«Автодор» перебрал из бюджета
Работа российских дорожников вновь попала в поле зрения Счетной палаты. Так, по данным аудиторов, расходы на строительство первой очереди платной автомагистрали М-11 Москва - Санкт-Петербург длиной около 90 километров превышены почти на 7 млрд. рублей.
Этот участок планируют сдать летом 2015 года, расходы на его строительство достигнут 51 млрд. рублей, из них 5,2 млрд. должна была вложить компания Аркадия Ротенберга «Мостотрест». Однако, на деле, по словам аудитора СП Максима Рохмистрова, вложения господина Ротенберга оказались куда меньше запланированных.
«Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», — заявил Рохмистров.
Впрочем, основные претензии СП к «Автодору» заключаются не в отношениях госкомпании с олигархом, а в бюджетной растрате. По данным ведомства, стоимость строительства первой очереди трассы превышена на 6,6 млрд. рублей по сравнению с прогнозами госэкспертизы.
«Долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на данном участке трассы, требует дополнительной корректировки, - сообщил в ответ «Автодор». ДИС содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта».
В качестве обоснования своей позиции дорожники заявили, что «прогнозные доходы не были проиндексированы на уровень инфляции».
По словам аналитика ИХ «ФИНАМ» Алексея Захарова, подобная позиция госкомпании говорит о глубоком кризисе в сфере дорожного строительства. «Позиция, озвученная «Автодором», конечно, имеет право на существование, однако, не стоит забывать одну вещь, - сказал эксперт «Веку». - В долгосрочных проектах инфляционная составляющая обязательно закладывается. И если в данном случае этого не было сделано, это свидетельствует о низкой квалификации тех, кто соответствующие документы составлял. И мы, кстати, квалификацию наших чиновников можем увидеть даже по телевизору, исходя из того, какие решения они принимают. Поэтому, если инфляцию не заложили в этот проект, я удивлен не буду. Хотя я не буду удивлен и в том случае, когда на этапе подготовки документов все было сделано правильно, а стоимость работ уже изменилась в ее процессе».
Дорожники не раз попадали в скандалы, иногда даже международные. Например, в 2010 году жители подмосковного Домодедова восстали против строительства участка трассы М-4, которая должна была пройти через дачный кооператив «Матвеевка». Против были все - городская администрация, прокуратура и даже губернатор Подмосковья Борис Громов. В Домодедове провели референдум, который показал, что строительства не хотят 95% горожан.
Однако, чиновники, намекая на то, что эта трасса является проектом, затеянным к Олимпиаде в Сочи, не собирались отменять строительство. Домодедовцы даже написали письмо председателю Международного олимпийского комитета Жаку Рогге, который, впрочем, отделался дипломатически-нейтральным ответом.
По словам пресс-секретаря «Ассоциации адвокатов за права человека» Юлии Гусейновой, проблему тогда удалось решить лишь благодаря настойчивости и принципиальной позиции властей и горожан.
«Благодаря усилиям юристов и жителей чиновники отменили прежний проект. Это редкий случай, но здесь мы победили. Дорогу провели в обход поселка, хотя дорожники очень сопротивлялись», - сообщила Гусейнова «Веку».
Впрочем, Алексея Захарова не удивляет, что обычно чиновники и их подрядчики так крепко держатся за подобные заказы. «Дело в том, еще в советские времена все, что было связано с дорожными работами, являлось денежной «могилой», - говорит Захаров. - Было такое подразделение в МВД - Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Так вот, дорожники наряду с сотрудниками торговли были постоянными «клиентами» ОБХСС. Современные чиновники не далеко от них ушли, потому что легче всего злоупотребить там, где есть дорожные работы. Представьте, есть участок в 50 километров. Полтора сантиметра щебенки просто не доложили - и оцените масштабы «дохода». Контролировать хищения в ходе строительства или ремонта объективно тяжело просто физически».
А от работ, где «доходы» не обещают быть высокими, похоже, можно и отказаться. Так, в Московской области участок дороги от Субботова до Мякинина протяженностью всего около 4 км дорожники решили не ремонтировать, несмотря на то, что ремонта неоднократно требовали жители Коломны. Руководство «Мосавтодора» направило письмо в адрес районной администрации, в котором говорится об отказе принять этот участок в эксплуатацию - свой демарш дорожники объяснили нецелесообразностью передачи, которая повлечет «значительное увеличение расходов на содержание дорог регионального и межмуниципального значения».
Иными словами строить и ремонтировать федеральные трассы выгоднее, чем автодороги местного значения.
«Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», — заявил Рохмистров.
Впрочем, основные претензии СП к «Автодору» заключаются не в отношениях госкомпании с олигархом, а в бюджетной растрате. По данным ведомства, стоимость строительства первой очереди трассы превышена на 6,6 млрд. рублей по сравнению с прогнозами госэкспертизы.
«Долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на данном участке трассы, требует дополнительной корректировки, - сообщил в ответ «Автодор». ДИС содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта».
В качестве обоснования своей позиции дорожники заявили, что «прогнозные доходы не были проиндексированы на уровень инфляции».
По словам аналитика ИХ «ФИНАМ» Алексея Захарова, подобная позиция госкомпании говорит о глубоком кризисе в сфере дорожного строительства. «Позиция, озвученная «Автодором», конечно, имеет право на существование, однако, не стоит забывать одну вещь, - сказал эксперт «Веку». - В долгосрочных проектах инфляционная составляющая обязательно закладывается. И если в данном случае этого не было сделано, это свидетельствует о низкой квалификации тех, кто соответствующие документы составлял. И мы, кстати, квалификацию наших чиновников можем увидеть даже по телевизору, исходя из того, какие решения они принимают. Поэтому, если инфляцию не заложили в этот проект, я удивлен не буду. Хотя я не буду удивлен и в том случае, когда на этапе подготовки документов все было сделано правильно, а стоимость работ уже изменилась в ее процессе».
Дорожники не раз попадали в скандалы, иногда даже международные. Например, в 2010 году жители подмосковного Домодедова восстали против строительства участка трассы М-4, которая должна была пройти через дачный кооператив «Матвеевка». Против были все - городская администрация, прокуратура и даже губернатор Подмосковья Борис Громов. В Домодедове провели референдум, который показал, что строительства не хотят 95% горожан.
Однако, чиновники, намекая на то, что эта трасса является проектом, затеянным к Олимпиаде в Сочи, не собирались отменять строительство. Домодедовцы даже написали письмо председателю Международного олимпийского комитета Жаку Рогге, который, впрочем, отделался дипломатически-нейтральным ответом.
По словам пресс-секретаря «Ассоциации адвокатов за права человека» Юлии Гусейновой, проблему тогда удалось решить лишь благодаря настойчивости и принципиальной позиции властей и горожан.
«Благодаря усилиям юристов и жителей чиновники отменили прежний проект. Это редкий случай, но здесь мы победили. Дорогу провели в обход поселка, хотя дорожники очень сопротивлялись», - сообщила Гусейнова «Веку».
Впрочем, Алексея Захарова не удивляет, что обычно чиновники и их подрядчики так крепко держатся за подобные заказы. «Дело в том, еще в советские времена все, что было связано с дорожными работами, являлось денежной «могилой», - говорит Захаров. - Было такое подразделение в МВД - Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Так вот, дорожники наряду с сотрудниками торговли были постоянными «клиентами» ОБХСС. Современные чиновники не далеко от них ушли, потому что легче всего злоупотребить там, где есть дорожные работы. Представьте, есть участок в 50 километров. Полтора сантиметра щебенки просто не доложили - и оцените масштабы «дохода». Контролировать хищения в ходе строительства или ремонта объективно тяжело просто физически».
А от работ, где «доходы» не обещают быть высокими, похоже, можно и отказаться. Так, в Московской области участок дороги от Субботова до Мякинина протяженностью всего около 4 км дорожники решили не ремонтировать, несмотря на то, что ремонта неоднократно требовали жители Коломны. Руководство «Мосавтодора» направило письмо в адрес районной администрации, в котором говорится об отказе принять этот участок в эксплуатацию - свой демарш дорожники объяснили нецелесообразностью передачи, которая повлечет «значительное увеличение расходов на содержание дорог регионального и межмуниципального значения».
Иными словами строить и ремонтировать федеральные трассы выгоднее, чем автодороги местного значения.