Дадим угля в топку войны на Украине?
Украинские ультраправые вечером 8 января с плакатами, дубинками и файерами пикетировали Киево-Печерскую лавру. В качестве формального повода стал инцидент, связанный с тем, что накануне в Запорожье священник Украинской православной церкви отказался отпевать некрещеного младенца.
Запорожье – Киево-Печерская лавра - ?
Действительно, священник УПЦ на похоронах маленького ребенка отказался отпевать умершего, узнав, что родители «крестили» его в церкви Киевского патриархата в районе Бабурка в Запорожье. Но в этой истории настораживает то, что мелкий бытовой случай с помощью СМИ моментально раскрутили на всю Украину. О скандале написал один из региональных сайтов Запорожья. Затем информацию как под копирку подхватили СМИ всеукраинского уровня, как если бы речь действительно шла о значимом информповоде.
В этой истории можно как посочувствовать семье мальчика, так и понять позицию священников УПЦ. Действительно, можно понять шок родителей, узнавших во время похорон своего ребенка, что по канонам УПЦ он считается некрещеным, а потому не подлежит отпеванию. С другой стороны, было бы странно, если бы ортодоксальный иудей вдруг обратился с просьбой об отпевании в мечеть, а адвентисты седьмого дня пришли к дверям католического костела да еще начали требовать отправлять религиозный обряд только потому, что им так захотелось.
Но молодые люди из праворадикальной группировки С-14 восприняли случай как повод для психологической атаки на Киево-Печерскую лавру и УПЦ в целом. Вечером 8 января около 30 человек из С-14 заблокировали выезд из Киево-Печерской лавры, перекрыв дорогу за шлагбаумом и держа в руках плакаты с надписью «ФСБ, вон из лавры». Несколько автомобилей, затормозивших перед шлагбаумом, получили от С-14 удары палками по корпусу.
Поводом объявили историю с мальчиком из Запорожья, а вдогонку пристегнули обвинение, будто священники лавры отказывались отпевать участников антитеррористической операции (АТО), погибших в Донбассе.
Раскрутка через СМИ, флэшмоб «принеси куклу под двери храма», пикет С-14 против лавры – все говорит о том, что есть подготовленный сценарий, есть авторы и есть простые исполнители.
Драку заказывали?
Вскоре после начала пикета к блокираторам вышел наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Полноценного скандала не получилось. Разве что один из нападавших, разнервничавшись, начал выкрикивать в лицо Павлу всякие обвинения в стиле «Потому что отсюда у вас шли сепарские ходы». Хотя Павел говорил спокойно, парень сразу же сбился на крик, заглушая все вокруг. Видимо, перенервничал.
Сначала С-14 пытались спровоцировать владыку провокационными вопросами. Когда этого не удалось сделать, начали сразу по несколько человек одновременно выкрикивать лозунги про «московских попов» и «московский патриархат».
Драйва добавляла пожилая женщина из числа верующих. Находясь на грани неадеквата, она громкими выкриками «Вас жиды наняли!» иногда заглушала даже нестройный хор молодежи. «Надо власти подумать, а не церкви. Мы не занимаемся этим, политикой. Мы идем на молитву, а не дебоширить. Это все сегодня вот эти молокососы, которые ничего не знают», - вещал в это время митрополит Павел в ответ на обвинения одинокого С-14.
Чуть позже к месту событий стянули студентов Киевской духовной академии и семинарии, которые громко хором запели Тропарь Рождества Христова и колядки.
Инструменты и трофеи
Впрочем, лозунги и плакаты, файеры и дубинки – это только инструмент. Если отбросить всю шелуху, то настоящая цель всей этой истории – это имущество Украинской православной церкви, а Киево-Печерская лавра – один из этапов бизнес-плана. История, когда священник якобы отказался отпевать ребенка, – повод, а группировка С-14 – инструмент. Кстати, один из предводителей С-14 Евгений Карась в интервью недавно признавался, что они работают «под крышей» СБУ.
Религиозные сооружения УПЦ находятся под прицелом с момента получения Украиной независимости в 1991 году. Например, тот же митрополит Павел недавно вспоминал, как известный политический провокатор Дмитрий Корчинский и его бойцы из УНА-УНСО захватили лавру в 1992 году и даже привели туда главу Киевского патриархата Филарета (бывший митрополит Киевский и Галицкий, Михаил Денисенко, отлученный РПЦ от церкви в 1997 году), но удержать под свои контролем не смогли.
Начиная с 2014 года УПЦ оказалась фактически без защиты со стороны власти. Редко какой месяц сейчас обходится без новостей о захвате какого-либо православного храма на Украине. Например, в марте 2017 года представители Киевского патриархата пытались захватить Успенский храм, чтобы самовольно провести подобие религиозного обряда. И, по словам митрополита Павла, «начали кощунствовать».
Тем не менее, по данным Госстата, УПЦ в 2016 году принадлежало наибольшее число культовых сооружений в стране. Если на всей территории Украины расположено 28 тыс. 841 культовое сооружение, то УПЦ владела 11 тыс. 296 такими объектами.
Больше всего православных храмов - в Хмельницкой и Винницкой областях (926 и 908 соответственно). Меньше всего храмов - на Западной Украине (Львовская и Ивано-Франковская области), а также в Киеве. Скажем, в том же Запорожье, сыгравшем роль первой мизансцены скандала, к Киевскому патриархату относятся всего два сооружения, все остальные храмы принадлежат Украинской православной церкви.
Но, кроме хозяйственной версии, религиозный конфликт можно спроецировать и на политическую плоскость. Захваты храмов, нападения на священников, разжигание религиозной нетерпимости через СМИ и «пикеты» Киево-Печерской лавры сеют рознь между разными конфессиями. География религиозных сооружений УПЦ, Киевского патриархата и Украинской греко-католической церкви – это, в том числе, и карта линий религиозного разлома между регионами Украины. Например, Западная Украина и Киев однозначно ориентируются на греко-католиков и непризнанный Киевский патриархат. Украинская власть публично поддерживает обе конфессии, разве что с заметным креном в сторону Киевского патриархата и самопровозглашенного Филарета (бывший монах УПЦ, преданный анафеме).
А верующие – это достаточно пассионарная и организованная группа. Поэтому неведомый сценарист, провоцируя нападки на УПЦ, старается столкнуть между собой организованные и многочисленные группы, которые неравномерно рассредоточены по таким регионам, как Киев, Западная Украина, Центральная Украина и Восточная Украина.
Новые католики против новых гугенотов
В общем, с учетом войны в Донбассе и вооруженного беспредела Украине не хватало только религиозного конфликта. И тогда шансы окончательно превратиться в территорию «войны всех против всех» серьезно возрастут. А религиозный фактор и в далекой, и в новейшей истории серьезно повлиял на разжигание гражданских войн по всему миру.
Скажем, отец д’Артаньяна в начале романа Александра Дюма «Три мушкетера» вспоминает, что «никогда не бывал при дворе и участвовал добровольцем только в войнах за веру». Речь идет о череде кровопролитных конфликтов между французскими гугенотами и католиками, самым известным из которых является недельная резня, вошедшая в историю под названием Варфоломеевской ночи. Всего же французские «войны за веру» длились с 1562 года по 1593 год, насчитывается 9 крупных военных конфликтов. Хотя и после Нантского эдикта 1598 года, даровавшего гугенотам от имени короля Генриха IV свободу вероисповедания, Францию сотрясали религиозные конфликты. Например, осада Ла-Рошели в 1627-1628 годах, которой завершаются «Три мушкетера», - это было восстание гугенотов против притеснений со стороны французского короля.
Цепь религиозных конфликтов на территории современной Германии с 1618 года по 1648 год известна как Тридцатилетняя война. За 30 лет религиозных войн от населения некоторых земель тогдашней Священной Римской империи осталась примерно треть (например, в южных княжествах Германии), историки оценивают людские потери в 5-8 млн. человек, многим землям понадобилось более ста лет, чтобы оправиться от разрушений и человеческих потерь.
Если говорить о новейшей истории, то ученые до сих пор изучают влияние религиозного фактора во время войны в Югославии, которая привела к распаду СФРЮ как единого федеративного государства. Во время войны в Хорватии (1991-1995) и в Боснии и Герцеговине (1992-1995) стороны конфликта четко делились по религиозному признаку – мусульмане-хорваты против православных сербов и мусульмане-хорваты против боснийских сербов.
Поэтому, если неизвестные сценаристы планируют с помощью религиозного конфликта дать «второе дыхание» войне, то они предлагают действенные рецепты. При этом ошибочно думать, что религиозная война между разными конфессиями христиан будет более цивилизованной, чем войны за веру исламских экстремистов. Достаточно вспомнить о Волынской резне или о Доме профсоюзов в Одессе, чтобы понять, до чего может дойти в своем национально-религиозном рвении цивилизованный европеец.
Действительно, священник УПЦ на похоронах маленького ребенка отказался отпевать умершего, узнав, что родители «крестили» его в церкви Киевского патриархата в районе Бабурка в Запорожье. Но в этой истории настораживает то, что мелкий бытовой случай с помощью СМИ моментально раскрутили на всю Украину. О скандале написал один из региональных сайтов Запорожья. Затем информацию как под копирку подхватили СМИ всеукраинского уровня, как если бы речь действительно шла о значимом информповоде.
В этой истории можно как посочувствовать семье мальчика, так и понять позицию священников УПЦ. Действительно, можно понять шок родителей, узнавших во время похорон своего ребенка, что по канонам УПЦ он считается некрещеным, а потому не подлежит отпеванию. С другой стороны, было бы странно, если бы ортодоксальный иудей вдруг обратился с просьбой об отпевании в мечеть, а адвентисты седьмого дня пришли к дверям католического костела да еще начали требовать отправлять религиозный обряд только потому, что им так захотелось.
Но молодые люди из праворадикальной группировки С-14 восприняли случай как повод для психологической атаки на Киево-Печерскую лавру и УПЦ в целом. Вечером 8 января около 30 человек из С-14 заблокировали выезд из Киево-Печерской лавры, перекрыв дорогу за шлагбаумом и держа в руках плакаты с надписью «ФСБ, вон из лавры». Несколько автомобилей, затормозивших перед шлагбаумом, получили от С-14 удары палками по корпусу.
Поводом объявили историю с мальчиком из Запорожья, а вдогонку пристегнули обвинение, будто священники лавры отказывались отпевать участников антитеррористической операции (АТО), погибших в Донбассе.
Раскрутка через СМИ, флэшмоб «принеси куклу под двери храма», пикет С-14 против лавры – все говорит о том, что есть подготовленный сценарий, есть авторы и есть простые исполнители.
Драку заказывали?
Вскоре после начала пикета к блокираторам вышел наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Полноценного скандала не получилось. Разве что один из нападавших, разнервничавшись, начал выкрикивать в лицо Павлу всякие обвинения в стиле «Потому что отсюда у вас шли сепарские ходы». Хотя Павел говорил спокойно, парень сразу же сбился на крик, заглушая все вокруг. Видимо, перенервничал.
Сначала С-14 пытались спровоцировать владыку провокационными вопросами. Когда этого не удалось сделать, начали сразу по несколько человек одновременно выкрикивать лозунги про «московских попов» и «московский патриархат».
Драйва добавляла пожилая женщина из числа верующих. Находясь на грани неадеквата, она громкими выкриками «Вас жиды наняли!» иногда заглушала даже нестройный хор молодежи. «Надо власти подумать, а не церкви. Мы не занимаемся этим, политикой. Мы идем на молитву, а не дебоширить. Это все сегодня вот эти молокососы, которые ничего не знают», - вещал в это время митрополит Павел в ответ на обвинения одинокого С-14.
Чуть позже к месту событий стянули студентов Киевской духовной академии и семинарии, которые громко хором запели Тропарь Рождества Христова и колядки.
Инструменты и трофеи
Впрочем, лозунги и плакаты, файеры и дубинки – это только инструмент. Если отбросить всю шелуху, то настоящая цель всей этой истории – это имущество Украинской православной церкви, а Киево-Печерская лавра – один из этапов бизнес-плана. История, когда священник якобы отказался отпевать ребенка, – повод, а группировка С-14 – инструмент. Кстати, один из предводителей С-14 Евгений Карась в интервью недавно признавался, что они работают «под крышей» СБУ.
Религиозные сооружения УПЦ находятся под прицелом с момента получения Украиной независимости в 1991 году. Например, тот же митрополит Павел недавно вспоминал, как известный политический провокатор Дмитрий Корчинский и его бойцы из УНА-УНСО захватили лавру в 1992 году и даже привели туда главу Киевского патриархата Филарета (бывший митрополит Киевский и Галицкий, Михаил Денисенко, отлученный РПЦ от церкви в 1997 году), но удержать под свои контролем не смогли.
Начиная с 2014 года УПЦ оказалась фактически без защиты со стороны власти. Редко какой месяц сейчас обходится без новостей о захвате какого-либо православного храма на Украине. Например, в марте 2017 года представители Киевского патриархата пытались захватить Успенский храм, чтобы самовольно провести подобие религиозного обряда. И, по словам митрополита Павла, «начали кощунствовать».
Тем не менее, по данным Госстата, УПЦ в 2016 году принадлежало наибольшее число культовых сооружений в стране. Если на всей территории Украины расположено 28 тыс. 841 культовое сооружение, то УПЦ владела 11 тыс. 296 такими объектами.
Больше всего православных храмов - в Хмельницкой и Винницкой областях (926 и 908 соответственно). Меньше всего храмов - на Западной Украине (Львовская и Ивано-Франковская области), а также в Киеве. Скажем, в том же Запорожье, сыгравшем роль первой мизансцены скандала, к Киевскому патриархату относятся всего два сооружения, все остальные храмы принадлежат Украинской православной церкви.
Но, кроме хозяйственной версии, религиозный конфликт можно спроецировать и на политическую плоскость. Захваты храмов, нападения на священников, разжигание религиозной нетерпимости через СМИ и «пикеты» Киево-Печерской лавры сеют рознь между разными конфессиями. География религиозных сооружений УПЦ, Киевского патриархата и Украинской греко-католической церкви – это, в том числе, и карта линий религиозного разлома между регионами Украины. Например, Западная Украина и Киев однозначно ориентируются на греко-католиков и непризнанный Киевский патриархат. Украинская власть публично поддерживает обе конфессии, разве что с заметным креном в сторону Киевского патриархата и самопровозглашенного Филарета (бывший монах УПЦ, преданный анафеме).
А верующие – это достаточно пассионарная и организованная группа. Поэтому неведомый сценарист, провоцируя нападки на УПЦ, старается столкнуть между собой организованные и многочисленные группы, которые неравномерно рассредоточены по таким регионам, как Киев, Западная Украина, Центральная Украина и Восточная Украина.
Новые католики против новых гугенотов
В общем, с учетом войны в Донбассе и вооруженного беспредела Украине не хватало только религиозного конфликта. И тогда шансы окончательно превратиться в территорию «войны всех против всех» серьезно возрастут. А религиозный фактор и в далекой, и в новейшей истории серьезно повлиял на разжигание гражданских войн по всему миру.
Скажем, отец д’Артаньяна в начале романа Александра Дюма «Три мушкетера» вспоминает, что «никогда не бывал при дворе и участвовал добровольцем только в войнах за веру». Речь идет о череде кровопролитных конфликтов между французскими гугенотами и католиками, самым известным из которых является недельная резня, вошедшая в историю под названием Варфоломеевской ночи. Всего же французские «войны за веру» длились с 1562 года по 1593 год, насчитывается 9 крупных военных конфликтов. Хотя и после Нантского эдикта 1598 года, даровавшего гугенотам от имени короля Генриха IV свободу вероисповедания, Францию сотрясали религиозные конфликты. Например, осада Ла-Рошели в 1627-1628 годах, которой завершаются «Три мушкетера», - это было восстание гугенотов против притеснений со стороны французского короля.
Цепь религиозных конфликтов на территории современной Германии с 1618 года по 1648 год известна как Тридцатилетняя война. За 30 лет религиозных войн от населения некоторых земель тогдашней Священной Римской империи осталась примерно треть (например, в южных княжествах Германии), историки оценивают людские потери в 5-8 млн. человек, многим землям понадобилось более ста лет, чтобы оправиться от разрушений и человеческих потерь.
Если говорить о новейшей истории, то ученые до сих пор изучают влияние религиозного фактора во время войны в Югославии, которая привела к распаду СФРЮ как единого федеративного государства. Во время войны в Хорватии (1991-1995) и в Боснии и Герцеговине (1992-1995) стороны конфликта четко делились по религиозному признаку – мусульмане-хорваты против православных сербов и мусульмане-хорваты против боснийских сербов.
Поэтому, если неизвестные сценаристы планируют с помощью религиозного конфликта дать «второе дыхание» войне, то они предлагают действенные рецепты. При этом ошибочно думать, что религиозная война между разными конфессиями христиан будет более цивилизованной, чем войны за веру исламских экстремистов. Достаточно вспомнить о Волынской резне или о Доме профсоюзов в Одессе, чтобы понять, до чего может дойти в своем национально-религиозном рвении цивилизованный европеец.