Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук — 14.11.2018 11:55

Что ищут Россия и США в Ливийской пустыне?

На днях в Москве состоялась встреча министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу с командующим Ливийской национальной армией маршалом Халифом Хафтаром. В ходе встречи обсуждались вопросы безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Командующий ЛНА маршал Хафтар уже не в первый раз посещает Москву для обсуждения вопросов борьбы с международным терроризмом, а также вопросов, связанных с разрешением кризисной ситуации в Ливии. Контакты российских военных и руководителей Ливийской национальной армии осуществляются на регулярной основе и имеют достаточно давнюю историю. Это вполне естественно, так как все вооружение ЛНА – российское, многие ее офицеры обучались в РФ и даже военная доктрина «носит восточный характер», как выразился в недавнем интервью РИА «Новости» официальный представитель ЛНА бригадный генерал Ахмед аль-Мисмари.
Принимают активное участие в обсуждении ливийского кризиса и российские дипломаты. Так, летом этого года замминистра иностранных дел РФ Михаил Богданов обсуждал по телефону вопросы урегулирования ситуации в Ливии со спецпредставителем генсека ООН Гассаном Саламе и с главой МИД правительства национального согласия Ливии Мохамедом Тахиром Сиялой.
Как известно, в последние годы в Ливии сохраняется двоевластие — на востоке, в столице Киренаики Тобруке, заседает избранный народом парламент, а на западе, в Триполитании, правит сформированное за границей под давлением ООН и Евросоюза правительство национального согласия во главе с бизнесменом Фаезом Сарраджем. На юго-западе страны, в сети оазисов, объединенных историческим названием Феццан, бывшей колонии Франции, царит анархия и правят свой произвол вожди племен берберов.
Власти восточной части страны действуют независимо от Триполи и сотрудничают с Ливийской национальной армией во главе с маршалом Халифом Хафтаром, которая ведет тяжелую и затяжную войну с боевиками-исламистами на востоке и юге страны, освободив от них летом этого года два города — Бенгази и Дерну. «К настоящему моменту национальная армия Ливии контролирует до 90% территории страны», — заявил генерал аль-Мисмари после освобождения Дерны в ходе пресс-конференции в Бенгази.
Успехи Ливийской национальной армии, имеющей дружественные отношения с Россией и российскими военными, серьезно обеспокоили Запад и, прежде всего, США.
В середине октября американский журнал The Hill опубликовал статью с претенциозным названием «Америка должна стабилизировать Ливию», авторы которой Джеймс Карафано (вице-президент Института национальной безопасности и внешней политики Дэвиса в Heritage Foundation) и Джошуа Месерви (старший политический аналитик Heritage Foundation, специализирующийся на Африке и на Ближнем Востоке) дают в целом объективную оценку сложившей в Ливии ситуации, когда в стране действует множество вооруженных групп, некоторые из которых по сути являются организованными преступными синдикатами, промышляющими контрабандой оружия и торговлей людьми. Довольно активно действуют запрещенные в России «Аль-Каида» и террористическая группировка ИГИЛ, восстанавливающая свои силы после потери прибрежного города Сирт в 2016 году.
Международная реакция на ливийский кризис, пишет издание, была фрагментарной и неэффективной. Это дало возможность ряду иностранных держав вмешиваться в ливийский конфликт, преследуя свои собственные интересы, зачастую противоречащие друг другу, причем многие из них контрпродуктивны для достижения устойчивого политического решения.
Хорошо информированные аналитики Heritage Foundation отмечают, что маршала Хафтара поддерживают Египет и ОАЭ потому, что они считают его оплотом против исламистских групп Ливии, некоторые из которых получают помощь от Катара. Однако ООН признает только правительство национального согласия, а не переходное правительство, созданное Палатой представителей. Некоторые европейские страны имеют разногласия по отношению к срокам выборов, а также поддерживают различные политические фракции.
В данном случае американские эксперты имеют в виду известные разногласия между Францией и Италией. Французы выступают за проведение всеобщих выборов в Ливии уже в этом году, а итальянцы возражают, так как планируют провести в Риме конференцию по Ливии, тем самым добившись статуса главного арбитра в ливийском конфликте.
Помимо политического хаоса, который усугубляется несогласованным и противоречивым вмешательством стран Евросоюза, аналитики Heritage Foundation выделяют угрозу захвата исламистскими боевиками нефтяных месторождений Сирии, которые в оптимальном режиме поставляют около одного миллиона баррелей нефти в день на мировой рынок. Если какая-либо из вооруженных групп, которые часто пытаются захватить нефтяные месторождения, преуспеет в этом, это усложнит их умиротворение, пишет издание, обнулит средства для реконструкции страны и поставит под вопрос глобальные поставки нефти. Карафано и Месерви отдают должное усилиям Италии, которая пытается остановить поток мигрантов в Европу, идущий через Ливию, но отмечают их ограниченность.
Основной месседж статьи - угроза российского вмешательства в Ливии: «Вакуум в Ливии привлек внимание России. Близость Ливии к Европе и Ближнему Востоку, ее нефть и ее положение в качестве мигрантского хаба делают эту страну тем местом, в котором Россия может, не прилагая особых усилий, серьезно навредить, если обретет достаточное влияние».
То, что навредить Россия может Америке, авторы подразумевают, как говорится, по умолчанию, так как всю ситуацию в Ливии рассматривают через призму американских интересов.
Несколько иной и, как представляется, более объективный взгляд на роль России в ливийском конфликте изложен авторами издания Foreign Policy в статье «Inside Putin’s Libyan Power Play», в которой отмечается, что «фактическая стратегия России не предполагает бомбардировок Ливии, чтобы заставить ее признать своим лидером «человека Москвы». Намерения России в Ливии в гораздо большей степени предполагают сотрудничество с международным сообществом, хотя и не в ущерб собственным национальным интересам».
Москва напечатала ливийские динары на сумму около $3 млрд. от имени Центрального банка Ливии, подконтрольного Хафтару, и отправила российских специалистов для ремонта и обновления военной техники ЛНА, которая почти полностью базируется на советском арсенале, говорится в статье.
Авторы публикации Линкольн Пигмен, Кайл Ортон, эксперты британского правоконсервативного Центра Генри Джексона, сторонники идей знаменитого лорда Пальмерстона, который в XIX веке не раз использовал «политику канонерок» в различных регионах мира, с нескрываемой завистью анализируют взвешенную политику РФ в Ливии:
«Россия рассчитывает добиться трех преимуществ от поддержки Хафтара. Во-первых, Москва надеется на то, что Хафтар в конечном итоге получит достаточную политическую власть, чтобы дать России почетную привилегию заключения экономических сделок. Во-вторых, Россия ожидает от Хафтара помощи в укреплении своего военного положения на Средиземном море, что позволит Москве распространить свое влияние у берегов Европы и усилить позиции на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Наконец, Россия ищет политическую выгоду от способности урегулировать региональные кризисы».
В данном случае нельзя не согласиться с «британскими учеными», что со стороны России было бы слишком рискованно полагаться исключительно на Хафтара, чья способность установить контроль над всей страной все еще вызывает сомнения. Именно с этим эксперты Центра Генри Джексона связывают готовность России сотрудничать в ООН с международным сообществом по Ливии и поддержку крайне невыгодного для Хафтара эмбарго на ввоз оружия в страну.
«России может быть выгоднее коалиционное правительство в Ливии с Хафтаром во главе вооруженных сил, чем правительство, полностью контролируемое Хафтаром, так как это будет означать политическое примирение между основными конфликтующими сторонами и достаточную стабильность, гарантирующую долгосрочные экономические инвестиции и строительство военных объектов, которых добивается Россия, не опасаясь, что это все может быть внезапно потеряно, как после падения Каддафи», - полагают авторы статьи.
И завершает публикацию вывод в духе концептов «Большой Игры»: «В конечном счете главная отдача от инвестиций в Ливию, которую ожидает Россия, - это не база и не контракт. Это способность обосновать одну из центральных идей, о которых она говорит миру и своим гражданам все последние годы: то, что сломали США, может починить Россия».
По сути, британские эксперты проинформировали своего не слишком дальновидного американского брата о том, что Россия проводит весьма грамотную и взвешенную политику в извечной вотчине Запада. Не будем забывать, что север Ливии долгие годы был колонией Британской Короны.
Что касается самой Ливии, то в текущей реальности в стране де-факто произошла легитимизация того фрагментированного состояния, которое имело место всегда, даже при полковнике. Кстати, Муаммар Каддафи, в том, что касается внутренней политики, был большим реалистом, предпочитая договариваться с племенными вождями, а не воевать с ними.
Последние успехи армии, возглавляемой маршалом Хафтаром, не могли не встревожить США, так как чем бОльшую территорию будет контролировать ЛНА, тем меньше будет «окно возможностей» для США, если они все же соберутся доказать миру, что способны не только «ломать», но и что-то кое-где «починить».
Возможно, статья в американском The Hill послужила сигналом к атаке, пока что информационной, на ливийскую политику России. И первой на этот сигнал отреагировала все та же британская пресса. Английский таблоид The Sun опубликовал резонансную статью «Putin troops in Libya», в которой утверждается, что Россия направила в восточную Ливию к маршалу Хафтару несколько десятков военнослужащих спецназа и сотрудников Главного управления Генштаба. Издание пишет, что Россия также поставляет Хафтару тяжелые вооружения - крылатые ракеты «Калибр» и ЗРК С-300. В двух городах на северо-восточном побережье - Бенгази и Тобрук якобы были открыты две военные базы под прикрытием «ЧВК Вагнера».


Фото: http://warnewsupdates.blogspot.com

Российский МИД уже опроверг эти сообщения, но, как бы то ни было, Ливия остается объектом соперничества ведущих мировых держав. Причины такого соперничества довольно весомы. Себестоимость нефтедобычи в Ливии (около доллара за баррель) существенно ниже, чем даже в Саудовской Аравии. Кроме того, экспорт углеводородов из Ливии в Европу предельно прост и не связан со строительством дорогих трубопроводов. Кроме того, тот, кто контролирует морское побережье Ливии, тот фактически контролирует и миграционные потоки в Европу.
И наконец, морской порт Бенгази, находящийся в заливе Сидра в небольшой бухте, защищенной с моря фундаментальными молами, крайне привлекателен с точки зрения расположения в нем военно-морской базы. Порт Бенгази доступен для судов водоизмещением до 30 тыс. тонн и может использоваться для базирования боевых кораблей до эсминцев включительно. Порт имеет глубоководные Новую и Старую гавани и мелководную — Марса-Джулиана и Себхет-эль-Бунта. Длина причального фронта 1,6 км с глубинами 5—12 м. Имеются также три точечных рейдовых причала для танкеров. Порт связан автомобильными дорогами с прибрежными городами и портами страны, рядом с ним расположен международный аэропорт. Ну, и достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что это контроль над всем Средиземным морем, да еще и напротив итальянских и греческих баз НАТО.
Таким образом, информационная атака на Россию в связи с ее ливийской политикой означает, что в «Большую Игру» на севере Африки вступают США, которых авторы статьи в «The Hill» призывают «инвестировать в Ливию достаточно энергии и внимания», чтобы «устранить серьезную угрозу интересам Америки в критическом и хрупком регионе мира».
Как бы то ни было, все экспертные оценки исходят из того, что в Ливии не будет повторения сирийской войны, по крайней мере, Россия такую войну не начнет, а будет стремиться примирить все враждующие стороны. Однако, можно с уверенностью утверждать, что публикаций, подобных статей в таблоиде «The Sun», в которых Россию будут обвинять в обратном, будет в избытке.
Полная версия публикации
Общество 08.11.2018 18:41
Гель, заживляющий раны без шрамов, изобрели в Китае
Общество 11.11.2018 13:43
Россиянам запретят пить спиртное в жилых домах
Политика 12.11.2018 11:47
Хакасию возглавил коммунист