Аварийное жилье – темпы нарастают
Если верить заявлениям чиновников, то расселение аварийного жилья в стране идет ускоренными темпами. Федеральные и региональные власти постоянно отчитываются о выполнении планов по ликвидации ветхих жилых домов.
Впрочем, по оценкам Счетной палаты, площадь аварийных домов не сокращается, а увеличивается, поскольку темпы расселения отстают от темпов ветшания и разрушения массового жилья в стране. Площадь непригодного жилья увеличивается в России примерно на 2 млн. кв. м в год.
Накопление объемов аварийного жилищного фонда
Согласно представленным субъектами РФ 1 августа 2023 года сведениям, общий объем аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, составляет 15,28 млн. кв. м, в котором проживает 852 660 человек. Общая потребность в финансировании этого расселения оценивается в 1,375 трлн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 825,36 млрд. руб.
При этом эксперты отмечают, что в России в ближайшие годы резко вырастет объем устаревающего жилья: к 2030 году он прибавит 54 млн. кв. м, а к 2040-му эта цифра увеличится в четыре раза. Специалисты связывают это с тем, что предельный срок эксплуатации будет заканчиваться у домов, построенных в 60-е годы 20 века. Речь идет о так называемых хрущевках, которые были возведены в 1956–1963 годах, а также о девяти- и двенадцатиэтажках, построенных в 1963–1969 годах. К 2040 году эти многоэтажки потребуют капитального ремонта, а часть домов придется выводить из эксплуатации и строить новые.
«К 2030 году мы оцениваем прирост объема устаревшего жилья в 54 млн. кв. м, к 2035 году — 130 млн. кв. м, к 2040 году — 216 млн. кв. м», — подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. В дальнейшем необходимо будет находить способы решения этой проблемы, отметили там.
При всем этом темпы признания многоквартирных домов аварийными существенно превышают темпы их расселения. Так, действующая на данный момент в РФ программа расселения аварийного жилого фонда предполагает расселение 510 тыс. человек из 10 млн. кв. м в зданиях, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Программа рассчитана до 2024 года. Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что с 2019 года Фонд ЖКХ в субъекты РФ перечислил почти 276 млрд. руб. Переселено же более 384 тыс. человек с площади около 6,5 млн. кв. м.
Между тем, Хуснуллин признал, что власти не успевают переселять граждан из-за стремительного роста аварийного жилья. С 2017 года по 2022 год объем дополнительного аварийного жилья в стране увеличился на 13 млн. кв. м. То есть объем такого жилья увеличивается ежегодно на 2 млн. кв. м, из которого также нужно расселять граждан.
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев видит несколько причин увеличения объемов аварийного жилья. «Второй пик массового строительства в СССР пришелся на 1970-е годы, и сейчас эти здания массово приходят в негодность, особенно те, которые построены в районах с тяжелым климатом или эксплуатировались в качестве общежитий. Другая причина – застройщики во имя экономии строят так, что дом можно признавать аварийным сразу после сдачи», – полагает он.
«Третья – многие годы местные администрации не признавали здания аварийными, так как не было возможности их расселить (зачем брать на себя обязательство, которое ты не сможешь выполнить?) А после появления программы появилась возможность получить под это федеральные деньги, и огромный массив аварийного жилья, скрываемый многие годы, просто всплыл на поверхность», – считает Журавлев.
По словам эксперта, для решения проблемы нужно строить не только больше, но и качественнее. Иначе из этого круга мы просто не выйдем, отметил он.
Темпы строительства не соответствуют темпам расселения
По расчетам ИНП РАН, для достижения обеспеченности жильем в объеме 36,7 кв. м на человека к 2035 году в соответствии с базовым сценарием «Стратегии развития строительной отрасли в России» надо каждый год строить до 120 млн. кв. м жилья.
Управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова считает, что причина низких темпов расселения аварийного жилья заключается в низкой заинтересованности застройщиков.
«Строительство дома для переселенцев даже в утопической ситуации неограниченного бюджета встречает на пути массу сложностей: в крупных городах – поиск и согласование со всеми инстанциями площадки. А во всех без исключения городах – власти довольно скрупулезный заказчик, и найти подрядчика на этот тип работ довольно трудно», – отметила Доброхотова.
Эксперт сомневается в том, что интенсивные темпы строительства помогут с переселением из аварийного жилья. «Если бы у жильцов старых домов были деньги на переезд за свой счет, проблема давно была бы исчерпана. Власти у коммерческих девелоперов также не будут выкупать пулы готовых квартир в проектах повышенного уровня комфорта – им нужно жилье стандарт-класса, которого в крупных городах строится все меньше, то есть нужен отдельный контракт на строительство домов для переселения», – обращает внимание Доброхотова.
Новые предложения правительства по расселению аварийного жилья
В программу расселения аварийного жилья в России в 2023-2024 годах собираются внести изменения. Уже в обновленном виде она может стартовать с 2025 года, заявил Хуснуллин.
По его словам, на сегодняшний день в стране действует программа расселения непригодного для проживания жилья, признанного таковым до 2017 года, между тем, в некоторых регионах она выполнена досрочно. «Сейчас мы смотрим новые подходы, которые мы должны отработать за 2023-2024 годы», — отметил Хуснуллин.
Также предлагается пересмотреть долю софинансирования программы со стороны регионов. При этом Хуснуллин добавил, что сегодня этот показатель равен 18%. «С 2018 года часть регионов экономически развилась, и мы предлагаем увеличить их долю софинансирования, чтобы можно было увеличить площадь расселяемого жилья», — пояснил вице-премьер.
Обновленная программа расселения аварийного жилья при этом должна будет включать меры, стимулирующие интеграцию расселения непригодных для проживания домов в проекты комплексного развития территорий с привлечением инвестиций.
Кроме того, новая программа должна предусматривать ремонт и расселение аварийных домов, являющихся памятниками архитектуры, подытожил Хуснуллин.
Депутаты бьют тревогу
Депутаты Госдумы просят увеличить финансирование проекта по расселению аварийного жилья. Их не устроило то, что расходы по проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для жилья жилого фонда» в 2024 году будут сокращены на 60%, т. е. на 26,9 млрд. руб. В 2023 году на него заложено 46,1 млрд. руб., а в следующем – лишь 19,2 млрд. руб., говорится в заключении комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Бюджет на 2023–2024 годы предполагал, что расходы на расселение аварийного жилья в 2024 году будут больше – 47,5 млрд. руб.
Сокращение федерального финансирования программы переселения из аварийного жилья станет «неприятным моментом» для многих регионов, отметила зампредседателя думского комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
«Чем это может обернуться? Надеюсь, не тем, что переселение полностью остановится», – отметила она. Разворотнева заявила, что при рассмотрении бюджета комитет обсуждал инструменты для предотвращения таких ситуаций и для успешной реализации программы.
Член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Галина Хованская указывает также на то, что в России под расселение не попадают так называемые дома блокированной застройки — это когда сразу несколько домов (как правило, малоэтажных) соединяются в ряд и «блокируют» с торцов боковыми стенами.
Такие конструкции очень любят строить в пригородах, называя их «таунхаусами». При этом ветхие «таунхаусы», согласно действующей классификации, не являются многоквартирными домами, а, значит, не подлежат расселению. При том, что таких домов полным-полно, например, на Севере России и на Дальнем Востоке, где они когда-то, в советские еще времена, предоставлялись очередникам для улучшения жилищных условий и подлежали приватизации.
«Устанавливая подобные ограничения, мы сами загоняем субъекты в такие ситуации, когда они не могут выполнить программу переселения», — констатировала Хованская. То же самое касается аварийных частных домов — они также не входят в программу по расселению, хотя в сельской местности, например, составляют до 90% всего жилого фонда.
Представитель пресс-службы Минстроя пояснил, что передвижки в финансировании этого проекта позволили регионам реализовать программу расселения аварийного жилья опережающими темпами. Уже переселены 572 тыс. человек из 9,68 млн. квартир, что составляет 106% от плана. Обязательства перед гражданами регионами будут выполнены, оптимистично добавили в пресс-службе Минстроя.
Накопление объемов аварийного жилищного фонда
Согласно представленным субъектами РФ 1 августа 2023 года сведениям, общий объем аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, составляет 15,28 млн. кв. м, в котором проживает 852 660 человек. Общая потребность в финансировании этого расселения оценивается в 1,375 трлн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 825,36 млрд. руб.
При этом эксперты отмечают, что в России в ближайшие годы резко вырастет объем устаревающего жилья: к 2030 году он прибавит 54 млн. кв. м, а к 2040-му эта цифра увеличится в четыре раза. Специалисты связывают это с тем, что предельный срок эксплуатации будет заканчиваться у домов, построенных в 60-е годы 20 века. Речь идет о так называемых хрущевках, которые были возведены в 1956–1963 годах, а также о девяти- и двенадцатиэтажках, построенных в 1963–1969 годах. К 2040 году эти многоэтажки потребуют капитального ремонта, а часть домов придется выводить из эксплуатации и строить новые.
«К 2030 году мы оцениваем прирост объема устаревшего жилья в 54 млн. кв. м, к 2035 году — 130 млн. кв. м, к 2040 году — 216 млн. кв. м», — подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. В дальнейшем необходимо будет находить способы решения этой проблемы, отметили там.
При всем этом темпы признания многоквартирных домов аварийными существенно превышают темпы их расселения. Так, действующая на данный момент в РФ программа расселения аварийного жилого фонда предполагает расселение 510 тыс. человек из 10 млн. кв. м в зданиях, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Программа рассчитана до 2024 года. Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что с 2019 года Фонд ЖКХ в субъекты РФ перечислил почти 276 млрд. руб. Переселено же более 384 тыс. человек с площади около 6,5 млн. кв. м.
Между тем, Хуснуллин признал, что власти не успевают переселять граждан из-за стремительного роста аварийного жилья. С 2017 года по 2022 год объем дополнительного аварийного жилья в стране увеличился на 13 млн. кв. м. То есть объем такого жилья увеличивается ежегодно на 2 млн. кв. м, из которого также нужно расселять граждан.
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев видит несколько причин увеличения объемов аварийного жилья. «Второй пик массового строительства в СССР пришелся на 1970-е годы, и сейчас эти здания массово приходят в негодность, особенно те, которые построены в районах с тяжелым климатом или эксплуатировались в качестве общежитий. Другая причина – застройщики во имя экономии строят так, что дом можно признавать аварийным сразу после сдачи», – полагает он.
«Третья – многие годы местные администрации не признавали здания аварийными, так как не было возможности их расселить (зачем брать на себя обязательство, которое ты не сможешь выполнить?) А после появления программы появилась возможность получить под это федеральные деньги, и огромный массив аварийного жилья, скрываемый многие годы, просто всплыл на поверхность», – считает Журавлев.
По словам эксперта, для решения проблемы нужно строить не только больше, но и качественнее. Иначе из этого круга мы просто не выйдем, отметил он.
Темпы строительства не соответствуют темпам расселения
По расчетам ИНП РАН, для достижения обеспеченности жильем в объеме 36,7 кв. м на человека к 2035 году в соответствии с базовым сценарием «Стратегии развития строительной отрасли в России» надо каждый год строить до 120 млн. кв. м жилья.
Управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова считает, что причина низких темпов расселения аварийного жилья заключается в низкой заинтересованности застройщиков.
«Строительство дома для переселенцев даже в утопической ситуации неограниченного бюджета встречает на пути массу сложностей: в крупных городах – поиск и согласование со всеми инстанциями площадки. А во всех без исключения городах – власти довольно скрупулезный заказчик, и найти подрядчика на этот тип работ довольно трудно», – отметила Доброхотова.
Эксперт сомневается в том, что интенсивные темпы строительства помогут с переселением из аварийного жилья. «Если бы у жильцов старых домов были деньги на переезд за свой счет, проблема давно была бы исчерпана. Власти у коммерческих девелоперов также не будут выкупать пулы готовых квартир в проектах повышенного уровня комфорта – им нужно жилье стандарт-класса, которого в крупных городах строится все меньше, то есть нужен отдельный контракт на строительство домов для переселения», – обращает внимание Доброхотова.
Новые предложения правительства по расселению аварийного жилья
В программу расселения аварийного жилья в России в 2023-2024 годах собираются внести изменения. Уже в обновленном виде она может стартовать с 2025 года, заявил Хуснуллин.
По его словам, на сегодняшний день в стране действует программа расселения непригодного для проживания жилья, признанного таковым до 2017 года, между тем, в некоторых регионах она выполнена досрочно. «Сейчас мы смотрим новые подходы, которые мы должны отработать за 2023-2024 годы», — отметил Хуснуллин.
Также предлагается пересмотреть долю софинансирования программы со стороны регионов. При этом Хуснуллин добавил, что сегодня этот показатель равен 18%. «С 2018 года часть регионов экономически развилась, и мы предлагаем увеличить их долю софинансирования, чтобы можно было увеличить площадь расселяемого жилья», — пояснил вице-премьер.
Обновленная программа расселения аварийного жилья при этом должна будет включать меры, стимулирующие интеграцию расселения непригодных для проживания домов в проекты комплексного развития территорий с привлечением инвестиций.
Кроме того, новая программа должна предусматривать ремонт и расселение аварийных домов, являющихся памятниками архитектуры, подытожил Хуснуллин.
Депутаты бьют тревогу
Депутаты Госдумы просят увеличить финансирование проекта по расселению аварийного жилья. Их не устроило то, что расходы по проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для жилья жилого фонда» в 2024 году будут сокращены на 60%, т. е. на 26,9 млрд. руб. В 2023 году на него заложено 46,1 млрд. руб., а в следующем – лишь 19,2 млрд. руб., говорится в заключении комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Бюджет на 2023–2024 годы предполагал, что расходы на расселение аварийного жилья в 2024 году будут больше – 47,5 млрд. руб.
Сокращение федерального финансирования программы переселения из аварийного жилья станет «неприятным моментом» для многих регионов, отметила зампредседателя думского комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
«Чем это может обернуться? Надеюсь, не тем, что переселение полностью остановится», – отметила она. Разворотнева заявила, что при рассмотрении бюджета комитет обсуждал инструменты для предотвращения таких ситуаций и для успешной реализации программы.
Член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Галина Хованская указывает также на то, что в России под расселение не попадают так называемые дома блокированной застройки — это когда сразу несколько домов (как правило, малоэтажных) соединяются в ряд и «блокируют» с торцов боковыми стенами.
Такие конструкции очень любят строить в пригородах, называя их «таунхаусами». При этом ветхие «таунхаусы», согласно действующей классификации, не являются многоквартирными домами, а, значит, не подлежат расселению. При том, что таких домов полным-полно, например, на Севере России и на Дальнем Востоке, где они когда-то, в советские еще времена, предоставлялись очередникам для улучшения жилищных условий и подлежали приватизации.
«Устанавливая подобные ограничения, мы сами загоняем субъекты в такие ситуации, когда они не могут выполнить программу переселения», — констатировала Хованская. То же самое касается аварийных частных домов — они также не входят в программу по расселению, хотя в сельской местности, например, составляют до 90% всего жилого фонда.
Представитель пресс-службы Минстроя пояснил, что передвижки в финансировании этого проекта позволили регионам реализовать программу расселения аварийного жилья опережающими темпами. Уже переселены 572 тыс. человек из 9,68 млн. квартир, что составляет 106% от плана. Обязательства перед гражданами регионами будут выполнены, оптимистично добавили в пресс-службе Минстроя.