Бизнес на три буквы
Красноярский край предлагает не торопиться с внедрением новых правил работы с твердыми бытовыми отходами. Порядок, придуманный для Москвы, не устраивает регионалов.
По данным Минприроды РФ, производство твердых коммунальных отходов в России растет. В 2016 году этот показатель составил 268 млн. кубометров (в 2010-м – 253 млн.). «В последние годы в России величина ежегодной вывозки ТБО из жилых зон занимала в составе всех ежегодно образующихся отходов производства и потребления незначительную величину – около 1%. Вместе с тем, с проблемами загрязнения природной среды бытовыми отходами население сталкивается практически повсеместно. Не только на территории городов и поселков, но и в пригородных зонах, лесах и на берегах рек. По данным Росприроднадзора, на начало 2016 года на учете находилось 743 объекта с особо значительным вредным воздействием на окружающую природную среду. Из них 56% приходилось на полигоны и свалки ТБО», - говорится в последнем госдокладе МПР о состоянии окружающей среды в России.
Из позитивных тенденций можно отметить рост повторного использования и обезвреживания бытового мусора. За последние 10 лет увеличение произошло в 2 раза – до 2685 млн. тонн.
С начала 2018 года в России был введен новый порядок утилизации ТБО. Ключевым моментом является появление компаний - региональных операторов, которые займутся перевозкой, переработкой и захоронением мусора. На власти субъектов РФ возлагается задача подготовить для этого законодательную базу, которая должна будет дополнить основное федеральное законодательство. В частности, принять региональные программу и схему размещения ТБО.
В соответствии с этими документами Красноярский край поделен на 19 зон, для каждой из которых по конкурсу надо выбрать оператора, а он уже будет искать подрядчиков – перевозчиков и владельцев мусорных полигонов. Проект закона «О регулировании отдельных отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края» прошел предварительные согласования и вынесен для утверждения в первом чтении на ближайшую сессию краевого Заксобрания, которая состоится в этот четверг. Впрочем, депутаты рассчитывают, что ко второму чтению ряд положений законодательства в сфере утилизации ТБО будет скорректирован. В частности, Красноярск намерен просить Госдуму серьезно сдвинуть сроки конкурсов по выбору региональных операторов. Сейчас они должны состояться уже к маю. Красноярские депутаты считают, что реально заняться этим вопросом можно будет только в будущем году. Переработка ТБО – бизнес специфический.
«Не все территории готовы к конкурсам, не везде достаточно желающих. Претенденты есть в городах, где заниматься мусором выгодно. Но и тут проблемы. Три конкурса прошли – в Канске, Зеленогорске и Лесосибирске. Выяснилось, что все фирмы там представили поддельные документы. Решается вопрос о возбуждении уголовных дел по фактам мошенничества. Ответственность за сбор мусора - оборудование площадок и установку баков возложена на муниципалитеты. Отдаленным селам это невыгодно, поэтому нужно принимать отдельную федеральную программу для них, чтобы рассчитывать на господдержку, либо придется поднимать тарифы для населения. Но в районах рост нужен будет в несколько раз. Естественно, мы на такое не можем пойти. И такие проблемы не только у нас, они во всех регионах», - считает глава комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Красноярского края Александр Симановский.
«Наша группа муниципальных образований – это 420 населенных пунктов с общей численностью жителей почти 380 тыс. человек. Ежегодно на территориях скапливается свыше 500 тысяч кубометров бытовых отходов. И если в городах площадки для ТБО есть, то в сельских поселениях с этим существуют сложности. На федеральном уровне нужно разработать механизм привлечения собственников к обязательному заключению договоров на вывоз мусора. Сегодняшняя практика штрафов и наказаний малоэффективна, они не решает проблемы несанкционированного вывоза мусора», - заявлял прошлой осенью глава города Ачинска Илай Ахметов.
По словам сенатора от Забайкальского края Степана Жирякова, сейчас в России только четыре региона полностью перешли на новую схему. Это Мордовия, Ивановская и Астраханская области, а также город Севастополь. В Сибири этот процесс находится еще в самом начале. В частности, Забайкалье лишь на прошлой неделе выбрало регионального оператора – компанию из Москвы.
Еще только стартовал этот процесс в Бурятии. В Иркутской области вопрос решен наполовину: выбрали оператора для зоны Юг (это 16 муниципальных территорий, включая краевой центр). Есть еще зона Север и по ней первая попытка конкурса провалилась. Процедура объявлена повторно. Не выбраны операторы в Хакасии и Туве.
«Что не так с этим законом? Да абсолютно все! Он писался под конкретную задачу - вывоз мусора из Москвы в соседние области. А распространили его на всю страну. В нашем крае с его низкой плотностью населения, северными мерзлотами и непроезжим центром он неработоспособен. Вот тут-то и понадобился бы реальный федерализм с законодательной свободой для субъектов РФ, но нет…», - заявил «Веку» председатель комитета по ЖКХ красноярского Заксобрания Алексей Кулеш.
Из позитивных тенденций можно отметить рост повторного использования и обезвреживания бытового мусора. За последние 10 лет увеличение произошло в 2 раза – до 2685 млн. тонн.
С начала 2018 года в России был введен новый порядок утилизации ТБО. Ключевым моментом является появление компаний - региональных операторов, которые займутся перевозкой, переработкой и захоронением мусора. На власти субъектов РФ возлагается задача подготовить для этого законодательную базу, которая должна будет дополнить основное федеральное законодательство. В частности, принять региональные программу и схему размещения ТБО.
В соответствии с этими документами Красноярский край поделен на 19 зон, для каждой из которых по конкурсу надо выбрать оператора, а он уже будет искать подрядчиков – перевозчиков и владельцев мусорных полигонов. Проект закона «О регулировании отдельных отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края» прошел предварительные согласования и вынесен для утверждения в первом чтении на ближайшую сессию краевого Заксобрания, которая состоится в этот четверг. Впрочем, депутаты рассчитывают, что ко второму чтению ряд положений законодательства в сфере утилизации ТБО будет скорректирован. В частности, Красноярск намерен просить Госдуму серьезно сдвинуть сроки конкурсов по выбору региональных операторов. Сейчас они должны состояться уже к маю. Красноярские депутаты считают, что реально заняться этим вопросом можно будет только в будущем году. Переработка ТБО – бизнес специфический.
«Не все территории готовы к конкурсам, не везде достаточно желающих. Претенденты есть в городах, где заниматься мусором выгодно. Но и тут проблемы. Три конкурса прошли – в Канске, Зеленогорске и Лесосибирске. Выяснилось, что все фирмы там представили поддельные документы. Решается вопрос о возбуждении уголовных дел по фактам мошенничества. Ответственность за сбор мусора - оборудование площадок и установку баков возложена на муниципалитеты. Отдаленным селам это невыгодно, поэтому нужно принимать отдельную федеральную программу для них, чтобы рассчитывать на господдержку, либо придется поднимать тарифы для населения. Но в районах рост нужен будет в несколько раз. Естественно, мы на такое не можем пойти. И такие проблемы не только у нас, они во всех регионах», - считает глава комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания Красноярского края Александр Симановский.
«Наша группа муниципальных образований – это 420 населенных пунктов с общей численностью жителей почти 380 тыс. человек. Ежегодно на территориях скапливается свыше 500 тысяч кубометров бытовых отходов. И если в городах площадки для ТБО есть, то в сельских поселениях с этим существуют сложности. На федеральном уровне нужно разработать механизм привлечения собственников к обязательному заключению договоров на вывоз мусора. Сегодняшняя практика штрафов и наказаний малоэффективна, они не решает проблемы несанкционированного вывоза мусора», - заявлял прошлой осенью глава города Ачинска Илай Ахметов.
По словам сенатора от Забайкальского края Степана Жирякова, сейчас в России только четыре региона полностью перешли на новую схему. Это Мордовия, Ивановская и Астраханская области, а также город Севастополь. В Сибири этот процесс находится еще в самом начале. В частности, Забайкалье лишь на прошлой неделе выбрало регионального оператора – компанию из Москвы.
Еще только стартовал этот процесс в Бурятии. В Иркутской области вопрос решен наполовину: выбрали оператора для зоны Юг (это 16 муниципальных территорий, включая краевой центр). Есть еще зона Север и по ней первая попытка конкурса провалилась. Процедура объявлена повторно. Не выбраны операторы в Хакасии и Туве.
«Что не так с этим законом? Да абсолютно все! Он писался под конкретную задачу - вывоз мусора из Москвы в соседние области. А распространили его на всю страну. В нашем крае с его низкой плотностью населения, северными мерзлотами и непроезжим центром он неработоспособен. Вот тут-то и понадобился бы реальный федерализм с законодательной свободой для субъектов РФ, но нет…», - заявил «Веку» председатель комитета по ЖКХ красноярского Заксобрания Алексей Кулеш.