Оренбург может лишиться пассажирского транспорта
В 2021 году не было ни одной позитивной новости, касающейся пассажирских перевозок в Оренбурге. Долги, суды, невыплаты и без того низких зарплат и, как следствие, увольняющиеся сотрудники, сломанная техника, заблокированные счета – такова сложившаяся ситуация в МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» (ОПП).
Главными составляющими любого транспортного предприятия являются автопарк и люди, обслуживающие его.
Автопарк находится в удручающем состоянии
У предприятия около 160 автобусов, но на линию выходит лишь треть из них. Большая часть сломана, денег на покупку запчастей нет, как и на то, чтобы купить новые машины. Перед топливными компаниями многомиллионные долги, в «долг» заправлять уже никто не хочет.
Из-за этих проблем предприятие лишилось нескольких «социальных» маршрутов, которые тут же подхватили частники. Предприятие имеет несколько низкопольных автобусов, которые сейчас простаивают, вместо того чтобы приносить прибыль. Да и в целом из 15 ранее существующих маршрутов осталось всего 9.
Ко всему прочему, администрация города Оренбурга не подала заявку на участие в федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Это значит, что в 2021 году в областной центр не поступят по льготной цене новые автобусы и троллейбусы в отличие от 13 других российских агломераций. А ведь эта помощь из федерального центра была бы совсем не лишней для барахтающегося из последних сил предприятия.
Вопреки здравой логике, подсказывающей, что чем больше машин выйдет на линию, тем больше будет выручка, мэрия Оренбурга начала закрывать троллейбусные маршруты. В администрации пояснили, что это - временная мера, так как на некоторых улицах, где ходят троллейбусы, ведется ремонт. Однако работники МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» скептически относятся к тому, что троллейбусы отмененного маршрута вернутся на улицы города, и, более того, уверены в том, что вскоре будет объявлено о закрытии еще нескольких направлений.
При этом они ссылаются на главу Оренбурга Владимира Ильиных, который объявил, что намерен убрать троллейбусы из центра города, так как в историческом центре после капитального ремонта дорог, тротуаров и освещения все будет другим и красивый вид исторических зданий троллейбусные провода портить не должны.
Чем живут и на что выживают водители и кондукторы ОПП
«Размер средней заработной платы водителя троллейбуса в 2020 году составлял 25 730 рублей, кондуктора — 18 465 рублей. Средняя заработная плата водителя троллейбуса в 2019 году составляла 23 123 рубля, а кондуктора — 17 355 рублей», — сообщил начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Сергей Морозов.
Но 2021 год ничем не порадовал водителей МУП «Оренбургские пассажирские перевозки». В феврале долг по зарплате 769 сотрудников составлял около 4 млн. рублей. И только после вмешательства надзорных органов деньги были выплачены. Но уже сейчас работники вновь жалуются на то, что заработную плату не выплачивают в полном объеме. Так, за 10-12 часов работы люди получают по 20-25 тыс. рублей. Часть штата водителей и кондукторов переведена в резерв, где ставка равна 86 рублям в час.
При этом нынешним летом оренбуржцы (впрочем, как и все жители страны) столкнулись с резким и неожиданным повышением цен на доступные ранее овощи.
«Если в таких условиях руководство транспорта так и будет продолжать начислять зарплату по низким тарифам, а за сверхурочную работу платить без повышающих коэффициентов в нарушение трудового законодательства, то массовое увольнение водителей станет неизбежным», - считает депутат Законодательного собрания Оренбургской области Сергей Романенко.
По его словам, работники транспорта много раз жаловались на условия труда и размеры зарплаты. Особенно много жалоб поступало от водителей троллейбусов, большинство из которых женщины.
Предприятие в итоге может обанкротиться
Выступая в эфире радио «Эхо», председатель профсоюзной организации, куда входит часть работников ОПП, Дмитрий Бабкин высказал мнение, что нынешнее руководство МУП отказывается поддерживать предприятие на плаву и всеми своими действиями-бездействием ведет его к банкротству. В результате чего город может остаться без муниципального транспорта. Отпустят все цены, которые дальше невозможно будет регулировать.
«Пока не поменяют руководство, все будет оставаться на прежнем месте. Техника простаивает, не выезжает на маршрут, а техника большая, удобная для горожан, низкопольная. Большое число автобусов стоит в резерве, не выходит на маршруты, работники сидят в резерве», - подчеркнул профсоюзный активист.
На месте нового руководителя сотрудники хотели бы видеть депутата горсовета Александра Полякова, который раньше уже возглавлял это предприятие. Также Бабкин отметил, что они неоднократно обращались к администрации города с просьбой решить накопившиеся административные проблемы, но ответа на свои обращения не получили. Последнее письмо было отправлено в адрес прокурора города с просьбой проверить хозяйственную и финансовую деятельность МУП «Оренбургские пассажирские перевозки».
Позиция городских властей не совпадает с мнением работников и профсоюза
Администрация отрицает, что руководство МУП «ОПП» ведет его к банкротству. «С 1 апреля 2021 года обязанности директора МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» исполняет Елена Попова. Предприятие работает в штатном режиме, ежедневно на линию выходят автобусы и троллейбусы согласно графику работы, заработная плата сотрудникам предприятия выплачивается в срок, разрабатываются мероприятия по выходу предприятия из сложного финансового положения», - сообщили в пресс-службе мэрии.
Кроме того, было отмечено, что членами Союза профсоюзов России, представителем которого представляется Дмитрий Бабкин, сотрудники предприятия не являются, взносы в СПР не платят. Сам Бабкин, не являясь работником МУП, неоднократно проникал на территорию предприятия и проводил несанкционированные собрания сотрудников с целью привлечения их в свой профсоюз.
Объяснили и проблемы с троллейбусными маршрутами: «На время ремонта путепровода на ул. Терешковой через ул. Шевченко троллейбусный маршрут №4 приостановил работу. 1 июля был пробный запуск «четверки» по короткой схеме - от 20 мкр. до ул. Рыбаковской. Анализ работы такого маршрута в час пик показал, что такая схема нерентабельна, неудобство маршрута отметили и горожане. Руководством МУП «ОПП» было принято решение о приостановлении маршрута.
В настоящее время руководство МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» направило в Управление пассажирского транспорта администрации города схему изменения движения троллейбусов по маршруту №2. В связи с запланированным ремонтом ул. Постникова, по которой осуществлял движение маршрут №2, необходимо внести изменения в схему его движения. Решение будет приниматься транспортной комиссией города Оренбурга».
И особо администрация города подчеркнула, что водителям, которые вынуждены находиться в резерве, заработная плата за июль будет начислена согласно трудовому законодательству РФ.
Будет ли пассажирский рай в Оренбурге?
По наблюдению специалистов, за последние годы пассажиропоток в общественном транспорте упал почти на 20%. Люди пересели в личные автомобили, а крупные города встали в пробках.
Для того, чтобы решить проблему, Минтранс РФ готов предложить частникам вкладывать деньги в ремонт и строительство инфраструктуры, покупку транспорта, а тарифы и маршруты будут разрабатывать местные власти.
Для бизнеса, привыкшего считать прибыль, это сомнительное предложение. В Оренбурге один из предпринимателей пару лет назад вложился в покупку новых просторных автобусов, но некоторое время из-за путаницы в документах ему не давали работать на маршрутах, тем временем кредитные платежи банк не отменял.
В результате компания «Лидерком», которая первая из «частников» в Оренбурге запустила проект обновления автобусного парка, приобретя в лизинг современные автобусы вместо морально и физически устаревших «ПАЗиков», заявила о сворачивании этой деятельности и подала заявление о расторжении договоров лизинга на новые автобусы Vektor Next.
В федеральной программе развития пассажирских перевозок основной упор планируется сделать на электротранспорт. В Оренбурге же остались считанные единицы маршрутов, на которых еще можно встретить раритетные троллейбусы в удручающем состоянии. Самый экологичный вид транспорта остается глубоко дотационным. Долги перед ресурсоснабжающими предприятиями составили более 50 млн. рублей.
Однако федеральные чиновники строят радужные планы и рассчитывают на увеличение пассажиропотока. Люди оставят свои автомобили в гаражах и пересядут на общественный транспорт. В федеральной стратегии уже подсчитано, что 61% россиян готов к такому шагу. Подстегнуть спрос на общественный транспорт власти Оренбурга планируют платными парковками.
Оренбург значится в числе 74 регионов, попавших в программу развития пассажирского транспорта до 2030 года. Наступит ли пассажирский рай, будет понятно через 9 лет.
Автопарк находится в удручающем состоянии
У предприятия около 160 автобусов, но на линию выходит лишь треть из них. Большая часть сломана, денег на покупку запчастей нет, как и на то, чтобы купить новые машины. Перед топливными компаниями многомиллионные долги, в «долг» заправлять уже никто не хочет.
Из-за этих проблем предприятие лишилось нескольких «социальных» маршрутов, которые тут же подхватили частники. Предприятие имеет несколько низкопольных автобусов, которые сейчас простаивают, вместо того чтобы приносить прибыль. Да и в целом из 15 ранее существующих маршрутов осталось всего 9.
Ко всему прочему, администрация города Оренбурга не подала заявку на участие в федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Это значит, что в 2021 году в областной центр не поступят по льготной цене новые автобусы и троллейбусы в отличие от 13 других российских агломераций. А ведь эта помощь из федерального центра была бы совсем не лишней для барахтающегося из последних сил предприятия.
Вопреки здравой логике, подсказывающей, что чем больше машин выйдет на линию, тем больше будет выручка, мэрия Оренбурга начала закрывать троллейбусные маршруты. В администрации пояснили, что это - временная мера, так как на некоторых улицах, где ходят троллейбусы, ведется ремонт. Однако работники МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» скептически относятся к тому, что троллейбусы отмененного маршрута вернутся на улицы города, и, более того, уверены в том, что вскоре будет объявлено о закрытии еще нескольких направлений.
При этом они ссылаются на главу Оренбурга Владимира Ильиных, который объявил, что намерен убрать троллейбусы из центра города, так как в историческом центре после капитального ремонта дорог, тротуаров и освещения все будет другим и красивый вид исторических зданий троллейбусные провода портить не должны.
Чем живут и на что выживают водители и кондукторы ОПП
«Размер средней заработной платы водителя троллейбуса в 2020 году составлял 25 730 рублей, кондуктора — 18 465 рублей. Средняя заработная плата водителя троллейбуса в 2019 году составляла 23 123 рубля, а кондуктора — 17 355 рублей», — сообщил начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Сергей Морозов.
Но 2021 год ничем не порадовал водителей МУП «Оренбургские пассажирские перевозки». В феврале долг по зарплате 769 сотрудников составлял около 4 млн. рублей. И только после вмешательства надзорных органов деньги были выплачены. Но уже сейчас работники вновь жалуются на то, что заработную плату не выплачивают в полном объеме. Так, за 10-12 часов работы люди получают по 20-25 тыс. рублей. Часть штата водителей и кондукторов переведена в резерв, где ставка равна 86 рублям в час.
При этом нынешним летом оренбуржцы (впрочем, как и все жители страны) столкнулись с резким и неожиданным повышением цен на доступные ранее овощи.
«Если в таких условиях руководство транспорта так и будет продолжать начислять зарплату по низким тарифам, а за сверхурочную работу платить без повышающих коэффициентов в нарушение трудового законодательства, то массовое увольнение водителей станет неизбежным», - считает депутат Законодательного собрания Оренбургской области Сергей Романенко.
По его словам, работники транспорта много раз жаловались на условия труда и размеры зарплаты. Особенно много жалоб поступало от водителей троллейбусов, большинство из которых женщины.
Предприятие в итоге может обанкротиться
Выступая в эфире радио «Эхо», председатель профсоюзной организации, куда входит часть работников ОПП, Дмитрий Бабкин высказал мнение, что нынешнее руководство МУП отказывается поддерживать предприятие на плаву и всеми своими действиями-бездействием ведет его к банкротству. В результате чего город может остаться без муниципального транспорта. Отпустят все цены, которые дальше невозможно будет регулировать.
«Пока не поменяют руководство, все будет оставаться на прежнем месте. Техника простаивает, не выезжает на маршрут, а техника большая, удобная для горожан, низкопольная. Большое число автобусов стоит в резерве, не выходит на маршруты, работники сидят в резерве», - подчеркнул профсоюзный активист.
На месте нового руководителя сотрудники хотели бы видеть депутата горсовета Александра Полякова, который раньше уже возглавлял это предприятие. Также Бабкин отметил, что они неоднократно обращались к администрации города с просьбой решить накопившиеся административные проблемы, но ответа на свои обращения не получили. Последнее письмо было отправлено в адрес прокурора города с просьбой проверить хозяйственную и финансовую деятельность МУП «Оренбургские пассажирские перевозки».
Позиция городских властей не совпадает с мнением работников и профсоюза
Администрация отрицает, что руководство МУП «ОПП» ведет его к банкротству. «С 1 апреля 2021 года обязанности директора МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» исполняет Елена Попова. Предприятие работает в штатном режиме, ежедневно на линию выходят автобусы и троллейбусы согласно графику работы, заработная плата сотрудникам предприятия выплачивается в срок, разрабатываются мероприятия по выходу предприятия из сложного финансового положения», - сообщили в пресс-службе мэрии.
Кроме того, было отмечено, что членами Союза профсоюзов России, представителем которого представляется Дмитрий Бабкин, сотрудники предприятия не являются, взносы в СПР не платят. Сам Бабкин, не являясь работником МУП, неоднократно проникал на территорию предприятия и проводил несанкционированные собрания сотрудников с целью привлечения их в свой профсоюз.
Объяснили и проблемы с троллейбусными маршрутами: «На время ремонта путепровода на ул. Терешковой через ул. Шевченко троллейбусный маршрут №4 приостановил работу. 1 июля был пробный запуск «четверки» по короткой схеме - от 20 мкр. до ул. Рыбаковской. Анализ работы такого маршрута в час пик показал, что такая схема нерентабельна, неудобство маршрута отметили и горожане. Руководством МУП «ОПП» было принято решение о приостановлении маршрута.
В настоящее время руководство МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» направило в Управление пассажирского транспорта администрации города схему изменения движения троллейбусов по маршруту №2. В связи с запланированным ремонтом ул. Постникова, по которой осуществлял движение маршрут №2, необходимо внести изменения в схему его движения. Решение будет приниматься транспортной комиссией города Оренбурга».
И особо администрация города подчеркнула, что водителям, которые вынуждены находиться в резерве, заработная плата за июль будет начислена согласно трудовому законодательству РФ.
Будет ли пассажирский рай в Оренбурге?
По наблюдению специалистов, за последние годы пассажиропоток в общественном транспорте упал почти на 20%. Люди пересели в личные автомобили, а крупные города встали в пробках.
Для того, чтобы решить проблему, Минтранс РФ готов предложить частникам вкладывать деньги в ремонт и строительство инфраструктуры, покупку транспорта, а тарифы и маршруты будут разрабатывать местные власти.
Для бизнеса, привыкшего считать прибыль, это сомнительное предложение. В Оренбурге один из предпринимателей пару лет назад вложился в покупку новых просторных автобусов, но некоторое время из-за путаницы в документах ему не давали работать на маршрутах, тем временем кредитные платежи банк не отменял.
В результате компания «Лидерком», которая первая из «частников» в Оренбурге запустила проект обновления автобусного парка, приобретя в лизинг современные автобусы вместо морально и физически устаревших «ПАЗиков», заявила о сворачивании этой деятельности и подала заявление о расторжении договоров лизинга на новые автобусы Vektor Next.
В федеральной программе развития пассажирских перевозок основной упор планируется сделать на электротранспорт. В Оренбурге же остались считанные единицы маршрутов, на которых еще можно встретить раритетные троллейбусы в удручающем состоянии. Самый экологичный вид транспорта остается глубоко дотационным. Долги перед ресурсоснабжающими предприятиями составили более 50 млн. рублей.
Однако федеральные чиновники строят радужные планы и рассчитывают на увеличение пассажиропотока. Люди оставят свои автомобили в гаражах и пересядут на общественный транспорт. В федеральной стратегии уже подсчитано, что 61% россиян готов к такому шагу. Подстегнуть спрос на общественный транспорт власти Оренбурга планируют платными парковками.
Оренбург значится в числе 74 регионов, попавших в программу развития пассажирского транспорта до 2030 года. Наступит ли пассажирский рай, будет понятно через 9 лет.