Они были перепечатаны в неподконтрольных официальному Еревану принт-медиа, выходящих в свет на армянском языке, а также в различных электронных изданиях.
За минувшие полтора года фигуранты вышеупомянутых публикаций (должностные лиц и олигархи) либо их представители кроме сухих отказов в стиле, а у нас ничего нет и мы вообще живем на чиновничьи и депутатские зарплаты, практически ничего другого и не было, хотя их недвижимое и движимое имущество, и особенно расходы в тысячекратном размере превышают легальные доходы.
Иное дело, что армянские олигархи в течение последнего года добились удовлетворения своего иска против оппозиционной газеты «Айкакан жаманак» / «Армянское время». Напомним, что в спорной статье под названием «Семеро из восьмерых в списке» газета написала, что правоохранительные органы России составили и с председателем действующего в Москве клуба «Миабанутюн» Смбатом Караханяном обсудили список армянских чиновников и депутатов, которые попали в их поле зрения в связи с расследующихся ими уголовных делах. В этом списке были указаны имена и трех депутатов.
В дальнейшем несмотря на то, что Караханян неоднократно утверждал и повторял свою точку зрения, иск олигархов к изданию «о защите чести и достоинства» был частично удовлетворен судебной системой Армении. Газета была оштрафована на 6 млн. драм (свыше 16 тыс. долларов по курсу), что является достаточно солидной суммой для оппозиционного издания.
В Москве и Вашингтоне фиксируют одни и те же факты. Различие в интерпретации – незначительное
В августе-сентябре, по вышеупомянутой тематике, в интернете, на сайте WikiLeaks были опубликованы утечки из депеш американских дипломатов, которые датированы 9 сентября 2003 года и 17 ноября 2009 года. Причем последняя депеша была подписана послом США в Ереване госпожой Мари Йованович.
Самым интересным в этих двух публикациях WikiLeaks было то, что изложенная в них информация, по абсолютному большинству пунктов, в том числе в некоторых деталях, совпадает с вышеупомянутыми российским публикациями из серии «Грабители Армении».
Иное дело, что посол США представляет вышестоящему руководству в Госдепартаменте данную ситуацию в несколько иной форме, сгруппировав крупный армянский бизнес в две пирамиды - Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна.
Согласно послу М.Йованович самыми преданными представителем пирамиды Сержа Саргсяна является владелец компании «Мика лимитед» Михаил Багдасаров и глава компании «Флеш» Барсег Бегларян, а также:- депутат парламента Самвел Алексанян (Лфик Само), который раньше был близок с Робертом Кочаряном,
- депутат парламента Рубен Айрапетян (Немец Рубо), который принадлежит к олигархам, связанным с криминальным миром,
- генеральный прокурор Агван Овсепян, который связан бизнесом с депутатом парламента Самвелом Алексаняном,
- зять Сержа Саргсяна Микаел Минасян, который владеет сетью кафе «Джазве» и представителем «Филипп Морис» в Армении, принадлежащей раньше стороннику оппозиции Хачатуру Сукиасяну,
- депутат парламента Арутюн Памбукян,
- брат Сержа Саргсяна Сашик Саргсян,- предприниматель Грант Варданян.
По данным американских дипломатов, стержнем пирамиды Роберта Кочаряна является депутат парламента Гагик Царукян (Доди Гаго). Есть версия, что весь его бизнес принадлежит Роберту Кочаряну. К преданным людям последнего, прежде всего, относятся - его сын Седрак Кочарян. Кроме того, в пирамиду экс-президента входят:- аргентинский предприниматель армянского происхождения Эдуардо Эрнекян, которому принадлежит аэропорт «Звартноц»,
- предприниматель Самвел Майрапетян.
М.Йованович полагает, что председатель парламента Овик Абрамян раньше был частью кочаряновской пирамиды, но в последний период он сформировал свою финансовую империю.
«Мы считаем целесообразным предложить экспертам Вашингтона учесть теневые финансовые интересы, которые являются невидимым фактором в армянской политике. То, что мы представляем, позволяет понять связь политики и бизнеса в армянской действительности», - пишет американский посол.
Однако публикации WikiLeaks также как до выборов, так и после них свидетельствуют о том, что американские дипломаты прекрасно осознавали главную причину вышеупомянутого реального расклада голосов избирателей в том, что политика, проводимая правительством Сержа Саргсяна, не пользуется поддержкой значительной части избирателей, при том, что «Серж Саргсян был отличным, прозападным партнером на должности министра обороны, ускорившим участие Армении в Евро-атлантическом партнерстве».
Таким образом, можно констатировать, что факты изложенные в вышеупомянутых публикациях российской электронной прессы получили детальное подтверждение в сведениях представленных в WikiLeaks.
Продолжается продвижение и «профессиональный рост» героев предыдущих публикаций
Однако, жизнь в Армении не стоит на месте. За последнее время, для тех или иных должностных лиц, открылись новые и куда более солидные возможности для установления контроля над финансовыми потоками и манипулирования денежными средствами поступающими в страну. По мнению Смбата Караханяна за последние годы ситуация в Армении не улучшилась и сформированная властная система доказывает свою неспособность к решению насущных проблем. Если сравнить с 2008 годом, то видим, что в Армении число официальных бедных увеличилось в два раза и составляет около половины официального списочного состава населения страны, а на самом деле примерно две третьих реально живущих в стране граждан. Официальная экономика страны по прежнему базируется на двух основных факторах: внешние заимствования и частные трансферты. В текущем году трансферты в Армению уже составили примерно 900млн. долларов США, из них более две третьих из России. Торговый баланс страны в последние годы неуклонно находится в многократной отрицательной зоне, страна искусственно сориентирована на импорт. Правительство и ЦБ Армении при этом всеми методами завышают курс национальной валюты, обеспечивая импортерам-олигархам сверхдоходы, которые оседают на зарубежных счетах и активах.
Официально заявленное число граждан Армении проживающих в стране завышено как минимум на 20% и не секрет, что данное обстоятельство является удобным инструментом манипуляций во время выборов.
Государственный долг вырос более 2,5 раза, фактически превышая половины госбюджета при этом сам бюджет даже меньше чем 2008 году. Огромные и необдуманные заимствования как и ранее предполагалось для населения страны фактически ни к чему позитивному не привели. Взамен из Армении потекли огромные потоки мигрантов. По различным оценкам страну ежегодно безвозвратно покидают около 80 тысяч граждан, люди едут целыми семьями с целю найти постоянное пристанище зарубежом.
Караханян также представил данные Информационно-Исследовательского Антикоррупционного Центра «Коррупция и криминал во власти Армении».
Согласно приведенной версии, среди «новых- старых» героев, прежде всего, выделим премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна. Это имя было упомянуто в публикациях полуторагодичной давности, но согласимся, что по сравнению с многими другими персонажами упомянутыми в «Грабителях Армении» глава правительства выглядел достаточно скромно.
Прошло совсем немного времени и таланты главы правительства в вопросе «распила» финансовых ресурсов стали проявляться все ярче. В качестве примера упомянем российский полумиллиардный российский кредит, который был перечислен правительству Армении в июне 2009 года на 15-летний срок для поддержания экономики страны в условиях кризиса. Согласно условиям предоставленного кредита, Армения должна ежегодно выплачивать 50 млрд драм (при курсе 1 доллар США = 370 драм) только на процентное обслуживание долга.
Судя по имеющейся в нашем распоряжении информации, основная часть кредита была направлена главой правительства, по согласованию с председателем Центрального банка Республики Армения Артуром Джавадяном, в различные бизнес-сферы. Среди которых выделим:- сферу строительства. В организацию «Укршин» («Укрстрой»), которая принадлежит дяде (точнее брату отца) премьер-министра. Эта организация, по интересному стечению обстоятельств, стала выигрывать все крупные строительные тендеры в Армении. Глав министерств обязывают, чтобы все крупные тендеры выигрывала «Укршин»,
- сферу фармацевтики, где быстро набрала вес компания «Вагафарм», 50% которой принадлежит главе правительства,- сферу страхования,- организации занимающиеся аудитом.
В нескольких банках, при содействии главы ЦБ РА А.Джавадяна, были открыты различные счета, через которые проходят огромные по меркам Армении финансовые средства подконтрольные главе правительства. При этом, главным сборщиком «денежных податей» от имени премьер-министра является руководитель его аппарата Давид Саркисян.
Другим «старым-новым» героем, который продолжает активно трудится на стезе подтверждения фактов изложенных в серии публикаций «Грабители Армении», является бывший руководитель таможенной службы страны Армен Аветисян. Последний, в течение 7 лет руководства таможней, создал систему, которая формирует бюджет, который весьма далекий от истинных поступлений. Эта система используется для формирования потоков контрабанды и предназначена для личного обогащения.
Отметим, что в собственности А.Аветисяна могут находиться:- квартира, бар и ночной клуб в Лондоне,- дома в Москве и Испании,- машины марок «Мерседес» и «Бентли»,- сеть магазинов «Зара»,- парфюмерный бизнес,- гостиницу «Голден Палас» в Ереване.
Совсем недавно Генеральная прокуратура Армении закрыла дело о контрабанде в 100 млн.долларов, которое было самым тесным образом связано с А.Аветисяном.
Кроме того, недалеко от канатной дороги в Цахкадзоре А.Аветисян строит гостиницу, по различным сведениям для С.Саргсяна. На это строительство он уже потратил порядка 35 млн. долларов. Можно предположить, что А.Аветисян уверен, что скоро президент С.Саргсян выполнит свое обещание и назначит его на такую должность, где он сможет быстро покрыть все свои затраты.
Близость А.Аветисяна к президенту С.Саргсяну более чем очевидна. В очередной раз это проявилось в истории об анонимном звонке, когда последовало предупреждение о том, что в Госкомитете по доходам заложена бомба. Бомбу спецслужбы не нашли, но нашли автора анонимного звонка. Им оказался...отец А.Аветисяна. Из-за близости А.Аветисяна с президентом дело было замято, но в общественном дискурсе сохранилось.
Все вышеизложенное указывает на то, что за все время президентства С.Саргсяна коррумпированная, кланово-олигархическая система в Армении нисколько не изменилась по своей сути. Другое дело, что система структурно окончательно выкристаллизовались в две вышеупомянутые пирамиды во главе которых стоят С.Саргсян и Р.Кочарян. Безусловно, между ними существуют некоторые разногласия, и не исключено, что в предвыборный период могут обостриться политические и корпоративные противоречия. Отметим, что секретарь фракции правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов, комментируя вопрос о том, может ли коалиция власти пойти по пути «Единой России» и принять решение поддержать кандидатуру экс-президента Роберта Кочаряна на выборах, практически исключил возможность поддержки Роберта Кочаряна коалиционными силами, напомнив о содержании коалиционного меморандума.
Однако, но не более того, т.к. они пока что являются двумя частями одной системы. По мнению Караханяна, стране нужны системные изменения и жесткий демонтаж криминальных монополий, а по сути криминально-олигархических группировок.
Продуктивным решением проблемы могут стать внеочередные выборы и установление легитимной власти.
Разумеется, в сложившейся ситуации, армянские власти ищут свою легитимность вне страны. Для достижения этой цели и если повезет еще и заручиться некой внешней поддержкой приходится постоянно лавировать и играть на противостояниях России, США, ЕС, а в региональном контексте еще и Ирана и Турции. Политическая мимикрия и отсутствие собственной позиции уже давно стали визитной карточкой армянской власти, особенное обострение происходит в предвыборный период и в то время, когда оппозиция сможет вывести на улицы критические массы митингующих. Очевидно, что основным аргументом армянских властей во время «доверительных» переговоров с США и Западом в целом, является переориентировка Армении в их сторону, уменьшая влияние России и поэтапное отстранение ее от решения проблем в качестве ключевого игрока в регионе.
Именно в данном контексте и проходит турне С.Саргсяна в США.
В США, Серж Саркисян сделал первую остановку в Нью-Йорке - на острове Элис, что на Гудзоне, который считался островом мигрантов до 1954 года. Через этот остров в США прибыли миллионы людей, в том числе, спасшиеся от геноцида армяне.
На острове Элис (остров на Гудзоне, который считался островом мигрантов до 1954 года. Через этот остров в США прибыли миллионы людей, в том числе и армяне, спасавшиеся от геноцида), Сержу Саркисяну была вручена медаль почета «Остров Элис» от Национальной этнической коалиции организаций США (National Ethnic Coalition of Organizations, NECO). Напомним, что подобной награды были удостоены 6 американских президентов, многочисленные официальные лица, конгрессмены. Но Серж Саркисян – первый президент иностранного государства, получивший эту медаль.
«Серж Саркисян – первый иностранный президент, удостаивающийся этой награды. Это человек, который боролся во имя своей страны, чье видение свободной и процветающей Армении пользуется поддержкой американского правительства и правительств мира. Но главное – он начал диалог мира и толерантности с соседями, приблизив свой народ максимально к миру. Господин президент, за то, что Вы сделали для Вашей страны и армяно-американских отношений, история будет вспоминать Вас с благодарностью», сказал глава NECO Насер Каземи.
США, на официальном уровне, конечно, могут и дальше не замечать все те безобразия, которые творятся внутри Армении и содействовать криминально-олигархической системе продолжать играть роль государства с условием, что часть экономики и особенно инфраструктуры будут подконтрольны Западу. Кроме этого повышается заинтересованность в дружественных черных финансово-экономических дырах, (стран и территорий), которые формально остаются вне официального международного контроля. Здесь имеем дело с разновидностью внешнеполитической коррупции, считает Караханян.
Также отметим, что в прессе уже прозвучали различные заявления о том, что французская компания намерена купить у РАО ЕЭС армянские электросети. Позже пресс-секретарь российской компании заявил, что РАО ЕЭС не будет продавать активы в Армении. Однако ряд западных компаний прорабатывают также и другие интересные предложения.
Касающиеся Премьер Министра Армении утверждения, опубликованные на Вашем сайте под рубрикой “Версия”, являются дезинформацией и совершенно не соответствуют действительности. Пресс-служба Премьер Министра Республики Армения никогда не комментировала публикации подобного рода. Тем не менее, мы вынуждены отреагировать на представленный материал, так как он становится предметом необоснованных спекуляций в армянской прессе. Официально заявляем, что Премьер Министр Республики Армения Тигран Суренович Саркисян не занимается предпринимательской деятельностью, а также не владеет каким-либо бизнесом и не представляет чьи-либо деловые интересы.
Арам Ананян, пресс-секретарь Премьер Министра Республики Армения