».
Та же нью-йоркская газета пишет, что до 24-х лет светская львица «преподавала русскую литературу в старших классах». При этом в блогосфере можно найти указания на то, что Жанна Булок не брезговала древнейшей из профессий в лихие 90-е, которые провела на Брайтон-бич, однако кто же верит блоггерам?
Зачем будущая «акула бизнеса» уехала из Ленинграда в США в конце 1980-х? На этот вопрос она дает самый элементарный ответ: «В России мне просто нечего было делать, – рассказывает она. – Время было ужасное. Нельзя было купить мыло, продукты питания, в продаже не было ничего, кроме ваучеров. А у меня было море энергии, и я хотела вырваться оттуда». Правда, «вырвавшись» из России, бывшая белорусская ленинградка не сумела удержать мужа, и была вынуждена работать «нянькой на Кингс-Хайвей в семье ортодоксального еврея, с семью детьми и женой в психиатрической лечебнице». Ей было на ту пору 24 года.
Бизнес в «бывшем Советском Союзе»
Перемены в жизни Жанны, быстро адаптировавшей свою неблагозвучную фамилию на американский манер, настали после того, как она познакомилась с Алексеем Кузнецовым – бывшим банкиром, будущим министром финансов Московской области. Именно на его деньги она смогла начать свой, как написали американские журналисты, «бизнес в бывшем Советском Союзе» - создать компанию «РИГрупп». Впрочем, назвать деятельность этой компании бизнесом можно только глядя очень издалека, с той стороны Атлантики.
Потому, что хотя основной ее деятельностью и было заявлено строительство коттеджных поселков и объектов социальной инфраструктуры, на самом деле, повторимся, «РИГрупп» представляла собой банальную схему по освоению бюджетных и заемных денег без реального результата. При том, что на балансе компании числилось 47 девелоперских проектов, завершен был только один – бизнес-центр «РИГрупп-Плаза» в Серпухове. Как следствие, никакой реальной прибыли детище Жаны Буллок не приносило. На что же жила компания? На какие средства выплачивались гигантские оклады и премиальные менеджменту, набиравшемуся по принципу «мне нравится этот мальчик»? Ответить не сложно: фирма жила в кредит.
Пожалуй, даже при таком раскладе можно было бы сделать деятельность «РИГрупп» прибыльной, однако для этого компании был бы нужен другой руководитель. Дело в том, что госпожа Булок вела дела в фирме так же, как хрестоматийный Манилов в своем поместье. Словосочетание «бизнес-план» ей, похоже, незнаком. Бизнес-мышление отсутствует в принципе. Зато в избытке чисто женского самодурства, авторитарности и дурного характера. Сотрудник, возразивший «барыне» хоть в чем-то, мог отправляться собирать вещи и идти в бухгалтерию за расчетом. Поскольку зарплата топ-менеджеров «РИГрупп» и ее многочисленных «дочек» составляла от 30 до 150 тысяч долларов в месяц, возражать генеральному директору никто не отваживался. Девизом компании на протяжении всего ее существования стала фраза «Я так хочу, потому что это красиво», причем обязательно произносимая голосом Жанны.
Без планов и изысканий
Именно таким образом появился на свет, к примеру, коттеджный поселок «Экоэстейт Павловская слобода» на Новорижском шоссе. Сразу несколько очевидцев этой безумной с точки зрения бизнеса затеи, рассказывают историю так. Супруга областного министра финансов, проезжая по Подмосковью на автомобиле, увидела живописную местность и через несколько дней дала команду приступить к строительству коттеджного поселка на 6 домиков.
Не получая разрешений на строительство или инженерных изысканий, не проведя даже юридического анализа, который показал бы, что такое строительство здесь запрещено в принципе, а поселок рано или поздно ждет судьба московских самостроев: «Речника» и «Острова Фантазий». Конечно, местность находилась в природоохранной зоне, об этом Жанне доложили, но если твой муж – министр, который рулит деньгами региона, то кого это волнует? Еще раз отметим, для ускорения процесса, строительство велось в авральном режиме, без предварительных инженерных изысканий, без дренажа, без коммуникаций, - лишь бы «хозяйка» осталась довольна.
Не удивительно, что весной первые этажи домиков оказались затоплены паводком, сделали дренаж - и позднее под весом коттеджей и с учетом дренажа начал сползать в реку берег. Его пришлось срочно укреплять, что сразу повысило себестоимость проекта. Газовщики и энергетики, которых никто не предупредил о возникновении нового населенного пункта, оказались не готовы тянуть к нему трубу и провода. Жанна выделила новые деньги, построила газовую электростанцию, питающуюся из газгольдера, заполненного сжиженным газом.
Однако света и тепла в домах не появилось – ведь все делалось под жестким и авторитарным командованием «барыни», которая в строительстве и тем более в инфраструктурном обеспечении, что называется, «не Копенгаген».
Электростанцию, как выяснилось, запустить нельзя, поскольку она слишком мощная, и никто не подумал, а куда отводить горячую воду, образующуюся в результате сжигания газа. «Сливайте в реку!», - последовала команда «барыни». Но этого представители чешского завода-изготовителя электростанции делать не стали ни под каким давлением. Ведь тогда река вскипела бы на полтора километра вниз по течению – и превратилась бы в готовую уху.
Тем не менее, в июне 2008 года, за месяц до бегства из России четы Буллок-Кузнецов, начались экстренные попытки продать коттеджи. Помните про карго-культ? Вот дальше идет явное его проявление – не беда, что некондиционные домики и неоформленный поселок. Их нужно просто отрекламировать как следует, и народ их купит по запредельным ценам, никуда не денется, решила «бизнесвумен». За 140 миллионов рублей было заказано «шоу с журналистами», чтобы привлечь покупателей: «Начало продаж в поселке премиум-класса «Экоэстейт Павловская слобода» ознаменуется беспрецедентным для России событием – RIGroup Design Show. В рамках этого мероприятия дизайнеры, архитекторы и декораторы с мировым именем – Нина Кэмпбелл (Nina Campbell), Алан Моатти (Alain Moatti) и Анри Ривьер (Henri Riviere), а также аукционный дом Филиппс де Пюри (Phillips de Pury & Company) – представят авторские интерьеры, которые были созданы специально для каждого дома в клубном поселке. Таким образом, будущие покупатели получат возможность не просто приобрести полностью декорированный и готовый к заселению дом, но и стать обладателями объекта современного искусства, успевшего побывать частью международного культурного проекта». Никто не купился, несмотря на организацию запредельно дорогой презентации.
Таких историй нам рассказали множество. Например, аналогичная история произошла с другим объектом «РИГрупп» - поселком «S-club» в Сорочанске Дмитровского района Подмосковья. Неудивительно, что при такой методике освоения бюджетных и заемных средств, супругам вскоре пришло в голову самое мудрое решение – покинуть Россию.
Откуда деньжата?
Как же удалось супругам-мошенникам при таком непрактичном освоении финансов настолько успешно обокрасть государство? Ответ не слишком сложен. Помните, чуть выше говорилось, что «РИГрупп» жила в кредит? Специально для того, чтобы собирать кредиты и привлекать инвестиции – в первую очередь, государственные – была создана целая сеть фирм и фирмочек, берущихся выполнять различные работы и переводивших деньги в оффшоры.
Их усилиями, под непосредственным руководством Жанны Буллок, представляющей себе бизнес в основном как привлечение средств и вложение их в «красоту», при потворстве ее супруга, имевшего доступ к областному бюджету, оказалась облегчена на десятки миллиардов рублей казна региона. С этой операцией, в отличие от всех других, чета Кузнецова-Буллок справилась идеально. И вовремя покинула пределы России. А строительство поселков, высокие зарплаты сотрудников, возведение «РИГрупп-Плаза» и даже статьи в «Нью-Йорк таймс», равно как и другие внешние признаки успешного бизнеса оказались лишь маскировкой. Почему столь долгое время никто не хотел понять, что бизнеса по принципу «я так хочу, потому что это красиво» - без бизнес-планов, проектов и изысканий – не бывает, - большой вопрос.
Если отбросить все пускающие пыль в глаза внешние признаки, оказывается, что речь идет не о романтических грабителях или жестких бизнесменах, потерпевших поражение в деловой игре, а о банальных кредитных мошенниках. Разве что более нахальных и высокопоставленных, чем обычные жулики, то и дело попадающие в руки правоохранительных органов. А значит, и судьба их ждет точно такая же. Следственный комитет при прокуратуре РФ и ГСУ при ГУВД Московской области возбудили дела по фактам мошенничества и растраты денег бюджета Московской области и инвесторов. Муж Жанны Буллок Алексей Кузнецов объявлен в международный розыск, ищут следователи и ее саму. Но пока что она скрывается в США, а бывший финансист - во Франции.