Будет ли конец у расселения аварийного жилья в Карелии?
Фонд содействия реформированию ЖКХ отозвал у Республики Карелия около 400 млн. рублей, которые были предназначены на расселение аварийного жилья. Но руководство республики заявило, что программа, рассчитанная на 2019-2025 годы, реализуется с опережением графика и будет завершена уже к 2023 году.
По итогам реализации программы расселения аварийного жилья в 2019 году в Республике Карелия Фонд содействия реформированию ЖКХ отозвал почти 400 млн. рублей. Причина такого решения – фактический провал программы в прошлом году. Как говорится в сообщении Фонда, на 31 декабря 2019 года были заключены договоры по расселению только 46,89% от общей площади аварийного жилищного фонда, тогда как в условиях финансирования эта цифра определена как не менее 90%.
Как сообщалось ранее, программа расселения на 2014-2017 годы тоже была фактически сорвана. Тогда региональная прокуратура сделала заявление, что причинами срыва программы стали бездействие органов исполнительной власти Республики Карелия и управления капитального строительства. В 2008-2012 годах эта же программа была выполнена всего на 63%. Республику лишили федерального финансирования, фактически исключив из программы на весь 2013 год. В РК сменилось руководство, но проблемы с расселением аварийного жилья все равно остаются.
Вместе с тем правительство Карелии возражает против таких обвинений. В частности, чиновники опубликовали релиз под заголовком «Программа расселения аварийного жилья в Карелии реализуется в плановом режиме». Из этого документа следует, что реализация программы двигается по плану, поскольку она рассчитана на два года, за первый год расселено около половины. Комментируя приостановку федерального финансирования, чиновники заявили, что в бюджете Карелии есть достаточно средств для продолжения программы.
И, тем не менее, жалобы на расселение аварийного жилья продолжают поступать. После сюжета на Первом канале Следственный комитет заинтересовался историей девушки-инвалида из Пудожа. 30-летняя Олеся Юнтилла, инвалид с 10 лет, с 2002 года вместе с родственниками живет в не пригодном для проживания доме с проваленными полами и протекающей крышей. Шесть лет назад дом был признан аварийным, но его жильцов так и не расселили. И хотя чиновники уже обещали девушке новую квартиру, после визита телевидения заявили, что она на это не имеет права. Теперь этим занимаются следователи. Очень похожая ситуация сложилась в Святозере – в бараке на 8 квартир осталась жить только инвалид детства, 24-летняя Надежда Шпакова с матерью. В доме нет воды, канализации, печку женщины сложили сами по инструкциям из Интернета, из-за отсутствия пандуса девушка не может без посторонней помощи выехать на улицу. Расселение дома планировалось на 2019 год, но потом он вдруг исчез из списка к расселению. Жильцы подали в суд и даже выиграли судебный процесс, но теперь расселение перенеслось на 2026 год. Остальные жильцы или съехали сами, или умерли, ждать новой квартиры остались только Надежда с матерью.
Разбираясь с тем, что становится препятствием для реализации программы, прежде всего мы обнаружили, что в новой программе, которая стартовала с 2019 года, жилье взамен аварийного можно не только строить, но и покупать на вторичном рынке. Но на большинство объявленных аукционов по покупке такого жилья просто нет заявок. К примеру, в Кемском районе в ноябре и декабре 2019 года из 32 аукционов состоялось только 9. В администрации района это поясняют тем, что в старых домах квартиры очень маленькие, и хотя цена за квадратный метр соответствует рынку, но из-за маленькой площади суммы получаются небольшие. Риелтерам невыгодно принимать участие в аукционах по покупке квартир площадью от 13 до 17 кв. м. Строить тоже невыгодно – ведь придется строить квартиры площадью не больше 27-29 кв. м.
Проблемой при расселении становятся сроки. В Кондопоге аукционы объявляются в сентябре, в Кеми – в августе. Жалуются чиновники и на то, что строить новое жилье нерентабельно. К примеру в бюджете заложено 40 тыс. рублей за 1 кв. м, а средняя стоимость на рынке – от 44 тыс. рублей.
Опрошенные нами чиновники говорят, что для эффективной реализации программы расселения нужно менять саму методику. Во-первых, просто не хватит жилья на вторичном рынке. Во-вторых, рядовым гражданам нет смысла участвовать в таких сложных процедурах, как аукционы, да и вообще иметь дело с государством.
Руководитель Республики Карелия Артур Парфенчиков уже заявил, что на строительство домов для расселения аварийного жилья будут перераспределены средства, неосвоенные в 2019 году по направлениям национальных проектов. Речь идет о 14% выделенных средств, или более 900 млн. рублей. Глава республики также отметил, что неполное освоение денег напрямую не повлияет на достижение целевых показателей национальных проектов в Карелии. Более того, губернатор обещает, что программа расселения аварийного жилья, запланированная до 2025 года, будет завершена уже в 2023 году. Обещает он найти средства и на снос уже расселенных домов.
Карельский блогер и администратор паблика «Лахденпохья навсегда» Артем Леонов пишет, что в 2019 году «начался очередной пятилетний цикл реализации федеральной программы. За его старт ответственны власти карельских муниципалитетов, однако сами граждане должны готовить первоначальные документы и за свой счет организовывать экспертизы. Тут и формируется сложность: у граждан на эти цели нет денег, да и зачем это делать – многие не понимают, считая, что бесплатно за них это должны делать власти. Таким образом, программа, прежде всего, буксует на самом старте, на первоначальной подготовке. Плюс – окончательное решение о включении домов в программу расселения принимается в Москве. Именно федеральным властям предстоит окончательно утвердить, кто в ближайшую пятилетку получит шанс на новое жилье от государства, а кто – нет».
По информации блоггера, «безусловным лидером в Карелии по вступлению в программу расселения аварийного жилья стал… нет, не Петрозаводск, а город Суоярви. Там подготовлены документы на расселение 40,4 тыс. кв. м жилья, в которых зарегистрированы 2232 жителя. По данным из открытых источников, в Суоярви на 1 января 2018 года зарегистрированы 8920 жителей, то есть, местные власти в программу переселения занесли каждого четвертого жителя. На деле, судя по списку программы, под расселение суоярвская городская власть заявила практически целые улицы, в том числе и одну из центральных в городе - улицу Победы.
Даже в Петрозаводске ситуация выглядит не столь оптимистично: 29,3 тыс. кв. м жилья заявлено в программу, на которых постоянно зарегистрированы 1942 жителя». Ссылаясь на опрошенных им экспертов, Леонов также отмечает, что «в целом карельские руководители местного самоуправления боятся принимать решения на отдаленную перспективу. Пока у многих из них нет уверенности, что программа будет продолжаться и в дальнейшем. Ведь, признавая дом аварийным, любая местная администрация по закону берет на себя обязательство организовать расселение граждан в новое жилье. А если в реализации программы произойдут сбои, то судебные решения способны финансово обескровить бюджеты поселений и привести администрации к банкротству, а глав – к отставке.
С другой стороны, федеральная программа для местных территорий – это возможность привлечь дополнительные и большие или даже огромные по местным меркам средства для решения жилищной проблемы простых жителей. Уж точно, что большинство поселений сделать это самостоятельно, без помощи федерального центра просто не в состоянии. Да что уж там большинство – все карельские поселения только своими силами новую стройку не потянут.
На этом фоне выглядит неприятной ситуация, когда в Лахденпохском районе во всех поселениях, кроме городского, нет ни одного заявленного дома в программе. Неужели нечего расселять? И все дома, например, в Куркиеки или Хийтола чувствуют себя нормально и не могут быть признаны аварийными?»
Отвечая на вопрос, какие дома будут расселяться в первую очередь, Леонов отмечает: «Специалисты, знакомые с результатами реализации программы на предыдущих этапах, говорят о том, что ранее проекты каждого дома создавались индивидуально под нужды переселяемых квартир. Это было обосновано требованием законодательства, закреплявшего принцип о неизменности площади старого жилья и нового. То есть, без особого согласования местные власти не могли дать переселенцам квартиру меньшего размера, чем у них была. Но создание каждый раз индивидуального проекта требовало больших расходов как на само проектирование, так и на последующие экспертизы. Теперь же решили взять несколько типовых наработанных и уже утвержденных проектов и прежде всего заняться их реализацией, а потом уже думать, как обойтись с нетиповым жильем. Поэтому прежде всего жителям типовых, стандартных домов стоит готовиться к переселению в новое жилье в ближайшие годы. Им квартиры, скорее всего, будут построены в первую очередь».
Как сообщалось ранее, программа расселения на 2014-2017 годы тоже была фактически сорвана. Тогда региональная прокуратура сделала заявление, что причинами срыва программы стали бездействие органов исполнительной власти Республики Карелия и управления капитального строительства. В 2008-2012 годах эта же программа была выполнена всего на 63%. Республику лишили федерального финансирования, фактически исключив из программы на весь 2013 год. В РК сменилось руководство, но проблемы с расселением аварийного жилья все равно остаются.
Вместе с тем правительство Карелии возражает против таких обвинений. В частности, чиновники опубликовали релиз под заголовком «Программа расселения аварийного жилья в Карелии реализуется в плановом режиме». Из этого документа следует, что реализация программы двигается по плану, поскольку она рассчитана на два года, за первый год расселено около половины. Комментируя приостановку федерального финансирования, чиновники заявили, что в бюджете Карелии есть достаточно средств для продолжения программы.
И, тем не менее, жалобы на расселение аварийного жилья продолжают поступать. После сюжета на Первом канале Следственный комитет заинтересовался историей девушки-инвалида из Пудожа. 30-летняя Олеся Юнтилла, инвалид с 10 лет, с 2002 года вместе с родственниками живет в не пригодном для проживания доме с проваленными полами и протекающей крышей. Шесть лет назад дом был признан аварийным, но его жильцов так и не расселили. И хотя чиновники уже обещали девушке новую квартиру, после визита телевидения заявили, что она на это не имеет права. Теперь этим занимаются следователи. Очень похожая ситуация сложилась в Святозере – в бараке на 8 квартир осталась жить только инвалид детства, 24-летняя Надежда Шпакова с матерью. В доме нет воды, канализации, печку женщины сложили сами по инструкциям из Интернета, из-за отсутствия пандуса девушка не может без посторонней помощи выехать на улицу. Расселение дома планировалось на 2019 год, но потом он вдруг исчез из списка к расселению. Жильцы подали в суд и даже выиграли судебный процесс, но теперь расселение перенеслось на 2026 год. Остальные жильцы или съехали сами, или умерли, ждать новой квартиры остались только Надежда с матерью.
Разбираясь с тем, что становится препятствием для реализации программы, прежде всего мы обнаружили, что в новой программе, которая стартовала с 2019 года, жилье взамен аварийного можно не только строить, но и покупать на вторичном рынке. Но на большинство объявленных аукционов по покупке такого жилья просто нет заявок. К примеру, в Кемском районе в ноябре и декабре 2019 года из 32 аукционов состоялось только 9. В администрации района это поясняют тем, что в старых домах квартиры очень маленькие, и хотя цена за квадратный метр соответствует рынку, но из-за маленькой площади суммы получаются небольшие. Риелтерам невыгодно принимать участие в аукционах по покупке квартир площадью от 13 до 17 кв. м. Строить тоже невыгодно – ведь придется строить квартиры площадью не больше 27-29 кв. м.
Проблемой при расселении становятся сроки. В Кондопоге аукционы объявляются в сентябре, в Кеми – в августе. Жалуются чиновники и на то, что строить новое жилье нерентабельно. К примеру в бюджете заложено 40 тыс. рублей за 1 кв. м, а средняя стоимость на рынке – от 44 тыс. рублей.
Опрошенные нами чиновники говорят, что для эффективной реализации программы расселения нужно менять саму методику. Во-первых, просто не хватит жилья на вторичном рынке. Во-вторых, рядовым гражданам нет смысла участвовать в таких сложных процедурах, как аукционы, да и вообще иметь дело с государством.
Руководитель Республики Карелия Артур Парфенчиков уже заявил, что на строительство домов для расселения аварийного жилья будут перераспределены средства, неосвоенные в 2019 году по направлениям национальных проектов. Речь идет о 14% выделенных средств, или более 900 млн. рублей. Глава республики также отметил, что неполное освоение денег напрямую не повлияет на достижение целевых показателей национальных проектов в Карелии. Более того, губернатор обещает, что программа расселения аварийного жилья, запланированная до 2025 года, будет завершена уже в 2023 году. Обещает он найти средства и на снос уже расселенных домов.
Карельский блогер и администратор паблика «Лахденпохья навсегда» Артем Леонов пишет, что в 2019 году «начался очередной пятилетний цикл реализации федеральной программы. За его старт ответственны власти карельских муниципалитетов, однако сами граждане должны готовить первоначальные документы и за свой счет организовывать экспертизы. Тут и формируется сложность: у граждан на эти цели нет денег, да и зачем это делать – многие не понимают, считая, что бесплатно за них это должны делать власти. Таким образом, программа, прежде всего, буксует на самом старте, на первоначальной подготовке. Плюс – окончательное решение о включении домов в программу расселения принимается в Москве. Именно федеральным властям предстоит окончательно утвердить, кто в ближайшую пятилетку получит шанс на новое жилье от государства, а кто – нет».
По информации блоггера, «безусловным лидером в Карелии по вступлению в программу расселения аварийного жилья стал… нет, не Петрозаводск, а город Суоярви. Там подготовлены документы на расселение 40,4 тыс. кв. м жилья, в которых зарегистрированы 2232 жителя. По данным из открытых источников, в Суоярви на 1 января 2018 года зарегистрированы 8920 жителей, то есть, местные власти в программу переселения занесли каждого четвертого жителя. На деле, судя по списку программы, под расселение суоярвская городская власть заявила практически целые улицы, в том числе и одну из центральных в городе - улицу Победы.
Даже в Петрозаводске ситуация выглядит не столь оптимистично: 29,3 тыс. кв. м жилья заявлено в программу, на которых постоянно зарегистрированы 1942 жителя». Ссылаясь на опрошенных им экспертов, Леонов также отмечает, что «в целом карельские руководители местного самоуправления боятся принимать решения на отдаленную перспективу. Пока у многих из них нет уверенности, что программа будет продолжаться и в дальнейшем. Ведь, признавая дом аварийным, любая местная администрация по закону берет на себя обязательство организовать расселение граждан в новое жилье. А если в реализации программы произойдут сбои, то судебные решения способны финансово обескровить бюджеты поселений и привести администрации к банкротству, а глав – к отставке.
С другой стороны, федеральная программа для местных территорий – это возможность привлечь дополнительные и большие или даже огромные по местным меркам средства для решения жилищной проблемы простых жителей. Уж точно, что большинство поселений сделать это самостоятельно, без помощи федерального центра просто не в состоянии. Да что уж там большинство – все карельские поселения только своими силами новую стройку не потянут.
На этом фоне выглядит неприятной ситуация, когда в Лахденпохском районе во всех поселениях, кроме городского, нет ни одного заявленного дома в программе. Неужели нечего расселять? И все дома, например, в Куркиеки или Хийтола чувствуют себя нормально и не могут быть признаны аварийными?»
Отвечая на вопрос, какие дома будут расселяться в первую очередь, Леонов отмечает: «Специалисты, знакомые с результатами реализации программы на предыдущих этапах, говорят о том, что ранее проекты каждого дома создавались индивидуально под нужды переселяемых квартир. Это было обосновано требованием законодательства, закреплявшего принцип о неизменности площади старого жилья и нового. То есть, без особого согласования местные власти не могли дать переселенцам квартиру меньшего размера, чем у них была. Но создание каждый раз индивидуального проекта требовало больших расходов как на само проектирование, так и на последующие экспертизы. Теперь же решили взять несколько типовых наработанных и уже утвержденных проектов и прежде всего заняться их реализацией, а потом уже думать, как обойтись с нетиповым жильем. Поэтому прежде всего жителям типовых, стандартных домов стоит готовиться к переселению в новое жилье в ближайшие годы. Им квартиры, скорее всего, будут построены в первую очередь».