ЦБ делает открытие за открытием
Центробанк предоставил «ФК Открытие» беззалоговый кредит, сообщили источники СМИ в банке. Но на вопросы о том, сколько средств было получено таким образом и на каких условиях, не ответили. Беззалоговые кредиты появились в 2008 году, в разгар кризиса. Когда ситуация успокоилась, эти операции были свернуты.
После того, как ЦБ взял на санацию «Открытие», остро встал вопрос: что будет с остальными банками, упомянутыми в то ли имевшем, то ли не имевшем место, но прозвучавшем как гром среди ясного неба письме сотрудника «Альфы»? В этом письме, напомним, назывались Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк, все входят в топ-15 по активам. О том, что у них есть сложности, известно давно. Кажется, малейшей паники хватит для того, чтобы эти кредитные организации посыпались одна за другой. А ЦБ останется либо обрушить систему, либо влить в нее совершенно фантастические деньги.
Связанные одной бомбой
В середине августа менеджер УК «Альфа Капитал» Сергей Гаврилов написал своим состоятельным клиентам письмо, где указал на банки из российского топ-15, вложения в бумаги которых могут быть рискованными. Послание утекло в СМИ и вызвало взрывную реакцию в финансовом мире. Собственно, Сергей Гаврилов сообщил клиентам о том, что на рынке, похоже, все и так знали. Но впервые имена крупных банков с по видимому всё же имеющимися огромными проблемами были названы публично. Один из них 29 августа был спасен Центробанком. Это «Открытие», чьим оздоровлением теперь будет заниматься сам регулятор. Но что будет с остальными? Напомним их названия: Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк. Все это очень весомые в банковской системе страны организации, согласно рэнкингу Интерфакса их активы приближаются к 4 триллионам рублей. Еще до скандального письма Сергея Гаврилова на рынке заговорили о том, что все эти банки по всей видимости связаны между собой. Для этого явления даже придумали два названия: «Московское кольцо» и БОМП (аббревиатура из первых букв четырех банков, включая «Открытие»).
А недавно известный банковский аналитик Максим Осадчий опубликовал в журнале Форбс колонку, в которой объяснил, что связывает эти финансовые гиганты. Хотя правильнее было бы употребить слово «повязанные». Дело в том, что акционеры упомянутых банков используют так называемое перекрестное владение акциями. К примеру, банку МКБ, если верить Максиму Осадчему, принадлежит 10% акций Промсвязьбанка. Еще столько же принадлежит пенсионным фондам Гуцериевых, а эта семья, как известно, владеет Бинбанком. У МКБ есть 8,6% банка «Возрождение», который принадлежит собственникам Промсвязьбанка, ну и так далее. Кроме того, похоже, эти три банка должны друг другу. В этой цепочке представлен и банк «Открытие», но он теперь под надежной защитой ЦБ. А вот остальные игроки этим похвастаться не могут. Так что если рухнет хоть один из вышеупомянутых банков, это произведет эффект разорвавшейся бомбы: систему тряхнет так, что мало не покажется. Но есть ли основания для такого сценария? Посмотрим на каждый банк в отдельности.
Что, где и когда рухнет?
Какое-то время назад о существовании Бинбанка самые широкие слои населения знали в основном потому, что он был спонсором популярной телеигры «Что? Где? Когда?». Все помнят, как представитель организации, обаятельный мужчина Григорий Гусельников раздавал деньги телезрителям и просил строго не судить знатоков. С тех далеких времен многое изменилось. Бинбанк стал одним из самых крупных банков страны и занимает в рейтинге 12-е место с активами, превышающими триллион рублей (кстати, по размеру активов все три банка находятся примерно на одном уровне). Последние 2 года Бинбанк занимался поглощением других организаций. Собственно, это увлекательное занятие характерно для всей группы Гуцериевых, которые скупили все, что можно. Конкретно Бинбанк стал наследником московского филиала Приватбанка украинского олигарха Игоря Коломойского. Потом он в рамках финансового оздоровления купил группу Рост-банк. Ну а жемчужиной этого творчества стала покупка акционерами Бинбанка контрольного пакета МДМ-Банка.
В итоге за пару лет активы Бина выросли больше чем в 3 раза. Но вместо красивой сказки о здоровом росте налицо огромный банк, не обходящийся без проблем. Вот только пара сообщений, которые заставляют задуматься. В этом году Бинбанк трижды вышел на долговой рынок с облигациями сроком на год, выплаты по которым происходят раз в месяц. Это очень напоминает паническое желание срочно занять деньги. Летом Московская биржа исключила из первого котировального списка бумаги Бинбанка на 66 миллиардов рублей. Конечно, можно говорить, что такие решения принимаются по формальному признаку. Но давайте будем честны: есть очень надежные эмитенты, чьи бонды всегда котируются, а есть не очень надежные. И бумаги Бина, похоже, могут находиться во втором ряду. Косвенно о проблемах банка свидетельствует и то, что холдинг Гуцериевых «Сафмар» выставил на продажу недвижимость на 23 миллиарда рублей. Видимо, срочно понадобились деньги.
Что случилось с Бинбанком и случилось ли – на этот вопрос ответит время, и от себя пожелаем банку только хорошего. Но есть подозрения, что скупка и санация не самых лучших банков могла очень нехорошо отразиться на кредитной организации. Впрочем, Гуцериев, как известно, всегда мечтал владеть очень крупным банком. Мечта то сбылась. По крайней мере, на время.
Вместо возрождения упадок?
У Промсвязьбанка Дмитрия и Алексея Ананьевых последнее время дела тоже идут не очень. В позапрошлом году банк получил рекордный убыток за всю свою историю - почти в 16 с половиной миллиардов рублей. И никого это не удивило. На балансе банка, по всей видимости, было много кредитов не лучшего качества, по которым пришлось создавать резервы. Среди этих активов, кстати, был заем почившей в бозе авиакомпании «Трансаэро». Тогда аналитики говорили, что ничего страшного: зато теперь все зарезервировано, и банку нечего бояться. Однако будущее показало, что это не так. В прошлом году банк получил прибыль, но это произошло потому, что организация распустила резервы. А, кроме того, помог «счастливый» случай. Один из заемщиков допустил дефолт, и Ананьевым досталась его подмосковная земля. Банк переоценил эту собственность и записал ее в прибыль.
Промсвязьбанк, по всей видимости, также страдает «гигантоманией». Ну или назовем это стремлением к укрупнению. В 2015-м году акционеры ПСБ купили банк «Возрождение» за 200 миллионов долларов, и теперь оба банка входят в один финансовый холдинг «ПромСвязьКапитал». Как оказалось по итогам того года, кредитная организация получила убыток почти в 4 миллиарда рублей. Правда, в следующем году банк вышел в прибыль в 2 миллиарда. Но кто знает, это заслуга самого банка, или помощь контролирующего акционера? У самого же ПСБ хватает и собственных проблем. Об этом свидетельствует недавнее размещение так называемых «вечных» облигаций на полмиллиарда долларов, и эти средства пошли в капитал банка. Аналитики, если верить finanz.ru, оценивая сделку, обратили внимание, что у ПСБ небольшой запас прочности, поэтому банк и занял деньги. Прочность он, конечно, укрепил. Главное, чтобы ее хватило, если клиенты банка, напуганные ситуацией в финансовом секторе, побегут из кредитной организации. Пожелаем же и Промсвязьбанку всего самого лучшего.
Этому дал и этому дал
Еще один фигурант последних событий - Московский кредитный банк бизнесмена Романа Авдеева - в отличие от своих соседей по банковскому небожительству не отметился в крупных покупках. Хотя чуть было это не сделал в позапрошлом году, когда был близок к приобретению «Уралсиба», но в итоге отказался от сделки, не договорившись о цене. У Московского кредитного банка другие проблемы. Они классические для российского финансового сектора – плохие долги. О чем летом сообщило международное агентство «Фитч», понизив рейтинг МКБ. Аналитики пришли к выводу, что 127 миллиардов выданных банком займов являются потенциально рискованными. Из этих денег около половины получили компании с высокой долговой нагрузкой и слабыми финансовыми показателями. Иными словами, эти заемщики, вполне вероятно, деньги банку не отдадут.
Кроме того, в этом году у банка произошел серьезный отток вкладов, из-за чего МКБ занял полмиллиарда долларов. Заметим, что побежали из банка корпоративные клиенты, а они обычно не покидают банк просто так. Они либо что-то чувствуют, либо, что вероятнее, что-то знают. В общем, и у этого банка ситуация, по всей видимости, далеко не простая. По традиции, пожелаем удачи и МКБ.
Обед не удался?
Помните знаменитое произведение Агаты Кристи про 10 негритят, которые решили пообедать? То, что происходит с одними из самых крупных банков страны, напоминает события детектива. Причем, если применить это сравнение, один негритенок уже покорился своей судьбе. Ну а судья, в нашем случае, Центробанк. И сейчас он столкнулся с чудовищным выбором. Можно одним махом похоронить кредитные организации, но последствия могут быть ужасными для банковского сектора, а значит и для всего российского бизнеса. Закрытие банков с такими активами приведет к остановке работы огромного количества компаний, это может спровоцировать новый полноценный экономический кризис в стране. Значит, остается другой путь: заливать пожар в системе деньгами. Тоже ничего хорошего нет. Но самое забавное, что все это зрело, по видимому, с согласия регулятора: банки гигантскими темпами укрупнялись, раздавали деньги, а ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной спокойно наблюдал за ситуацией. И сейчас нельзя исключать вероятность, что клиенты окончательно убегут из всех вышеперечисленных банков. Что останется делать регулятору? Только сказать «Упс!» и напечатать еще немножко триллиончиков.
Связанные одной бомбой
В середине августа менеджер УК «Альфа Капитал» Сергей Гаврилов написал своим состоятельным клиентам письмо, где указал на банки из российского топ-15, вложения в бумаги которых могут быть рискованными. Послание утекло в СМИ и вызвало взрывную реакцию в финансовом мире. Собственно, Сергей Гаврилов сообщил клиентам о том, что на рынке, похоже, все и так знали. Но впервые имена крупных банков с по видимому всё же имеющимися огромными проблемами были названы публично. Один из них 29 августа был спасен Центробанком. Это «Открытие», чьим оздоровлением теперь будет заниматься сам регулятор. Но что будет с остальными? Напомним их названия: Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк. Все это очень весомые в банковской системе страны организации, согласно рэнкингу Интерфакса их активы приближаются к 4 триллионам рублей. Еще до скандального письма Сергея Гаврилова на рынке заговорили о том, что все эти банки по всей видимости связаны между собой. Для этого явления даже придумали два названия: «Московское кольцо» и БОМП (аббревиатура из первых букв четырех банков, включая «Открытие»).
А недавно известный банковский аналитик Максим Осадчий опубликовал в журнале Форбс колонку, в которой объяснил, что связывает эти финансовые гиганты. Хотя правильнее было бы употребить слово «повязанные». Дело в том, что акционеры упомянутых банков используют так называемое перекрестное владение акциями. К примеру, банку МКБ, если верить Максиму Осадчему, принадлежит 10% акций Промсвязьбанка. Еще столько же принадлежит пенсионным фондам Гуцериевых, а эта семья, как известно, владеет Бинбанком. У МКБ есть 8,6% банка «Возрождение», который принадлежит собственникам Промсвязьбанка, ну и так далее. Кроме того, похоже, эти три банка должны друг другу. В этой цепочке представлен и банк «Открытие», но он теперь под надежной защитой ЦБ. А вот остальные игроки этим похвастаться не могут. Так что если рухнет хоть один из вышеупомянутых банков, это произведет эффект разорвавшейся бомбы: систему тряхнет так, что мало не покажется. Но есть ли основания для такого сценария? Посмотрим на каждый банк в отдельности.
Что, где и когда рухнет?
Какое-то время назад о существовании Бинбанка самые широкие слои населения знали в основном потому, что он был спонсором популярной телеигры «Что? Где? Когда?». Все помнят, как представитель организации, обаятельный мужчина Григорий Гусельников раздавал деньги телезрителям и просил строго не судить знатоков. С тех далеких времен многое изменилось. Бинбанк стал одним из самых крупных банков страны и занимает в рейтинге 12-е место с активами, превышающими триллион рублей (кстати, по размеру активов все три банка находятся примерно на одном уровне). Последние 2 года Бинбанк занимался поглощением других организаций. Собственно, это увлекательное занятие характерно для всей группы Гуцериевых, которые скупили все, что можно. Конкретно Бинбанк стал наследником московского филиала Приватбанка украинского олигарха Игоря Коломойского. Потом он в рамках финансового оздоровления купил группу Рост-банк. Ну а жемчужиной этого творчества стала покупка акционерами Бинбанка контрольного пакета МДМ-Банка.
В итоге за пару лет активы Бина выросли больше чем в 3 раза. Но вместо красивой сказки о здоровом росте налицо огромный банк, не обходящийся без проблем. Вот только пара сообщений, которые заставляют задуматься. В этом году Бинбанк трижды вышел на долговой рынок с облигациями сроком на год, выплаты по которым происходят раз в месяц. Это очень напоминает паническое желание срочно занять деньги. Летом Московская биржа исключила из первого котировального списка бумаги Бинбанка на 66 миллиардов рублей. Конечно, можно говорить, что такие решения принимаются по формальному признаку. Но давайте будем честны: есть очень надежные эмитенты, чьи бонды всегда котируются, а есть не очень надежные. И бумаги Бина, похоже, могут находиться во втором ряду. Косвенно о проблемах банка свидетельствует и то, что холдинг Гуцериевых «Сафмар» выставил на продажу недвижимость на 23 миллиарда рублей. Видимо, срочно понадобились деньги.
Что случилось с Бинбанком и случилось ли – на этот вопрос ответит время, и от себя пожелаем банку только хорошего. Но есть подозрения, что скупка и санация не самых лучших банков могла очень нехорошо отразиться на кредитной организации. Впрочем, Гуцериев, как известно, всегда мечтал владеть очень крупным банком. Мечта то сбылась. По крайней мере, на время.
Вместо возрождения упадок?
У Промсвязьбанка Дмитрия и Алексея Ананьевых последнее время дела тоже идут не очень. В позапрошлом году банк получил рекордный убыток за всю свою историю - почти в 16 с половиной миллиардов рублей. И никого это не удивило. На балансе банка, по всей видимости, было много кредитов не лучшего качества, по которым пришлось создавать резервы. Среди этих активов, кстати, был заем почившей в бозе авиакомпании «Трансаэро». Тогда аналитики говорили, что ничего страшного: зато теперь все зарезервировано, и банку нечего бояться. Однако будущее показало, что это не так. В прошлом году банк получил прибыль, но это произошло потому, что организация распустила резервы. А, кроме того, помог «счастливый» случай. Один из заемщиков допустил дефолт, и Ананьевым досталась его подмосковная земля. Банк переоценил эту собственность и записал ее в прибыль.
Промсвязьбанк, по всей видимости, также страдает «гигантоманией». Ну или назовем это стремлением к укрупнению. В 2015-м году акционеры ПСБ купили банк «Возрождение» за 200 миллионов долларов, и теперь оба банка входят в один финансовый холдинг «ПромСвязьКапитал». Как оказалось по итогам того года, кредитная организация получила убыток почти в 4 миллиарда рублей. Правда, в следующем году банк вышел в прибыль в 2 миллиарда. Но кто знает, это заслуга самого банка, или помощь контролирующего акционера? У самого же ПСБ хватает и собственных проблем. Об этом свидетельствует недавнее размещение так называемых «вечных» облигаций на полмиллиарда долларов, и эти средства пошли в капитал банка. Аналитики, если верить finanz.ru, оценивая сделку, обратили внимание, что у ПСБ небольшой запас прочности, поэтому банк и занял деньги. Прочность он, конечно, укрепил. Главное, чтобы ее хватило, если клиенты банка, напуганные ситуацией в финансовом секторе, побегут из кредитной организации. Пожелаем же и Промсвязьбанку всего самого лучшего.
Этому дал и этому дал
Еще один фигурант последних событий - Московский кредитный банк бизнесмена Романа Авдеева - в отличие от своих соседей по банковскому небожительству не отметился в крупных покупках. Хотя чуть было это не сделал в позапрошлом году, когда был близок к приобретению «Уралсиба», но в итоге отказался от сделки, не договорившись о цене. У Московского кредитного банка другие проблемы. Они классические для российского финансового сектора – плохие долги. О чем летом сообщило международное агентство «Фитч», понизив рейтинг МКБ. Аналитики пришли к выводу, что 127 миллиардов выданных банком займов являются потенциально рискованными. Из этих денег около половины получили компании с высокой долговой нагрузкой и слабыми финансовыми показателями. Иными словами, эти заемщики, вполне вероятно, деньги банку не отдадут.
Кроме того, в этом году у банка произошел серьезный отток вкладов, из-за чего МКБ занял полмиллиарда долларов. Заметим, что побежали из банка корпоративные клиенты, а они обычно не покидают банк просто так. Они либо что-то чувствуют, либо, что вероятнее, что-то знают. В общем, и у этого банка ситуация, по всей видимости, далеко не простая. По традиции, пожелаем удачи и МКБ.
Обед не удался?
Помните знаменитое произведение Агаты Кристи про 10 негритят, которые решили пообедать? То, что происходит с одними из самых крупных банков страны, напоминает события детектива. Причем, если применить это сравнение, один негритенок уже покорился своей судьбе. Ну а судья, в нашем случае, Центробанк. И сейчас он столкнулся с чудовищным выбором. Можно одним махом похоронить кредитные организации, но последствия могут быть ужасными для банковского сектора, а значит и для всего российского бизнеса. Закрытие банков с такими активами приведет к остановке работы огромного количества компаний, это может спровоцировать новый полноценный экономический кризис в стране. Значит, остается другой путь: заливать пожар в системе деньгами. Тоже ничего хорошего нет. Но самое забавное, что все это зрело, по видимому, с согласия регулятора: банки гигантскими темпами укрупнялись, раздавали деньги, а ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной спокойно наблюдал за ситуацией. И сейчас нельзя исключать вероятность, что клиенты окончательно убегут из всех вышеперечисленных банков. Что останется делать регулятору? Только сказать «Упс!» и напечатать еще немножко триллиончиков.