Бизнес и ЕР: парное катание
На сайте электронного издания «Скандалы.ру» размещен материал, анализирующий взаимоотношения российских предпринимателей и партии «Единая Россия». Как выяснилось, взаимная тяга друг к другу бизнесменов и партии власти оказалась отнюдь не бескорыстной.
На счета «Единой России» в 2016 году поступило 4,3 млрд рублей пожертвований – так много денег от спонсоров партия еще никогда не получала. ЕР получила больше пожертвований, чем любая другая российская партия. Для сравнения – «Справедливой России» пожертвовали 1,2 млрд рублей, КПРФ – 667 млн рублей, а ЛДПР – 367 млн рублей.
Как работают «откаты»
Самую большую часть пожертвований – 3,9 млрд рублей – внесли не граждане, а юридические лица – фонды и частные компании. Многие из них участвуют в государственных тендерах и побеждают – получают возможность заключить с государством многомиллионный или многомиллиардный контракт.
На связь между пожертвованиями компаний в фонд партии власти и победой в государственных конкурсах указывают правозащитники. Так, об использовании скрытых схем финансирования партий перед выборами 2016 года сообщало движение в защиту прав избирателей «Голос». В своем докладе эксперты отмечали, что механизмы финансирования партий могут действовать по принципу «отката»: компания получает госконтракт только в том случае, если обязуется часть вырученных средств направить на поддержку партии.
Анализ финансовых отчетов партий за 2016 год, опубликованных на сайте Центральной избирательной комиссии, показал, что данная схема могла быть реализована и в год парламентских выборов. По подсчетам Russiangate, 61% компаний - доноров «Единой России» 2016 года – это государственные подрядчики.
Это число не учитывает ситуации, когда госконтракты выигрывают не сами компании-доноры, а аффилированные с ними структуры. Например, АО «Шархинский карьер» в 2016 году пожертвовало партии 18 млн рублей и ни разу не приняло участие в государственных конкурсах. Однако учрежденная этим акционерным обществом «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД» в 2017 году заключает сразу несколько контрактов со Службой капитального строительства Республики Крым на проектирование детских садов и школ на полуострове.
Добро пожаловать в мир госзаказа
В списке доноров партии власти за 2016 год есть компании, которые получили госконтракты впервые в 2016–2017 годах – то есть сразу после совершения пожертвования. Больше всего из них «Единой России» пожертвовало ПАО «Океанрыбфлот» – 44,9 млн рублей.
Генеральным директором «Океанрыбфлота» числится Евгений Новоселов. Во время выборов в 2016 году он был избран депутатом Законодательного Собрания Камчатского края. Именно в этом году компания Новоселова сделала партии пожертвование, превышающее законные нормы (44,9 млн рублей вместо допустимых 43,3 млн рублей) и начала получать госконтракты.
Другой пример родом из Ульяновска. ООО «Солком» в 2016 году пожертвовало партии 400 тыс. рублей. Несмотря на то, что компания создана еще в 2009 году, госконтракты она стала получать только после «благотворительного» взноса. Строительство детского сада, ФОКа и школ – всего сделок на сумму 218 млн рублей. Эти контракты заключены с госучреждениями Ульяновска и Ульяновской области, которые подведомственны администрации города и правительству области. Как глава Ульяновска Алексей Гаев, так и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов являются членами партии «Единая Россия».
«Откат» – то есть деньги, которые подрядчик возвращает заказчику, принявшему решение закупаться именно у этого поставщика, обычно составляют не менее 10% сделки. Под такие параметры попадают сразу две компании из списка «новичков», заключившие контракты с дочерними компаниями «Башнефти».
ООО «Челяб Нефть Ойл» внесла в кассу «Единой России» 4 млн рублей. И в этом же году компания выиграла свой первый госконтракт – у ООО «Башнефть-Розница» на сумму 325 млн рублей.
Другой поставщик «Башнефть-розница» – компания «АЗС Ойл» – внесла 3 млн рублей и выиграла контракт на сумму 210 млн рублей. Обе фирмы зарегистрированы в Челябинске, и в обоих случаях речь идет об одном и том же предмете контракта – продаже АЗС.
Российский железнодорожный след
По подсчетам Russiangate, у 1/6 части спонсоров «Единой России» – то есть у 104 компаний – после совершения пожертвования партии-лидеру дела пошли лучше: в 2016–2017 годах они стали получать больше госконтрактов, чем за все предыдущие годы работы.
Среди таких компаний больше всего контрактов после совершения пожертвования получили подрядчики ОАО «РЖД»: сразу после вложения от 1 до 43 млн рублей 20 компаний стали заключать дорогостоящие контракты, один за другим, только со структурами РЖД.
Некоторые компании, которые сделали самые большие взносы, связаны с влиятельным российским бизнесменом Алексеем Крапивиным. Его имя всплывало в расследованиях по мотивам « Панамского архива», « Ландромата» и в текстах, посвященных коррупции в системе РЖД.
Владимир Якунин, экс-глава РЖД. Фото – Газета.ру
Отец бизнесмена – Андрей Крапивин - ранее был советником экс-главы РЖД Владимира Якунина. За то время, когда Якунин управлял компанией, Крапивин-младший успел построить монопольную империю крупнейших подрядчиков корпорации.
Еще в 2014 году журналисты Reuters опубликовали расследование, в котором сообщили: деньги, полученные Крапивиным от РЖД, тратились не на строительство и поставку товаров, а перечислялись в фирмы-однодневки, а затем обналичивались или выводились в офшоры. В марте 2017 года «Новая газета» назвала Алексея Крапивина одним из трех самых крупных российских получателей денег, которые выводились из страны по «молдавской схеме».
Круговорот миллиардов
После отставки Владимира Якунина в августе 2015 года должность президента РЖД занял Олег Белозеров. Именно после смены руководства в РЖД компании Крапивина начали инвестировать в партию власти и продолжили выигрывать государственные контракты.
Более того, в 2016 году количество выигранных фирмами Якунина контрактов только увеличилось. То же самое произошло с четырьмя компаниями, которые пожертвовали «Единой России» в выборный год максимально возможную по закону сумму – 43 млн рублей.
Примечательно, что ни одна из перечисленных компаний не жертвовала деньги «Единой России» ранее – их нет в финансовых отчетах партии за 2012–2015 годы.
ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация» за все время своего существования заключало контракты только с ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой». Лишь два контракта датируются 2014 и 2015 годами, остальные 17 контрактов заключены недавно – в 2016 и 2017 году, общая стоимость – 4,6 млрд рублей.
Другая компания – ООО «СвязьТех» принадлежит Максиму Соломко (соучредитель Крапивина). За 2016–2017 годы она получила от РЖД подряды на 205 млн рублей – до этого на счету компании был лишь один контракт.
Продолжило выигрывать контракты с РЖД принадлежащее Соломко ООО «РэйлТех» – за полтора года компания выиграла конкурсов на 1,4 млрд рублей. ООО «СетьСтройЭнерго» (как выяснил Republic, также принадлежит Крапивину) получило от РЖД 6,8 млрд рублей – после совершения пожертвования количество контрактов увеличилось в два раза.
Среди спонсоров «Единой России» есть и другие компании, связанные с Крапивиным и выигравшие в год выборов больше контрактов с РЖД, чем раньше. Это ООО «ТрансСервисАвтоматика» (в 2016–2017 годах выиграло подрядов на 1,4 млрд рублей), ООО «Востокнефтепродукт» (7 млрд рублей), ООО «Трансбарьер М» (3,4 млрд рублей), ООО «ТрансСервисАвтоматика» (1,4 млрд рублей), ООО «ЖелДорМикроТранс» (821 млн рублей), ООО «ТрансСигналСтрой» (6,5 млрд рублей).
Возможно, в числе спонсоров «Единой России» присутствует больше компаний, связанных с Крапивиным: эта бизнес-империя характеризуется большим количеством фирм, созданных специально под подряды РЖД и оформленных на подставных лиц.
Софья Савина
[«Собеседник.Ру», 14.06.17, «Золото партии власти. Кто платит «Единой России»»: На днях глава думского комитета по транспорту и строительству единоросс Евгений Москвичев не исключил, что после принятия закона о реновации в Москве парламент инициирует снос хрущевок уже по всей России.
Эта инициатива подозрительно совпала с тем, что крупнейшим спонсором «Единой России» среди юридических лиц стала Томская домостроительная компания (ТДСК), которая бросила в партийную кубышку 45 млн рублей. Правда 1 млн 700 тысяч фирме демонстративно вернули (по закону больше 43,3 млн от одной фирмы партиям получать нельзя), но сам факт такого внушительного первоначального взноса поставил ТДСК на первое место в списке частных финансистов власти. А кто партии платит, тот ее фракцию и танцует – разве не логично?
ТДСК – крупнейший строительный холдинг Сибири. Его возглавляет томский депутат Александр Шпетер, и за последние несколько лет компания заработала около 3 млрд рублей на госконтрактах по расселению из ветхого жилья.
«Нам показали сегодня квартиры 20 м2, – сказал как-то первый вице-премьер Игорь Шувалов. – Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье». Шувалов еще не читал госконтракты, которые без конкурса получает главный спонсор «Единой России». Он бы вообще обхохотался. Предмет одного такого контракта – «благоустроенная квартира в кирпичном, или панельном, или монолитном доме общей площадью не менее 12,7 кв. м». Дальше такая же, но «общей площадью не менее 10,9 кв. м». И даже (моя любимая) общей площадью «не менее 7,8 кв. м». И это не жилой, а именно общей площадью: коридор, комната, кухня, санузел – всё на пятачке 2,8 х 2,8 метра. Благоустроенная квартира, конечно. Зато стоит около миллиона рублей.
Правда, уже из подписанных соглашений следует, что расселяют счастливых новоселов все-таки в шикарные «шуваловские» 20-метровки. Это, конечно, утешительней, чем 7,8 м2, но все-таки гораздо меньше хрущевской однушки. Зато застройщику – прибыль. Представьте, если это начинание да не только на Москву – на всю страну распространить. На такую реновацию никаких 45 миллионов спонсорского взноса не жалко.
А вот о самом щедром индивидуальном спонсоре «Единой России» СМИ написали просто: «некий Михаил Генералов». Согласно отчету, в 2016 году Генералов пожертвовал партии власти сразу 5 млн рублей. Это тоже больше максимально допустимой суммы для физических лиц, поэтому 700 тысяч спонсору вернули, но главное ведь – сделать красивый жест.
Официально о Михаиле Петровиче Генералове в отчете сообщается лишь, что он москвич 1977 года рождения. И всё. Дальше – полная неизвестность.
В списке «Форбс» олигарха с таким именем нет. Мало того, на это ФИО в России вообще не зарегистрирована ни одна фирма. Даже ИП такого в стране не существует. На руководящих бизнес-должностях Генералов тоже не значится. В общем, простой российский работяга. Или вообще безработный. Просто накопил. И все, что нажито непосильным трудом, пожертвовал любимой партии. Даже закрадывается подозрение: а был ли спонсор? И есть ли вообще такой человек? Тем более что с его данными не идентифицируется ни одна страничка в соцсетях.
Sobesednik.ru выяснил: есть. Правда, карьеру подпольного миллионера этот Генералов начинал не на Рублевке, как может показаться из его щедрости, а в столичном районе Новопеределкино (не то чтобы трущобы городские, но спальный аппендикс на самой окраине старой Москвы). Отец его долгое время работал во вневедомственной охране УВД ЦАО, а старшая сестра после окончания вуза устроилась в медцентр Управделами президента. При этом сам Михаил был связан с ЗАО «Инженерный центр», которое осваивает солидные дорожные бюджеты в разных городах страны.
– Он там вроде водителем работал, Москву убирал, – рассказала Sobesednik.ru Елена Леденева, предприниматель из Тульской области. – Но на суде его адвокат показал нам справку, что он безработный и что у него ничего вообще нет. Он ведь нам несколько лет назад «Газель» всю разворотил и заплатил только 7 тысяч, а еще 49 тысяч мы так и не дождались.
По словам Леденевой, в том ДТП погибла мать Генералова, которая сидела с ним рядом, а его тетя попала в больницу:
– Потом на суде они всё свалили на мать, будто бы она сказала, что на дороге, что ли, собачка и надо ее объехать. Что это она отвлекла внимание Миши и из-за нее он выехал на встречку. А с матери теперь, понятно, спроса нет. Хотя я думаю, его просто на льду на скорости завертело. При этом в больницу попал еще водитель «четверки», которая ехала за нами, ему потом операцию делали на голове, и ему тоже компенсацию не захотели платить. Нам сразу дали понять, что правды добиваться бесполезно, потому что отец Миши – милиционер. Я даже в Москву ездила, но денег за разбитую «Газель» так и не получила.
Зато неимущий Михаил Генералов после смертельного ДТП пересел в «Мерседес», потом в «Ауди» и продолжал, по данным ГИБДД, регулярно нарушать правила. Чем он занимается сейчас, чьи деньги и за что он перечислил «Единой России», выяснить у лихача не удалось (записанный на его имя номер телефона оказался «не зарегистрирован в сети»). На то, чтобы расплатиться за свои ошибки, средств у него не нашлось, а вот на партию власти – пожалуйста.
При этом «Единая Россия» не только берет деньги от частников, она их им еще и сама платит. Ну там на печать листовок, на баннеры, оргтехнику и т.п.
Гознак и Почту России мы в расчет не берем – это компании с госучастием. А вот среди коммерческих структур на первом месте среди получателей партийных миллионов оказалось ООО «Арт Шоу Центр», которое организует корпоративные мероприятия «под ключ». Разумеется, не бесплатно. Одна партийная тусовка – 30 млн рублей. Другая тусовка – еще 28 млн с лишним. Третья и четвертая – еще по 10 млн. Пятая – 4,5 млн… На меньшее шоумены не размениваются. Если прибавить к этой сумме больше 20 млн, полученных от «Единой России» персонально Ильей Соломиным, который в прошлом году возглавлял «Центр», выходит больше 100 млн рублей за партийные посиделки.
Поскольку до Соломина гендиректором компании был Артур Очеретный, чью фамилию сегодня носит бывшая жена Владимира Путина, можно не сомневаться, что и в этом году «Арт Шоу Центр» маст гоу он.
Все ведь логично. И среди тех, кто жертвует деньги «Единой России», и среди тех, кому жертвует их она, случайных людей вообще очень мало. Да и те – не рядовые, а Генераловы.
Цифра: 4.270.284 рубля стоит самый дорогой автомобиль «Единой России». Речь идет об авто с номером А305МР77 (номера серии АМР закреплены за федеральными чиновниками). Эти номера сначала видели на Mercedes-Benz S-klasse, потом – на Lexus LS460, затем – на BMW 7. В 2003 году «Мерседес» с похожим номером попал в сводку ДТП, причем участником аварии тогда записали Клигина В. Н. Если поменять в фамилии первую букву, получится Владимир Плигин, который на момент происшествия только баллотировался в депутаты Госдумы от ЕР. А всего у партии насчитывается 107 авто на общую сумму 94,7 млн рублей.
В общей сложности в 2016 году казна «Единой России» пополнилась на 8,2 млрд руб., причем 3,6 млрд из этой суммы партии выделило государство. Остальное добавили 619 юридических лиц и не менее 581 – физических (точное число граждан в отчете не указано). Почти миллиард из этой суммы «Единая Россия» потратила на саморекламу и более 600 млн – на содержание руководства. — Врезка Скандалы.Ру]