Евгений Бурдуковский — 27.03.2020 13:56

Арктические планы нефтяников заморожены?

Последний визит Игоря Сечина в Красноярск на фоне растущего экономического кризиса, связанного не только с коронавирусом, но и с падением спроса и, соответственно, цен на нефть, моментально оброс паническими слухами.

Самолет директора самой крупной российской НК «Роснефть» был замечен в красноярском аэропорту 20 марта. Слухмейкеры тут же окрестили прилет Сечина тайным и стали выдвигать версии, что обсуждалось за закрытыми дверями в краевой администрации. Красноярский край вошел в число нефтедобывающих регионов относительно недавно – промышленная добыча на Ванкорском месторождении стартовала в 2009 году. За ним последовали еще несколько месторождений в Эвенкии. На очереди – запасы нефти на самом крайнем севере – полуострове Таймыр. Суперпроект, который, в первую очередь, продвигает «Роснефть», получил название «Восток Ойл». Его реализация должна идти в тесной связке с развитием Северного морского пути. У Красноярского края на нефтегазоносные планы самые серьезные виды. По сути, такой масштабной индустриализации регион не видел с советских времен. Север региона после нее уже никогда не станет прежним. Речь идет о десятках тысяч новых рабочих мест. Важный социальный индикатор – грядущее возобновление жилищного строительства в Норильске после многолетнего перерыва.

Согласно данным Стратегии развития Красноярского края до 2030 года, региону предстоит в 1,5-2 раза нарастить добычу нефти (сейчас ее показатель – в районе 25 млн. тонн в год, в основном, за счет Ванкора). Регион войдет в число основных российских поставщиков углеводородного сырья. Исходя из географии залегания ресурсов, на территории края складываются два крупных центра нефтегазовой промышленности. Это Северо-Западный, который составляют месторождения, расположенные в западной части Таймыра и на территории Туруханского района, а также Приангарский центр, объединяющий месторождения Нижнего Приангарья и юга Эвенкии. «Развитие сектора переработки будет связано с реализацией инвестиционной программы Ачинского НПЗ, направленной на увеличение глубины переработки нефти, и созданием на основе использования газа месторождений Приангарского центра газоперерабатывающих, а в перспективе и газохимических производств», - добавляют в краевом правительстве.

Буквально на днях был принят федеральный пакет «арктических» законопроектов по льготам для нефтегазовой промышленности, который рассчитан на стимулирование вложений компаний в добычу в арктических районах РФ. В числе мер значатся различные варианты и сроки снижение НДПИ, нулевая ставка по налогу на прибыль и т.д. Единственное объяснение, до которого додумались пресловутые «телеграмм-каналы», а следом за ними и ряд СМИ, – на фоне дешевеющей нефти, несмотря на предполагаемые льготы, все арктические проекты стали нерентабельными. О чем Сечин и решил поговорить с красноярским губернатором Александром Уссом с глазу на глаз. Чуть позже пресс-служба губернатора официально заявила, что Сечин прилетал в Красноярск, чтобы обсудить «направления совместной работы и создание центра подготовки специалистов для работы на объектах «Роснефти».

«Нефтегазовая отрасль в Красноярском крае за последнее десятилетие стала одним из двух столпов региональной экономики наряду с металлургическим сектором. В прошлом году поступления от нефтегазовых компаний в бюджет превышали 25 млрд. рублей. Только за январь – февраль этого года оборот отрасли достиг 112 млрд. рублей. Это на 5% больше, чем годом ранее. Красноярский край сохраняет четвертое место среди регионов страны по объемам добычи нефти. В 2019 году на него пришлась почти половина всей добычи в Сибирском федеральном округе. Те проекты, которые были обозначены в ходе встреч руководства нефтегазовых корпораций с президентом РФ, а также с губернатором края, имеют стратегический характер. Речь идет о месторождениях по сути мирового значения, поэтому их разработка будет осуществлена – так как от них во многом зависит экономическое будущее России в первой половине 21 века», - заявил в разговоре с корреспондентом «Века» депутат Госдумы Виктор Зубарев.

Оптимизм депутата можно понять, если вспомнить, что и в 2009 и в 2014 годах планы нефтяников в Красноярском крае реализовывались в полной мере. Хотя нынешняя ситуация выглядит все запутаннее с каждым днем. И эксперты пока уверены только в одном: ситуация меняется каждый день, и делать уверенные выводы не берется никто. Тем более, по таким глобальным темам.

«На рынках высокая волатильность, но стоит признать, что текущий кризис - не финансовый. У него экономико-эпидеомилогическая природа, поэтому бороться с ним необходимо точечными методами в отраслях, где наблюдается снижение экономической активности. Методы монетарной политики здесь ограничены. Ситуация с коронавирусом еще не получила развернутого описания.
Банк России говорит об ухудшении ситуации на глобальных финансовых рынках. Есть угроза рецессии мировой экономики на фоне эпидемии и резкого снижения цен на нефть. Поскольку распространение вируса остается высоким, высокой остается и угроза еще более существенного замедления экономической активности и падения цен на нефть», - размышляет старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич.
Полная версия публикации
ИноСМИ 24.03.2020 10:23
«Скрытые носители» могут составлять треть из всех случаев заражения Covid-19
Общество 24.03.2020 14:15
«Симптомы появляются разные, в разное время»: ответы Комаровского по COVID-19
ИноСМИ 24.03.2020 17:59
Covid-19: Французский парламент одобрил введение законопроекта о чрезвычайном санитарном положении