Депеша из окна ЦКБ
Смерть председателя совета директоров «Лукойла» Равиля Маганова, «вышедшего» в окно ЦКБ, лишь на страницах СМИ выглядит как самоубийство или несчастный случай. Если копнуть поглубже, то хочется узнать подробности столь оригинального мессенджа для Вагита Алекперова.
Утром 1 сентября под окнами ЦКБ Управления делами Президента России был обнаружен труп председателя совета директоров «Лукойла» Равиля Маганова. По сообщениям Telegram-каналов, тело бизнесмена нашли сотрудники больницы, и в тот момент он уже не подавал признаков жизни.
СМИ достаточно быстро сориентировались в ситуации, назвав две возможные причины произошедшего, что примечательно - абсолютно противоположные: самоубийство или нелепая случайность. «Лукойл» не разделил ни одного из предложенных вариантов, опубликовав на своем сайте официальное заявление, что смерть Маганова наступила в результате долгой болезни.
Back to USSR
Однако в итоге трагическая история обросла множеством вопросов, ответы на которые никто давать не спешит. Судите сами. Произошло все это не к какой-то рядовой больнице, а в ЦКБ, где пациентам статуса Маганова уделяется особое внимание, и люди бесконтрольно из окон не падают. Настораживает и скорость, с которой в СМИ был вынесен вердикт, а также появление заявления «Лукойла» - некий намек на причины произошедшего.
Если учитывать, что падение бизнесмена произошло с той стороны главного корпуса больницы, где отсутствуют камеры, то все это слишком напоминает начало 90-х.
В частности, в конце августа 1991 года, аккурат после провала ГКЧП, из окна сначала «вышел» действующий управделами ЦК КПСС Николай Кручина. Уже через месяц политика в этом «поддержал» его предшественник Георгий Павлов, а спустя еще десять дней за ними «последовал» завсектором США международного отдела ЦК КПСС Дмитрий Лисоволик. Примечательно, что их всех объединяло одно важное обстоятельство - плотная связь с зарубежными авуарами компартии.
Это лишь на первый взгляд подобное сравнение выглядит не слишком корректным - где управделами КПСС, а где Маганов. Однако, если взять во внимание такой показатель, как объем зарубежных активов, находящихся в ведении председателя совета директоров «Лукойла», то он наверняка не уступает, а даже и превосходит пресловутые «деньги партии».
Интересные расписки
Стоит отметить, что аналогия с 90-ми приходит на ум и еще по одной причине. Дело в том, что тогда, как и сейчас, происходила ломка системной конструкции теневых активов. В случае с «Лукойлом» речь идет о программе обязательной конвертации американских депозитарных расписок (ADR) в обыкновенные акции компании, согласно ФЗ № 319 от 14 июля текущего года, который был принят в противовес недружественным действиям ряда стран.
Поясним, что ADR находятся в свободном обращении на фондовом рынке США как производные ценные бумаги на акции иностранной компании, депонированные в американском банке (деривативы). При этом подавляющее большинство - 95% выпусков ADR - приходится всего на три банка: Bank of New York, Citibank и J. P. Morgan Chase. В случае с «Лукойлом» речь идет о Citibank.
Что касается ADR компании, то они относятся либо к самому низкому первому уровню расписок, либо к категории Rule 144А.
При ADR первой категории отсутствует необходимость предоставления полной квартальной и ежегодной финотчетности по стандартам GAAP, как раз поэтому они лишены возможности оказаться на таких крупных биржевых площадка США, как NYSE, АМЕХ и NASDAQ.
Такие торги ADR осуществляются не через биржу, а напрямую. Однако в случае внебиржевых сделок организатор торгов, роль которого в данном случае возложена на Citibank, при неисполнении обязательств одной из сторон сделки ответственности не несет. Что касается ADR категории Rule 144А, то здесь и вовсе не требуется никакой финотчетности, даже по стандартам SEC, они носят характер частного размещения и котируются в закрытой электронной системе.
Размыть и спрятать
Если охарактеризовать ADR «Лукойла» просто и понятно, то речь, по сути, идет о некоем способе сокрытия процесса распределения акционерного капитала, основных бенефициаров компании и выплаты дивидендов. Как раз по этой причине состав акционеров «Лукойла» и их доли - это одна из самых закрытых информаций на рынке.
Подтверждением этому является и разговор Вагита Алекперова с президентом в рамках ПМЭФ в 2017 году. В частности, на прямой вопрос о составе собственников Алекперов, занимавший тогда должность президента компании и главы совета директоров, весьма неопределенно ответил, что лично он владеет 20% акций, а порядка 50% - принадлежат иностранцам.
Согласно данным официального сайта «Лукойла», 94,6% акций принадлежит юрлицам, а на долю «физиков» приходится всего 5,38%.
Пресловутые две недели
В текущей ситуации, сложившейся под влиянием санкций в отношении России, понятно стремление владельцев компании полностью «стереть» себя из числа акционеров. Тот же Алекперов даже был вынужден объявить об уходе со всех постов в компании, чтобы не ставить бизнес под удар.
Однако, для истории, о которой идет речь, важное значение имеет процент в уставном капитале ADR, то есть размер выведенных в тень обязательств.
Если основываться на максимально актуальных раскрытых данных, которые датируются концом мая прошлого года, на долю ADR приходилось 30,6% акционерного капитала «Лукойла». Это как раз тот уровень собственности компании, который в условиях ответной реакции России на санкции должен быть дезавуирован.
Напомним, что «Лукойл» рассчитывал на продление программы обращения ADR, чтобы избежать процедуры. И с этой целью даже обращался к президенту. Однако Минфин в просьбе отказал. Но здесь важное значение имеют даты.
Дело в том, что в том случае, если ADR хранятся в российском депозитарии (например, АО КБ «Ситибанк»), процесс конвертации происходит автоматически. И осуществляется это в строго отведенные определенные сроки, ограниченные двумя неделями с момента получения уведомления от «Лукойла» о совершении автоматической конвертации.
Такое уведомление компания направила в «Ситибанк» 17 августа 2022 года (1 сентября – это ровно 2 недели). В том случае, если хранение ADR происходит в иностранной системе учета, процесс становится более сложным - необходима целая процедура, подробности которой без труда можно найти на сайте «Лукойла» и в документах Центробанка.
Здесь стоит обратить особое внимание на один важный факт - согласно условиям, если вы не сможете или даже не успеете конвертировать ADR, то они будут числиться на вашем счете до момента реализации акций банком-депозитарием и распределения вам полученных от реализации средств. Однако необходимо принять во внимание то, что в условиях введенных ЦБ ограничений продажа акций банком-депозитарием запрещена в течение неопределенного периода времени. При этом важно, что в данном случае по зависшим ADR не будет производиться выплата дивидендов, и права голоса они представлять не будут.
Вот такой подарок
Если сложить вышеизложенную информацию воедино, то станет очевидным объем взаимных скрытых обязательств среди бенефициаров «Лукойла», оказавшихся в подвешенном состоянии. В этом контексте тело Равиля Маганова под окнами ЦКБ совсем «не тянет» ни под версию о самоубийстве, ни, тем более, о несчастном случае.
Реальность такова, что Маганов был особо приближенным к Алекперову, что, в принципе, и подтверждают внутренние источники в компании. Очевидно, что, покидая пост председателя совета директоров «Лукойла», Алекперов не мог доверить его случайному человеку. Здесь требовался исключительно преданный и абсолютно проверенный вариант.
По весьма странному стечению обстоятельств «выход» Маганова в окно произошел в день рождения Вагита Алекперова. Не стоит ли это воспринимать как некое послание от благодарных, но скрытых акционеров?
Стоит обратить внимание еще на один любопытный факт. Как правило, новости о смерти не последних людей в компании негативно сказываются на рыночных котировках акций. А в день смерти Равиля Маганова все произошло с точностью наоборот - акции «Лукойла» подскочили до максимальных значений с начала мая, когда компания отправила уведомление Лондонской фондовой бирже о прекращении листинга ADR и акций. Таким образом, они показали максимум с момента начала всей этой истории – возникновения базового риска для скрытых обязательств скрытых акционеров «Лукойла».
В силу того, что случайность событий по факту не кажется такой уж случайной, можно предположить, что точку здесь ставить еще очень рано, и не лишним будет подготовиться к новым интересным открытиям.