Алексей Пищулин, генпродюсер телеканала Rambler
Наше телевидение не выдержало испытания огромными деньгами....Алексей Пищулин – творческая личность. За его плечами работа в крупных телекомпаниях: МТК, НТВ, «ТВ Центр».
Его богатейший опыт был высоко оценен руководством познавательного телеканала «Rambler-телесеть», куда он был приглашен на должность генерального продюсера. Однако 1 апреля, в день юмора, познавательный телеканал уйдет в историю, на его месте начнет вещание анимационный канал «2Х2». Вот на эту тему обозреватель газеты «Век» Александр Герасимов побеседовал с Алексеем Пищулиным.
«Век»: Алексей Юрьевич, вы на телевидении больше 20 лет. А как изменилось, на ВАШ взгляд, российское телевидение?
- В конце 80-ых, выбравшись на волю из идеологического блиндажа, российское телевидение стало экспериментировать, открывать для себя новые формы и новые темы. Именно тогда появились в эфире программы, ставшие классикой жанра – «До и после полуночи», «Взгляд», литературно-художественный канал «Слово», «Веселые ребята» А.Кнышева и «Монтаж» Дмитрия Диброва и А.Столярова, «Тема» Владислава Листьева и многие другие. В 1989-м году, стажируясь на CBS в Нью-Йорке, и в 1992-м, совершая тур по телекомпаниям Калифорнии, я с гордостью говорил коллегам, что российское телевидение сейчас – лучшее в мире. И я действительно в это верил.
«Век»: И все-таки?
- К сожалению, наше телевидение не выдержало испытания огромными деньгами, которые обрушились на вещателя благодаря бурному развитию рекламы. Как говорил один мой друг, немец, «…вы, русские, всегда заявляете, что вы европейцы – и при этом всегда стремитесь подражать американцам!». Пока европейское (в особенности – британское и французское) телевидение на протяжении 15-ти лет смело экспериментировало с форматами, осваивало свежие приемы творческого синтеза разных искусств, создавало новые, высочайшего качества каналы – такие, как Canal +, ARTE, объединяющие возможности сразу нескольких языков и культур – мы спешно адаптировали, а иногда и «заимствовали» американизированные развлекательные проекты, последовательно вытесняя из эфира все самобытное, талантливое, основанное на русской культурной традиции. За эти годы многие блестящие профессионалы были потеряны для телеаудитории – вытеснены на периферию вещания, или, что еще хуже, подвергнуты «переквалификации», а иногда просто принуждены сменить ремесло. Их место повсюду занимали мастера по «освоению бюджета» и «привлечению средств», менеджеры, которые, прочитав несколько американских учебников по «технологии успеха», вместе с убогим бизнес-жаргоном приобретали уверенность, что могут управлять чем угодно. И, наконец, пришли сериалы – и довершили превращение зрителя в «телепузика», лишенного критериев качества и собственного достоинства.
Если вдруг покажется, что я сгущаю краски, предлагаю обратить внимание на систематическое «протестное голосование» телеакадемиков: год за годом ТЭФИ достается не амбициозным и запредельно-затратным проектам «национальных» каналов, а тем, кто пытается и в условиях рынка не снижать планку качества – каналам «Культура» и прежнему РЕН ТВ, снятым с эфира проектам «Намедни», «Тушите свет» и т.д.
«Век»: Вы прошли потрясающую школу профессионалов российского телевидения. Работали на МТК (делали программу «Кто есть кто?»), занимали должность зам. Главного продюсера на НТВ, и в течение семи лет работали главным продюсером канала ТВЦ. У вас богатая телебиография?
- К сожалению, да, если под «богатством» понимать большое количество мест работы. Но я, безусловно, предпочел бы много лет работать в одном проекте, а не пятиться перед превосходящими силами неприятеля, отдавая одну линию окопов за другой.
«Век»: Алексей Юрьевич, как вы можете объяснить свой переход в 2006 году на канал «RAMBLER-телесеть»?
- Когда Раневскую спросили, почему она так часто меняла театры, она с усмешкой ответила: «Искала Великое Искусство!». Я, конечно, не равняю себя с Фаиной Георгиевной, и не сопоставляю высокий мир театра с такой специфической областью массовой культуры, как ТВ, но… НТВ, где мне посчастливилось работать в эпоху, которая кажется теперь Золотым Веком, и ТВЦ при Олеге Попцове давали возможность работать в сфере массовой культуры, не теряя самоуважения. Когда, после очередной смены руководства на ТВЦ, ко мне обратились люди с Рамблера, они произнесли лишь три слова: «образовательно-просветительское телевидение» — и я в ту же секунду осознал, что именно таким телевидением и хочу заниматься больше всего!
«Век»: Насколько, я понимаю, именно с вашей легкой подачи, на накале RAMBLER стали показывать эксклюзивные документальные фильмы и сериалы?
- Приходя на канал в апреле 2006-го, я получил некий кредит доверия и бюджет, достаточный для того, чтобы приобретать качественный европейский телепродукт. Я горжусь тем, что удалось отобрать для показа российскому зрителю, и могу только сожалеть, что большую часть из отобранного он в бесплатном эфире так и не увидит. Всего лишь за полгода Рамблер приобрел у европейских коллег репутацию канала, который проводит последовательную программную политику, знает, чего хочет и следует общепринятым стандартам современного телевидения. Думаю, некоторые из фильмов, выйди они в эфир не на Рамблере, а на одном из каналов с большим охватом, — стали бы громким телевизионным событием.
«Век»: Как вы считаете, в России должен существовать доступный познавательный канал, или он должен быть вместе с другими тематическими каналами в пакете спутникового телевидения?
- По моему мнению, уважающая себя и свою историю, и культуру держава, даже если она перестала считать себя «самой читающей в мире», просто обязана иметь мощный, богатый, общедоступный познавательный канал, занимающий достойное место в «социальном пакете» вещания, сколько бы каналов он не включал в себя. Недопустимо превращать телевизор в источник одних незатейливых и бессмысленных развлечений: он может и должен быть источником информации, знаний о мире и человеке, трибуной умных, образованных и компетентных людей. Именно такова была программная концепция канала «Рамблер».
«Век»: 19 марта «Телеканал 2Х2» начал техническое вещание в Москве. Известно, что 1 апреля познавательный канал RAMBLER перестанет вещать. Не ужели на этом история познавательного телевидения в России заканчивается?
- Мне не хочется в это верить. Думаю, государство, осуществляя национальный образовательный проект, не может пренебрегать таким мощным средством, как телевидение. Это противоречило бы государственным интересам, которые подразумевают воспитание образованных, любознательных граждан с широким кругозором. Мы получали письма, в которых наши зрители сообщали нам, что записывают наши программы и фильмы с эфира, а иногда даже демонстрируют их на уроках в школе! Не секрет, что не у всех есть материальная возможность поездить по свету, увидеть разные страны и народы, пообщаться с виднейшими представителями мировой науки. Познавательный канал способен предоставить такую возможность каждому обладателю телевизора, где бы он не жил и каков бы не был уровень его финансовой состоятельности.
«Век»: Ряд СМИ в прошлом году, когда канал был продан холдингу «ПРОФ-МЕДИА», сообщили, что RAMBLER все это время был убыточный, и лишь в 2006 году канал вышел на самоокупаемость?
- Это – общее правило телевизионных бизнес-проектов: первые несколько лет они остаются убыточными, затем выходят на самоокупаемость, и лишь через пять-шесть лет начинают приносить прибыль. Рамблеру не дали этих пяти-шести лет. Но в стране, где частотный ресурс принадлежит государству, власть не может, не имеет права быть безразличной к тому, как этот ресурс используется! Мы ведь, кажется, уже перестали поощрять «перепрофилирование» проданных детских садов в коммерческие предприятия? Как же можно санкционировать покупку «телевизионной школы» для последующего превращения её в очередной «развлекательный центр»? Ведь освобождение российского эфира от осмысленного вещания в долгосрочной перспективе повлечет за собой убытки, которые будет невозможно наверстать! Не хотелось бы, по традиции российской истории, сперва отступать до Урала, а потом неимоверными усилиями поворачивать вспять и отвоёвывать территорию, которая принадлежит нам по праву. Поэтому ответственный бизнес в союзе с ответственной властью должны вкладывать средства и предоставлять эфир образовательному телевидению сегодня, пока еще не перевелись в стране зрители, которым не всё равно, что смотреть.
«Век»: Какие телеканалы и программы Вы предпочитаете сегодня смотреть? И почему?
- Из телеканалов систематически смотрю «Культуру». Из первоначального формата он, мне кажется, вырос во всеобъемлющий канал для нормального зрителя, который может найти тут и качественное кино, и научно-популярные фильмы, и «человеческую» музыку самых разных жанров. Можно только пожалеть, что «Культура» имеет недостаточный охват по России: думаю, телевизионщикам приходилось бы выслушивать меньше жалоб на оглупляющее воздействие «ящика», если бы общедоступные развлекательные каналы уравновешивались бы хоть одним содержательным. Что касается программ, продолжаю — по инерции десятилетней давности - смотреть новости, смотрю документальные фильмы на «России», некоторые ток-шоу на той же «Культуре», иногда — свежее игровое кино. И — вы не поверите — пока был жив «Рамблер», с удовольствием смотрел его.
«Век»: Что категорически не приемлете на современном телевидении?
- У меня вызывает отвращение потворство самым гадким, самым примитивным инстинктам необразованного и убогого зрителя — в погоне за мифическим «рейтингом». Как выразилась в интервью госпожа Наталья Вашко, генеральный директор канала «2х2» и наследница сети канала «Рамблер», «…лучший способ получить лояльную аудиторию — это делать порноканал». Если следовать подобной логике, лучший способ заработать на жизнь молодой девице сегодня — это выйти на обочину шоссе: вот уж где «лояльная аудитория!» зачем учиться, терпеть нужду, вообще — терпеть, делать усилия, когда решение всех проблем – «в шаговой доступности!» и, к сожалению, эти представления, пусть не в такой гротескной форме, диктуют сегодня многие программные решения и на других каналах. Мне бывает стыдно за свой цех, мне жалко огромных денежных средств, изъятых в том числе у населения — и истраченных на его же растление и оглупление.
«Век»: Какие программы вызывают у Вас раздражение?
- Те, где ведущий и гости в студии орут, чтобы создать «энергетику»; те, где нам предлагают следить за подопытными участниками, как за лабораторными крысами, а сами подопытные готовы показывать любые трюки, лишь бы обеспечить себе минутную популярность (кто помнит сегодня, как звали участников программы «за стеклом?»)… вообще, меня раздражает умышленное «снижение планки» — авторской, драматургической, объясняемое классическим: «пипл хавает!» как же надо презирать — не только свой народ, но и самого себя — чтобы участвовать в производстве подобного телевизионного «фаст фуда!»
Справка «Век»:
Пищулин Алексей Юрьевич родился в 1960 году. В 1982 году с отличием окончил Московский Полиграфический институт по специальности «художник-график». Является членом Союза художников. Телевизионная карьера Алексея Пищулина началась в 1986 году с работы в Главной Дирекции Центрального Телевидения (ЦТ) в качестве художника-постановщика. С 1989 по 1990 год Пищулин был художественным руководителем Центра компьютерной графики Центрального телевидения, а в 1990-91 гг. принимал непосредственное участие в создании Российского телевидения и в разработке проекта «Первый канал ЦТ». В качестве режиссера Алексей Пищулин начал работать в 1992 году на студии Никиты Михалкова «ТРИТЭ Видео», затем он продолжил режиссерский путь в студии Музыкальных программ телекомпании «Останкино», на «Первом канале» (в программе «Империя зрелищ») и на «НТВ» (программа «Овация»). С 1995 по 1996 год был автором и режиссером еженедельной публицистической программы «Кто есть кто» (МТК). В 1996 году Алексей Пищулин начинает работу в новом для себя качестве - генерального продюсера (компания «Всемирный русский канал»). С 1997 по 1999 гг. занимал пост продюсера музыкального и художественного вещания НТВ, затем был руководителем отдела производства и приобретения телевизионных программ, и, наконец, заместителем главного продюсера; автором сценария и продюсером документального пятисерийного фильма «Николай II. Круг жизни» с Георгием Жженовым и четырехсерийного фильма «Жизнь Солженицына», а также соавтором пятисерийного фильма «Живой Пушкин» (совместно с Леонидом Парфеновым). С 1999 года Алексей Пищулин был главным режиссером, затем – главным продюсером телеканала «ТВ Центр». 3 апреля 2006 года Алексей Пищулин был назначен на пост генерального продюсера телеканала «Rambler-телесеть».
«Век»: Алексей Юрьевич, вы на телевидении больше 20 лет. А как изменилось, на ВАШ взгляд, российское телевидение?
- В конце 80-ых, выбравшись на волю из идеологического блиндажа, российское телевидение стало экспериментировать, открывать для себя новые формы и новые темы. Именно тогда появились в эфире программы, ставшие классикой жанра – «До и после полуночи», «Взгляд», литературно-художественный канал «Слово», «Веселые ребята» А.Кнышева и «Монтаж» Дмитрия Диброва и А.Столярова, «Тема» Владислава Листьева и многие другие. В 1989-м году, стажируясь на CBS в Нью-Йорке, и в 1992-м, совершая тур по телекомпаниям Калифорнии, я с гордостью говорил коллегам, что российское телевидение сейчас – лучшее в мире. И я действительно в это верил.
«Век»: И все-таки?
- К сожалению, наше телевидение не выдержало испытания огромными деньгами, которые обрушились на вещателя благодаря бурному развитию рекламы. Как говорил один мой друг, немец, «…вы, русские, всегда заявляете, что вы европейцы – и при этом всегда стремитесь подражать американцам!». Пока европейское (в особенности – британское и французское) телевидение на протяжении 15-ти лет смело экспериментировало с форматами, осваивало свежие приемы творческого синтеза разных искусств, создавало новые, высочайшего качества каналы – такие, как Canal +, ARTE, объединяющие возможности сразу нескольких языков и культур – мы спешно адаптировали, а иногда и «заимствовали» американизированные развлекательные проекты, последовательно вытесняя из эфира все самобытное, талантливое, основанное на русской культурной традиции. За эти годы многие блестящие профессионалы были потеряны для телеаудитории – вытеснены на периферию вещания, или, что еще хуже, подвергнуты «переквалификации», а иногда просто принуждены сменить ремесло. Их место повсюду занимали мастера по «освоению бюджета» и «привлечению средств», менеджеры, которые, прочитав несколько американских учебников по «технологии успеха», вместе с убогим бизнес-жаргоном приобретали уверенность, что могут управлять чем угодно. И, наконец, пришли сериалы – и довершили превращение зрителя в «телепузика», лишенного критериев качества и собственного достоинства.
Если вдруг покажется, что я сгущаю краски, предлагаю обратить внимание на систематическое «протестное голосование» телеакадемиков: год за годом ТЭФИ достается не амбициозным и запредельно-затратным проектам «национальных» каналов, а тем, кто пытается и в условиях рынка не снижать планку качества – каналам «Культура» и прежнему РЕН ТВ, снятым с эфира проектам «Намедни», «Тушите свет» и т.д.
«Век»: Вы прошли потрясающую школу профессионалов российского телевидения. Работали на МТК (делали программу «Кто есть кто?»), занимали должность зам. Главного продюсера на НТВ, и в течение семи лет работали главным продюсером канала ТВЦ. У вас богатая телебиография?
- К сожалению, да, если под «богатством» понимать большое количество мест работы. Но я, безусловно, предпочел бы много лет работать в одном проекте, а не пятиться перед превосходящими силами неприятеля, отдавая одну линию окопов за другой.
«Век»: Алексей Юрьевич, как вы можете объяснить свой переход в 2006 году на канал «RAMBLER-телесеть»?
- Когда Раневскую спросили, почему она так часто меняла театры, она с усмешкой ответила: «Искала Великое Искусство!». Я, конечно, не равняю себя с Фаиной Георгиевной, и не сопоставляю высокий мир театра с такой специфической областью массовой культуры, как ТВ, но… НТВ, где мне посчастливилось работать в эпоху, которая кажется теперь Золотым Веком, и ТВЦ при Олеге Попцове давали возможность работать в сфере массовой культуры, не теряя самоуважения. Когда, после очередной смены руководства на ТВЦ, ко мне обратились люди с Рамблера, они произнесли лишь три слова: «образовательно-просветительское телевидение» — и я в ту же секунду осознал, что именно таким телевидением и хочу заниматься больше всего!
«Век»: Насколько, я понимаю, именно с вашей легкой подачи, на накале RAMBLER стали показывать эксклюзивные документальные фильмы и сериалы?
- Приходя на канал в апреле 2006-го, я получил некий кредит доверия и бюджет, достаточный для того, чтобы приобретать качественный европейский телепродукт. Я горжусь тем, что удалось отобрать для показа российскому зрителю, и могу только сожалеть, что большую часть из отобранного он в бесплатном эфире так и не увидит. Всего лишь за полгода Рамблер приобрел у европейских коллег репутацию канала, который проводит последовательную программную политику, знает, чего хочет и следует общепринятым стандартам современного телевидения. Думаю, некоторые из фильмов, выйди они в эфир не на Рамблере, а на одном из каналов с большим охватом, — стали бы громким телевизионным событием.
«Век»: Как вы считаете, в России должен существовать доступный познавательный канал, или он должен быть вместе с другими тематическими каналами в пакете спутникового телевидения?
- По моему мнению, уважающая себя и свою историю, и культуру держава, даже если она перестала считать себя «самой читающей в мире», просто обязана иметь мощный, богатый, общедоступный познавательный канал, занимающий достойное место в «социальном пакете» вещания, сколько бы каналов он не включал в себя. Недопустимо превращать телевизор в источник одних незатейливых и бессмысленных развлечений: он может и должен быть источником информации, знаний о мире и человеке, трибуной умных, образованных и компетентных людей. Именно такова была программная концепция канала «Рамблер».
«Век»: 19 марта «Телеканал 2Х2» начал техническое вещание в Москве. Известно, что 1 апреля познавательный канал RAMBLER перестанет вещать. Не ужели на этом история познавательного телевидения в России заканчивается?
- Мне не хочется в это верить. Думаю, государство, осуществляя национальный образовательный проект, не может пренебрегать таким мощным средством, как телевидение. Это противоречило бы государственным интересам, которые подразумевают воспитание образованных, любознательных граждан с широким кругозором. Мы получали письма, в которых наши зрители сообщали нам, что записывают наши программы и фильмы с эфира, а иногда даже демонстрируют их на уроках в школе! Не секрет, что не у всех есть материальная возможность поездить по свету, увидеть разные страны и народы, пообщаться с виднейшими представителями мировой науки. Познавательный канал способен предоставить такую возможность каждому обладателю телевизора, где бы он не жил и каков бы не был уровень его финансовой состоятельности.
«Век»: Ряд СМИ в прошлом году, когда канал был продан холдингу «ПРОФ-МЕДИА», сообщили, что RAMBLER все это время был убыточный, и лишь в 2006 году канал вышел на самоокупаемость?
- Это – общее правило телевизионных бизнес-проектов: первые несколько лет они остаются убыточными, затем выходят на самоокупаемость, и лишь через пять-шесть лет начинают приносить прибыль. Рамблеру не дали этих пяти-шести лет. Но в стране, где частотный ресурс принадлежит государству, власть не может, не имеет права быть безразличной к тому, как этот ресурс используется! Мы ведь, кажется, уже перестали поощрять «перепрофилирование» проданных детских садов в коммерческие предприятия? Как же можно санкционировать покупку «телевизионной школы» для последующего превращения её в очередной «развлекательный центр»? Ведь освобождение российского эфира от осмысленного вещания в долгосрочной перспективе повлечет за собой убытки, которые будет невозможно наверстать! Не хотелось бы, по традиции российской истории, сперва отступать до Урала, а потом неимоверными усилиями поворачивать вспять и отвоёвывать территорию, которая принадлежит нам по праву. Поэтому ответственный бизнес в союзе с ответственной властью должны вкладывать средства и предоставлять эфир образовательному телевидению сегодня, пока еще не перевелись в стране зрители, которым не всё равно, что смотреть.
«Век»: Какие телеканалы и программы Вы предпочитаете сегодня смотреть? И почему?
- Из телеканалов систематически смотрю «Культуру». Из первоначального формата он, мне кажется, вырос во всеобъемлющий канал для нормального зрителя, который может найти тут и качественное кино, и научно-популярные фильмы, и «человеческую» музыку самых разных жанров. Можно только пожалеть, что «Культура» имеет недостаточный охват по России: думаю, телевизионщикам приходилось бы выслушивать меньше жалоб на оглупляющее воздействие «ящика», если бы общедоступные развлекательные каналы уравновешивались бы хоть одним содержательным. Что касается программ, продолжаю — по инерции десятилетней давности - смотреть новости, смотрю документальные фильмы на «России», некоторые ток-шоу на той же «Культуре», иногда — свежее игровое кино. И — вы не поверите — пока был жив «Рамблер», с удовольствием смотрел его.
«Век»: Что категорически не приемлете на современном телевидении?
- У меня вызывает отвращение потворство самым гадким, самым примитивным инстинктам необразованного и убогого зрителя — в погоне за мифическим «рейтингом». Как выразилась в интервью госпожа Наталья Вашко, генеральный директор канала «2х2» и наследница сети канала «Рамблер», «…лучший способ получить лояльную аудиторию — это делать порноканал». Если следовать подобной логике, лучший способ заработать на жизнь молодой девице сегодня — это выйти на обочину шоссе: вот уж где «лояльная аудитория!» зачем учиться, терпеть нужду, вообще — терпеть, делать усилия, когда решение всех проблем – «в шаговой доступности!» и, к сожалению, эти представления, пусть не в такой гротескной форме, диктуют сегодня многие программные решения и на других каналах. Мне бывает стыдно за свой цех, мне жалко огромных денежных средств, изъятых в том числе у населения — и истраченных на его же растление и оглупление.
«Век»: Какие программы вызывают у Вас раздражение?
- Те, где ведущий и гости в студии орут, чтобы создать «энергетику»; те, где нам предлагают следить за подопытными участниками, как за лабораторными крысами, а сами подопытные готовы показывать любые трюки, лишь бы обеспечить себе минутную популярность (кто помнит сегодня, как звали участников программы «за стеклом?»)… вообще, меня раздражает умышленное «снижение планки» — авторской, драматургической, объясняемое классическим: «пипл хавает!» как же надо презирать — не только свой народ, но и самого себя — чтобы участвовать в производстве подобного телевизионного «фаст фуда!»
Справка «Век»:
Пищулин Алексей Юрьевич родился в 1960 году. В 1982 году с отличием окончил Московский Полиграфический институт по специальности «художник-график». Является членом Союза художников. Телевизионная карьера Алексея Пищулина началась в 1986 году с работы в Главной Дирекции Центрального Телевидения (ЦТ) в качестве художника-постановщика. С 1989 по 1990 год Пищулин был художественным руководителем Центра компьютерной графики Центрального телевидения, а в 1990-91 гг. принимал непосредственное участие в создании Российского телевидения и в разработке проекта «Первый канал ЦТ». В качестве режиссера Алексей Пищулин начал работать в 1992 году на студии Никиты Михалкова «ТРИТЭ Видео», затем он продолжил режиссерский путь в студии Музыкальных программ телекомпании «Останкино», на «Первом канале» (в программе «Империя зрелищ») и на «НТВ» (программа «Овация»). С 1995 по 1996 год был автором и режиссером еженедельной публицистической программы «Кто есть кто» (МТК). В 1996 году Алексей Пищулин начинает работу в новом для себя качестве - генерального продюсера (компания «Всемирный русский канал»). С 1997 по 1999 гг. занимал пост продюсера музыкального и художественного вещания НТВ, затем был руководителем отдела производства и приобретения телевизионных программ, и, наконец, заместителем главного продюсера; автором сценария и продюсером документального пятисерийного фильма «Николай II. Круг жизни» с Георгием Жженовым и четырехсерийного фильма «Жизнь Солженицына», а также соавтором пятисерийного фильма «Живой Пушкин» (совместно с Леонидом Парфеновым). С 1999 года Алексей Пищулин был главным режиссером, затем – главным продюсером телеканала «ТВ Центр». 3 апреля 2006 года Алексей Пищулин был назначен на пост генерального продюсера телеканала «Rambler-телесеть».