Евгений Фролов, отдел иностранной прессы — 20.12.2017 14:51

Что должно произойти, чтобы электрические автомобили овладели миром?

Рыночная доля электрических автомобилей очень мала, но автоиндустрия делает миллиардные ставки на то, что скоро они станут не дороже привычных машин, пишет nytimes.com.

Быстрее, чем можно было предположить, электромобили приближаются по своей экономичности и практичности к автомобилям с обычным двигателем. Падает стоимость литиевых батарей по мере того, как технические достижения увеличивают дальность пробега и снижают длительность перезарядки. «Поскольку тенденция продолжается, все может произойти очень быстро», - говорит Гвидо Журе, главный специалист по цифровым проблемам электронной компании АВВ в Цюрихе, занимающейся сооружением зарядных установок.
Но для успешного будущего электромобилей кое-чего не достает. Некоторые критически важные материалы – в дефиците. Автомобили, работающие на батареях, все еще стоят дороже многих, работающих на бензине. Компании-производители соревнуются в преодолении этого препятствия, вместе с миллионами работающих в них людей фирмы рискуют остаться не у дел. «Множество людей переживает по поводу того, когда же это случится и сколько в это нужно вкладывать», - говорит Норберт Дресслер, консультант автоиндустрии.
Электромобили станут обычными, когда стоимость трансмиссии двигателя и других работающих деталей станет у них такой же, как у машин, работающих на бензине. Когда это произойдет? Это почти полностью зависит от стоимости батарей. С 2011 года цены на батареи, определяемые производимой ими мощностью, неожиданно снизились более чем вдвое. Аналитики банка Merrill Lynch предполагают, что в США электромобили станут дешевле традиционных аналогов к 2014 году, еще год назад они называли 2030 год.
Одна из причин удешевления батарей – расширение их производства. В бизнес вступают такие автомобильные фирмы, как Daimler, вложившая $590 млн. в новый завод по производству батарей в городке Каменц на востоке Германии. «Это важное инвестирование в будущее», - заявила руководителям Daimler канцлер Ангела Меркель. Представитель Daimler Джуп Кауфер говорит: «Мы могли бы покупать батареи, но предпочитаем получать прибыль, а не платить за них таким поставщикам, как Samsung или Panasonic. Батареи – это ключевая деталь автомобиля».
Изготовители машин конкурируют за обеспеченность главными ингредиентами для батарей – кобальтом, литием и графитом. Они должны избежать их дефицита, иначе цены будут слишком высокими, а электромобили – недоступными.
Но производители имеют дело также с геополитическими аспектами. Три четверти мировых запасов лития находятся в Китае и Чили. По мере повышения спроса Китай может использовать свои природные богатства как дипломатическое орудие, так же, как Саудовская Аравия использует нефть.
Опасение, что ингредиенты для автомобильных батарей могут оказаться под контролем всего нескольких стран, стимулирует к действиям бригаду бурильщиков в Чешской Республике. Еще в 1300-х годах в местности Чиновеч добывали олово, позже – вольфрам, потребность в литии вновь сделала привлекательными местные рудники. Наблюдая за действиями буровой бригады, менеджер дочерней фирмы от European Metals Ричард Павлик сообщил: «Мы уже контактируем с несколькими изготовителями батарей».
Что касается кобальта, он поступает главным образом из Демократической Республики Конго, одной из самых нестабильных стран, истерзанных войной. В нелегальной добыче полезных ископаемых там используется детский труд. Компании по горному делу ищут источники в менее проблематичной местности. First Cobalt из Торонто объявила о планах возобновить работу на бывших серебряно-кобальтовых рудниках в городе, который так и называется – Кобальт, в Онтарио. «Думаем, что у нас уже нет обратного пути от электрических авто», - говорит исполнительный директор фирмы Трент Мелл.
Даже когда люди смогут приобретать электромобили по доступной цене, перед ними встанет еще одна проблема: куда подключаться, чтобы не ждать перезарядки целый день? Необходима густая сеть высоковольтных зарядных станций, где водители могут наполнять свои батареи, пока выпивают чашку кофе в комнате отдыха. Сейчас поездка по всей стране на электромобиле – рискованное предприятие. Но такие фирмы, как АВВ, а также ряд старт-апов заняты установкой заправочных станций по всему миру, и они уже становятся привычными. В США уже 16 тыс. таких станций, хотя в 2010 году их было несколько сотен. Бензозаправочных, для сравнения, – 112 тыс.
Одно из препятствий для популярности электромобилей – психология. Двигатель внутреннего сгорания привычен для людей, как и связанные с ним ощущения – запах бензина, звук мотора. К отличающимся особенностям электромашин нужно привыкнуть, но они могут приятно удивить: исключительный набор скорости, отсутствие шума, запаха и вибрации.
У электрических автомобилей около 25% общих деталей с традиционными. Компании, выпускающие детали для двигателей, должны будут изыскивать производство новой продукции или прекратить существование. Исчезнет востребованность в некоторых рабочих навыках.
Действующие производители автомобилей столкнутся с новыми конкурентами, которые выйдут на рынок со своими технологическими преимуществами. Большие вложения в отрасль делают китайские фирмы. Британская Dyson, известная как производитель пылесосов, объявила о планах по производству электромобилей. Опыт по производству машин с двигателем внутреннего сгорания не будет больше обеспечивать своим обладателям конкурентное преимущество.
Полная версия публикации
Общество 19.12.2017 07:07
Неизвестный поджег книжную полку в одном из магазинов Челябинска
Общество 19.12.2017 13:07
На поверхности Луны нашли шестигранную пирамиду
Общество 20.12.2017 06:35
Студентку из Хабаровска задушили USB-кабелем