«Чандраян-2»: большие амбиции Индии во второй лунной миссии
Индийское космическое агентство осуществляет свою вторую лунную миссию, аппарат «Чандраян-2» должен опуститься на поверхность Луны 7 сентября. Как он достигнет Луны и почему это важно? Такими вопросами задается bbc.com.
«Чандраян-2» стоимостью $150 млн. продолжит исследования, начатые его предшественником «Чандраяном-1», запущенным в 2008 году и открывшим на Луне наличие молекул воды. «Чандраян-2» включает в себя три компонента: космический корабль, посадочный модуль и шестиколесный вездеход под названием Прагьяан. Он был запущен 22 июля, через неделю после запланированной даты старта, которая была перенесена из-за технической неисправности. Спустя месяц аппарат вошел в лунную орбиту, 2 сентября от ракеты отделился посадочный модуль.
7 сентября в 18:00 по Гринвичу модуль с вездеходом будет направлен на поверхность Луны, приземление предполагается вблизи ее южного полюса.
Руководитель Организации по космическим исследованиям (ISRO) доктор К. Сиван говорит как о «15 минутах ужаса» о тех минутах, когда модуль Викрам попытается автоматически опуститься на лунную поверхность без поддержки с Земли. Если посадка Викрама будет успешной, Индия станет четвертой страной, осуществившей это, после США, России и Китая. Для индийцев важно то, что индийский флаг достигнет нетронутой лунной поверхности.
Хотя Луна - наш ближайший сосед, приземлиться на нее очень непросто. У нее почти нет атмосферы, поэтому невозможно замедлить спуск с помощью парашютов. Остается одно – прибегнуть к так называемому «спуску на двигателях». Это означает постепенное снижение скорости модуля с помощью собственных двигателей ракеты. По мере спуска модуль будет двигаться горизонтально к поверхности Луны. Двигатели должны остановить горизонтальное движение, одновременно контролируя скорость спуска точно к моменту приземления. Это называется «мягкая посадка».
Приближаясь к Луне, корабль и модуль должны осмотреть ее поверхность, чтобы найти наилучшую точку для приземления, без кратеров и камней. Если модуль не сработает правильно, он может рухнуть на поверхность, как его предшественник «Чандраян-1», впрочем, то была намеренная аварийная посадка, так как в 2008 году Индия еще не освоила выполнение мягкого приземления.
Когда произойдет приземление и уляжется лунная пыль, откроется трап модуля и мягко выкатится вездеход. Потом он отправится на «прогулку» по Луне королевской походкой со скоростью 1 см в минуту. Он может удалиться от модуля не более чем на 500 м. И модуль, и вездеход питаются от солнечных батарей.
Чем будет заниматься вездеход? Помимо прочего он измерит колебания поверхности Луны в зоне доступности и изучит термический профиль лунной «почвы», одновременно проводя ее дальнейший анализ.
На задних колесах вездехода впечатан национальный символ Ашока Чакра и логотип ISRO, это значит, что след индийского визита надолго останется на поверхности Луны.
Экстремальные температуры представляют проблему для миссии. Когда светит солнце, температура может превысить 100 градусов, когда оно заходит, опускается до -170 градусов.
Так как батареи должны заряжаться солнечной энергией, предполагается, что номинальный срок эксплуатации вездехода и модуля равен одному лунному дню, так как в ISRO не уверены, что они смогут выдержать сверхнизкие температуры 14-дневной лунной ночи. Оба устройства пришлют фотографии друг друга, так что вскоре после приземления ожидаются первые индийские «селфи» с Луны.
Южный полюс Луны пока еще в значительной мере не исследованная зона, Индия выбрала место, которого пока не достигали другие аппараты. Мягкую посадку попытаются совершить на возвышенной равнине между двумя кратерами – Манзинус С и Симпелиус N. Предыдущие миссии, в том числе американского «Аполлона», доставившего на поверхность спутника Земли людей, придерживались экваториальной зоны Луны.
В ISRO считают южный полюс Луны особенно интересным, так как здесь площадь, остающаяся в тени, намного обширнее, чем на северном полюсе. Это значит, что в постоянно затененных зонах возможно обнаружение воды. Кроме того, на южном полюсе есть кратеры, они представляют собой холодные ловушки, в которых содержатся ископаемые свидетельства о раннем периоде Солнечной системы.
Значимость этого неисследованного региона велика еще и потому, что в ближайшем будущем, возможно, к 2024 году, американское космическое агентство NASA намерено вновь ступить на Луну с миссией Артемис, приземлившись вблизи южного полюса спутника Земли. Индийская миссия, таким образом, предоставит американцам много необходимой информации по этой неизведанной территории.
Предполагается, что «Чандраян-2» будет вращаться вокруг Луны еще в течение года. За это время он составит карту лунных минералов, сделает снимки с высоким разрешением и займется поисками воды на лунной поверхности с использованием инфракрасных изображений и радаров. Камеры с высоким разрешением позволят выполнить цифровые географические карты Луны. Будет также проанализирована скудная лунная атмосфера.
Есть вероятность того, что корабль продержится на орбите Луны более года. В ISRO сообщают, что они обеспечили соответствующую экономию топлива. Когда топливо закончится, корабль станет спутником Луны, сделанным в Индии.
7 сентября в 18:00 по Гринвичу модуль с вездеходом будет направлен на поверхность Луны, приземление предполагается вблизи ее южного полюса.
Руководитель Организации по космическим исследованиям (ISRO) доктор К. Сиван говорит как о «15 минутах ужаса» о тех минутах, когда модуль Викрам попытается автоматически опуститься на лунную поверхность без поддержки с Земли. Если посадка Викрама будет успешной, Индия станет четвертой страной, осуществившей это, после США, России и Китая. Для индийцев важно то, что индийский флаг достигнет нетронутой лунной поверхности.
Хотя Луна - наш ближайший сосед, приземлиться на нее очень непросто. У нее почти нет атмосферы, поэтому невозможно замедлить спуск с помощью парашютов. Остается одно – прибегнуть к так называемому «спуску на двигателях». Это означает постепенное снижение скорости модуля с помощью собственных двигателей ракеты. По мере спуска модуль будет двигаться горизонтально к поверхности Луны. Двигатели должны остановить горизонтальное движение, одновременно контролируя скорость спуска точно к моменту приземления. Это называется «мягкая посадка».
Приближаясь к Луне, корабль и модуль должны осмотреть ее поверхность, чтобы найти наилучшую точку для приземления, без кратеров и камней. Если модуль не сработает правильно, он может рухнуть на поверхность, как его предшественник «Чандраян-1», впрочем, то была намеренная аварийная посадка, так как в 2008 году Индия еще не освоила выполнение мягкого приземления.
Когда произойдет приземление и уляжется лунная пыль, откроется трап модуля и мягко выкатится вездеход. Потом он отправится на «прогулку» по Луне королевской походкой со скоростью 1 см в минуту. Он может удалиться от модуля не более чем на 500 м. И модуль, и вездеход питаются от солнечных батарей.
Чем будет заниматься вездеход? Помимо прочего он измерит колебания поверхности Луны в зоне доступности и изучит термический профиль лунной «почвы», одновременно проводя ее дальнейший анализ.
На задних колесах вездехода впечатан национальный символ Ашока Чакра и логотип ISRO, это значит, что след индийского визита надолго останется на поверхности Луны.
Экстремальные температуры представляют проблему для миссии. Когда светит солнце, температура может превысить 100 градусов, когда оно заходит, опускается до -170 градусов.
Так как батареи должны заряжаться солнечной энергией, предполагается, что номинальный срок эксплуатации вездехода и модуля равен одному лунному дню, так как в ISRO не уверены, что они смогут выдержать сверхнизкие температуры 14-дневной лунной ночи. Оба устройства пришлют фотографии друг друга, так что вскоре после приземления ожидаются первые индийские «селфи» с Луны.
Южный полюс Луны пока еще в значительной мере не исследованная зона, Индия выбрала место, которого пока не достигали другие аппараты. Мягкую посадку попытаются совершить на возвышенной равнине между двумя кратерами – Манзинус С и Симпелиус N. Предыдущие миссии, в том числе американского «Аполлона», доставившего на поверхность спутника Земли людей, придерживались экваториальной зоны Луны.
В ISRO считают южный полюс Луны особенно интересным, так как здесь площадь, остающаяся в тени, намного обширнее, чем на северном полюсе. Это значит, что в постоянно затененных зонах возможно обнаружение воды. Кроме того, на южном полюсе есть кратеры, они представляют собой холодные ловушки, в которых содержатся ископаемые свидетельства о раннем периоде Солнечной системы.
Значимость этого неисследованного региона велика еще и потому, что в ближайшем будущем, возможно, к 2024 году, американское космическое агентство NASA намерено вновь ступить на Луну с миссией Артемис, приземлившись вблизи южного полюса спутника Земли. Индийская миссия, таким образом, предоставит американцам много необходимой информации по этой неизведанной территории.
Предполагается, что «Чандраян-2» будет вращаться вокруг Луны еще в течение года. За это время он составит карту лунных минералов, сделает снимки с высоким разрешением и займется поисками воды на лунной поверхности с использованием инфракрасных изображений и радаров. Камеры с высоким разрешением позволят выполнить цифровые географические карты Луны. Будет также проанализирована скудная лунная атмосфера.
Есть вероятность того, что корабль продержится на орбите Луны более года. В ISRO сообщают, что они обеспечили соответствующую экономию топлива. Когда топливо закончится, корабль станет спутником Луны, сделанным в Индии.