Центробанк не запустил реабилитационный механизм для клиентов банков
С начала апреля банковские клиенты, ошибочно попавшие в черные списки подозреваемых в отмывании денег, должны были получить возможность пользоваться улучшенной процедурой реабилитации. Но этого не произошло, так как ЦБ не успел подготовить нормативные документы.
В соответствии с федеральным законодательством, с 1 апреля в РФ должна была заработать двухуровневая система реабилитации для граждан, которые были внесены в банковские черные списки ввиду осуществления подозрительных операций. Одноуровневая реабилитационная система начала действовать с конца минувшего года. В соответствии с ней, граждане, которые считают, что в списки штрафников их включили ошибочно, должны обращаться в банк, принявший данное решение. Двухровневая система предусматривает появление следующей инстанции для рассмотрения споров – комиссии в составе специалистов Банка России и Росфинмониторинга. В этот орган смогут подавать ходатайства лица, обращения которых на первом уровне удовлетворены не были.
Но, как сообщили источники «КоммерсантЪ» в финучреждениях, фактически второй уровень запущен не был, поскольку деятельность комиссии не была прописана в подзаконных актах. Отметим, формирование черного списка стартовало летом минувшего года. В реестр вносятся клиенты, которые попытались провести через банки операции, имеющие признаки отмывания доходов, полученных преступным путем, либо терроризма. В дальнейшем другие банки по негласной договоренности отказываются в обслуживании фигурантов списка. Изначально механизм для реабилитации внесенных в реестр юридических и физических лиц отсутствовал, впоследствии была прописана данная процедура на уровне банков.
В Банке России сроки запуска второго уровня реабилитации не оглашают, заверяя, что необходимая документация уже одобрена регулятором и находится в Минюсте. Собеседники издания на рынке говорят, запустить второй уровень реабилитации на основании имеющихся документов будет проблематично, поскольку в них имеются внутренние противоречия. К примеру, согласно федеральному законодательству, банки не обязаны уведомлять граждан о причинах внесения в черный список, в то время как для подачи жалобы в межведомственную комиссию истец должен пояснить, на каком основании он стал фигурантом списка. Председатель «Опоры России» Александр Калинин отмечает, на запрос организации в регуляторе заверили, что на стадии разработки находится документ, по которому банки при внесении клиента в реестр обязаны будут выдавать ему бумагу с необходимыми пояснениями.
Но, как сообщили источники «КоммерсантЪ» в финучреждениях, фактически второй уровень запущен не был, поскольку деятельность комиссии не была прописана в подзаконных актах. Отметим, формирование черного списка стартовало летом минувшего года. В реестр вносятся клиенты, которые попытались провести через банки операции, имеющие признаки отмывания доходов, полученных преступным путем, либо терроризма. В дальнейшем другие банки по негласной договоренности отказываются в обслуживании фигурантов списка. Изначально механизм для реабилитации внесенных в реестр юридических и физических лиц отсутствовал, впоследствии была прописана данная процедура на уровне банков.
В Банке России сроки запуска второго уровня реабилитации не оглашают, заверяя, что необходимая документация уже одобрена регулятором и находится в Минюсте. Собеседники издания на рынке говорят, запустить второй уровень реабилитации на основании имеющихся документов будет проблематично, поскольку в них имеются внутренние противоречия. К примеру, согласно федеральному законодательству, банки не обязаны уведомлять граждан о причинах внесения в черный список, в то время как для подачи жалобы в межведомственную комиссию истец должен пояснить, на каком основании он стал фигурантом списка. Председатель «Опоры России» Александр Калинин отмечает, на запрос организации в регуляторе заверили, что на стадии разработки находится документ, по которому банки при внесении клиента в реестр обязаны будут выдавать ему бумагу с необходимыми пояснениями.