Семен Сошников — 21.03.2008 17:07

Чуров передумал идти по миру

Глава ЦИК неожиданно передумал защищать честь и достоинство российских выборов в зарубежных судах. Еще вчера Владимир Чуров заявил на всю страну, что «уже несколько исков поданы, в том числе и в суды зарубежных государств».

«Сейчас мы готовим серьезные публикации на эту тему», - заметил Чуров. Правда, не уточнил какие именно СМИ попали в поле зрения главы ЦИК и на какую тему готовятся публикации. Поводом для исков стали статьи в некоторых зарубежных СМИ о том, что президентские выборы в России 2 марта прошли с многочисленными нарушениями, речь шла даже о якобы масштабных фальсификациях.

Например, после выборов The New York Times писала: «Кремль, фактически не позволив появиться более или менее значимой оппозиции, сфокусировал свои усилия на том, чтобы обеспечить явку избирателей и придать выборам видимость легитимности». А британская газета The Daily Telegraph сообщала, что «назвать это выборами – значит обидеть те страны, в которых проходят настоящие выборы. Российская политическая система закрыта для конкуренции и абсолютно непроницаема для аутсайдеров».

Подобными сведениями российского избирателя, который и сам может порассказать где-нибудь на кухне немало «удивительных» историй о президентских выборах, не удивить, но вот Чурова, похоже, информация западных СМИ потрясла до глубины души. Хотя всевозможные общественные организации и оппозиционные партии просто-таки осаждали ЦИК с претензиями по поводу нарушений, допущенных на выборах. Однако главу ЦИК эти нападки не смутили. Он заявил, что никаких фальсификаций установлено не было. И это справедливо. Ведь их, судя по всему, никто и не собирался устанавливать.

Несмотря на столь завидную решимость главы ЦИК припереть к стенке разнузданную западную прессу, вскоре после заявления Чурова его пресс-служба неожиданно опровергла слова своего патрона. Мало того, она заявила, что, оказывается, никакие иски никто никуда не подавал. «ЦИК России не исключает возможности подачи подобных исков», - тем не менее, сообщили в пресс-службе, оставив таким образом некую лазейку, в которую решимость главы ЦИК еще сможет когда-нибудь пролезть. Хотя вряд ли. Во-первых, в западных СМИ работают не такие уж дураки, которые публикуют скандальную информацию, не имея солидной доказательной базы. Во-вторых, в собственной стране главы ЦИК еще не закончились все разборки по поводу нарушений на выборах.

Например, в суде города Долгопрудного Московской области вчера началось рассмотрение фактов фальсификации на двух избирательных участках итогов состоявшихся 2 декабря 2007 года выборов депутатов Госдумы. Полученные наблюдателями от оппозиции протоколы существенно отличаются от официальных итогов выборов. В частности, на 306-м участке результаты «Единой России» увеличились с 54,4% до 82,4%. Как сообщают в КПРФ, поводом к рассмотрению дела стал иск жителя города Григория Белонучкина, который пожаловался на нарушение своих гражданских прав и потребовал привести результаты выборов на участке №306, где он голосовал, в соответствие с данными протокола, полученного наблюдателями от КПРФ после завершения подсчета голосов.

Иск по участку №318 подал один из кандидатов в депутаты, в итоге суд объединил оба иска в одно производство. Если суд признает факт фальсификации, Центризбиркому придется составить повторный итоговый протокол думских выборов с соответствующими изменениями. И хотя в масштабах страны они будут несущественными, эти изменения, по мнению КПРФ, все равно будут иметь важное политическое значение. Кроме того, установленные судом по гражданскому делу факты могут стать поводом к возбуждению уголовного дела по ст. 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»), которая предусматривает штраф до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до четырех лет.

Видимо, глава ЦИК решил, что воевать на два фронта у него не хватит ни сил, ни денег. К тому же если бы хоть один такой процесс за рубежом начался и на свет вдруг появились бы весьма неприятные для Чурова документы, то пришлось бы ему и на самом деле идти работать на радиостанцию ведущим (как он сам однажды сказал). Потому, что не любят у нас в политике неожиданностей. А ясности тем более.
Полная версия публикации