Что предпримет Риши Сунак на посту премьер-министра Великобритании?
Проблемы, стоящие перед Великобританией, не рассеялись после прихода к власти преемника Лиз Трасс. Риши Сунак получает в наследство партию, раздираемую междоусобицами.
Среди проблем, которые ему предстоит решать – война на Украине, энергетический кризис, забастовки в государственном секторе и зимний кризис Национальной службы здравоохранения.
Одной из сложностей является вопрос жесткой экономии. Даже после отмены катастрофического мини-бюджета Трасс финансам Британии все еще грозит «черная дыра» в £40 млрд к 2026-27 годам. Сунаку придется проделать тяжелую работу, приняв решение, где именно сократить государственные расходы. Так, он уже выразил готовность сократить траты на оборонный сектор. К тому же он, вероятно, сократит расходы на крупные инфраструктурные проекты, которые неохотно поддерживал, будучи министром финансов, и откажется от обещания правительства увеличить пособия в соответствии с инфляцией.
При сокращении расходов Сунак должен полностью отказаться от планов Трасс по снижению налогов и, возможно, в краткосрочной перспективе ему придется их повысить. Одним из вариантов может быть отмена сокращений в системе национального страхования, предложенных Трасс, и возвращение к его первоначальному плану увеличения налога на 1,25% для помощи в финансировании Национальной службы здравоохранения.
Отмена гарантии цен на электроэнергию, введенная Трасс, оставляет открытым вопрос о том, как помочь домохозяйствам. Сунак поддержал отмену запрета на технологию добычи сланцевого газа и отметил, что предпочитает технологии получения энергии из морского ветра, солнечных батарей на крышах и ядерной энергии вместо солнечных электростанций и эксплуатации наземного ветра. Он также заявил, что хочет, чтобы Великобритания стала энергетически независимой к 2045 году.
Сунак, вероятно, пересмотрит вопрос создания инвестиционных зон на фоне опасений, что они могут привести к вытеснению существующего бизнеса вместо создания новых возможностей. Еще одной проблемой, которую ему предстоит решить, является кризис службы здравоохранения. Сунак выступает за далеко идущие реформы: по его мнению, увеличение финансирования не является панацеей, и руководители службы должны быть гораздо более амбициозными в вопросе цифровизации, изменения методов работы и объединения здравоохранения и социального обеспечения.
Кроме того, новый премьер-министр должен будет обратить внимание на такие проблемы, как разобщенность в рядах Консервативной партии (особенно на фоне непопулярных мер) и сделка по Северной Ирландии. В первом случае его позиция заключается в том, что через два года партия может проиграть выборы, если не объединит усилия. Во втором – нужно решить, стоит ли уступать ЕС с целью избежать торговой войны или придерживаться более жесткой и бескомпромиссной линии.
Среди других проблем Сунаку придется столкнуться с темой иммиграции. Во-первых, ему необходимо определиться, стоит ли продолжать реализацию планов Трасс по ослаблению миграционного контроля для стимулирования роста экономики. Он уже пообещал ослабить его, чтобы помочь, в частности, научной сфере, но отметил, что не будет «открывать двери» для всех. Во-вторых, ему нужно разобраться с нелегальной миграцией: так, Сунак пообещал сохранить политику депортации в Руанду и создать целевую группу по борьбе с малыми судами, чтобы попытаться остановить пересечение границы.
Определить судьбу правления Сунака может и конфликт на Украине, если реакция нового премьер-министра будет неверной. Вероятно, Сунак откажется от обещания Трасс увеличить расходы на оборону до 3% ВВП к концу десятилетия. Однако ему будет сложнее оправдать сокращение расходов на оборону, если ситуация на Украине ухудшится.
Наконец, сложившаяся кризисная ситуация грозит забастовками в различных отраслях. Сунак вряд ли примет решение о повышении зарплат в государственном секторе. При этом новый премьер поддержал планы по установлению минимального уровня обслуживания для предотвращения забастовок работников транспортного сектора.
Одной из сложностей является вопрос жесткой экономии. Даже после отмены катастрофического мини-бюджета Трасс финансам Британии все еще грозит «черная дыра» в £40 млрд к 2026-27 годам. Сунаку придется проделать тяжелую работу, приняв решение, где именно сократить государственные расходы. Так, он уже выразил готовность сократить траты на оборонный сектор. К тому же он, вероятно, сократит расходы на крупные инфраструктурные проекты, которые неохотно поддерживал, будучи министром финансов, и откажется от обещания правительства увеличить пособия в соответствии с инфляцией.
При сокращении расходов Сунак должен полностью отказаться от планов Трасс по снижению налогов и, возможно, в краткосрочной перспективе ему придется их повысить. Одним из вариантов может быть отмена сокращений в системе национального страхования, предложенных Трасс, и возвращение к его первоначальному плану увеличения налога на 1,25% для помощи в финансировании Национальной службы здравоохранения.
Отмена гарантии цен на электроэнергию, введенная Трасс, оставляет открытым вопрос о том, как помочь домохозяйствам. Сунак поддержал отмену запрета на технологию добычи сланцевого газа и отметил, что предпочитает технологии получения энергии из морского ветра, солнечных батарей на крышах и ядерной энергии вместо солнечных электростанций и эксплуатации наземного ветра. Он также заявил, что хочет, чтобы Великобритания стала энергетически независимой к 2045 году.
Сунак, вероятно, пересмотрит вопрос создания инвестиционных зон на фоне опасений, что они могут привести к вытеснению существующего бизнеса вместо создания новых возможностей. Еще одной проблемой, которую ему предстоит решить, является кризис службы здравоохранения. Сунак выступает за далеко идущие реформы: по его мнению, увеличение финансирования не является панацеей, и руководители службы должны быть гораздо более амбициозными в вопросе цифровизации, изменения методов работы и объединения здравоохранения и социального обеспечения.
Кроме того, новый премьер-министр должен будет обратить внимание на такие проблемы, как разобщенность в рядах Консервативной партии (особенно на фоне непопулярных мер) и сделка по Северной Ирландии. В первом случае его позиция заключается в том, что через два года партия может проиграть выборы, если не объединит усилия. Во втором – нужно решить, стоит ли уступать ЕС с целью избежать торговой войны или придерживаться более жесткой и бескомпромиссной линии.
Среди других проблем Сунаку придется столкнуться с темой иммиграции. Во-первых, ему необходимо определиться, стоит ли продолжать реализацию планов Трасс по ослаблению миграционного контроля для стимулирования роста экономики. Он уже пообещал ослабить его, чтобы помочь, в частности, научной сфере, но отметил, что не будет «открывать двери» для всех. Во-вторых, ему нужно разобраться с нелегальной миграцией: так, Сунак пообещал сохранить политику депортации в Руанду и создать целевую группу по борьбе с малыми судами, чтобы попытаться остановить пересечение границы.
Определить судьбу правления Сунака может и конфликт на Украине, если реакция нового премьер-министра будет неверной. Вероятно, Сунак откажется от обещания Трасс увеличить расходы на оборону до 3% ВВП к концу десятилетия. Однако ему будет сложнее оправдать сокращение расходов на оборону, если ситуация на Украине ухудшится.
Наконец, сложившаяся кризисная ситуация грозит забастовками в различных отраслях. Сунак вряд ли примет решение о повышении зарплат в государственном секторе. При этом новый премьер поддержал планы по установлению минимального уровня обслуживания для предотвращения забастовок работников транспортного сектора.