Детройт на Волге
На прошлой неделе саратовский деловой портал «СарБК» обнародовал рейтинг самых высокооплачиваемых женщин города. Первую строчку «топ-10» заняла Елена Грищенко – супруга действующего мэра Саратова Олега Грищенко, что, в общем-то, ни для кого в городе открытием не стало.
Саратовцы говорят, что показанный прессе годовой заработок Елены в 59 млн. рублей – лишь малая видимая часть финансового айсберга семьи Грищенко.
Между тем, администрация Саратова официально заявляет о возможном введении внешнего финансового управления городским хозяйством: город может быть признан банкротом. Как это случилось, к примеру, с Детройтом – бывшей столицей заокеанского автопрома. Правда, причины, по которым два города доведены до ручки, существенно разнятся: если американский индустриальный мегаполис пал жертвой мирового кризиса, то родной Саратов, как утверждают местные эксперты, стал заложником управленческого непрофессионализма.
Судебные приставы у городских ворот
В начале сентября пресс-служба администрации муниципального образования «Город Саратов» опубликовала официальное заявление под громким заголовком: «Саратову может грозить введение временной финансовой администрации». В тексте заявления говорится, что город не в состоянии исполнить все наложенные на него судебные взыскания, сумма которых превысила 12 миллиардов рублей. Денег нет. Их не хватит, даже если направить на погашение исковых требований весь городской бюджет, за исключением «защищенных» статей.
Глава города Олег Грищенко в создавшейся ситуации винит прокуратуру и суды. Первая, видите ли, слишком внимательно относится к обращениям недовольных граждан, а вторые слишком легко удовлетворяют их иски. Между строк читается также явная досада на растущую юридическую грамотность горожан. Умные, видите ли, стали, чуть что – бегут в прокуратуру, в суд!..
Между тем, количество судебных исков, подаваемых к городской администрации, растет как снежный ком. Сумма исковых требований только за восемь месяцев текущего года составила 860 миллионов рублей. Большая часть дел связана с ненадлежащей работой структур ЖКХ, дорожных служб, муниципальных коммунальных предприятий, а также с расселением аварийного жилья, которого многие саратовцы ждут десятилетиями, рискуя в буквальном смысле оказаться под завалами. Проще говоря, люди пытаются через суд привлечь к ответу администрацию города, которая не справляется со своими обязанностями.
– Например, возьмем ситуацию с ДЭЗами, - поясняет саратовский юрист Павел Дуксин. – Часто выходило так, что они собирали деньги с собственников жилья, но ничего не делали. ДЭЗы – структуры несамостоятельные, однако деньги в судебном порядке с них взыскивать можно. То есть любой юридически грамотный человек может получить компенсацию. Из-за того, что администрация неграмотно выстроила работу со своими структурами, она в итоге расплачивается за все их ошибки.
Конечно, заявление администрации может нести определенную политическую нагрузку: традиционно дотационный Саратов пытается таким способом «выбить» для себя как можно больше федеральных средств. Однако на пути финансовой помощи из Москвы может встать все та же прокуратура, активно изучающая детали «предбанкротного» состояния.
В саратовских СМИ уже не раз проходила информация о том, что за время пятилетнего правления Олега Грищенко из городского бюджета были выведены более 30 миллиардов рублей. О полной анархии в коммунальной сфере города свидетельствует недавний отчет Контрольно-счетной Палаты: сумма всевозможных финансовых нарушений в МУПах, муниципальных учреждениях и структурных подразделениях самой горадминистрации только за 2012 год составила 6 млрд. 830 млн. рублей! И если предположить, что и мэр Грищенко, и система управления городом останутся прежними, перспектива новых федеральных вливаний выглядит, мягко говоря, рискованной.
Собственно, эти и риски и должна в полной мере оценить прокуратура.
Семейство «Шариковых»
Правящую в Саратове элиту горожане иронично называют «семейством Шариковых», намекая на родовые корни супругов Грищенко, тесно связанные с СПЗ – Саратовским шарикоподшипниковым заводом. Старшего «Шарикова» звали Анатолий Чистяков, и в середине лихих 90-х он руководил упомянутым предприятием. Как и положено директору тех времен, Чистяков успешно «прокатился» на волне дикой приватизации, став единоличным собственником значительной части активов, включая непрофильные социальные объекты.
Дочь Анатолия Чистякова Елена вышла замуж за бизнесмена Олега Грищенко и, соответственно, взяла его фамилию. А Олег Грищенко взял под контроль практически все наследство жены, доставшееся ей после смерти отца в 2003 году. И хоть сама Елена в 2006 году формально возглавила совет директоров СПЗ, заводчане говорят, что фактическое управление активами осуществлял зять Чистякова. Он же и придумал схему, в результате которой город сегодня исправно пополняет из своего бюджета семейный бюджет супругов Грищенко – на 50 миллионов рублей ежегодно, причем совершенно открыто и легально. Именно в такую сумму обходится администрации Саратова аренда здания городской больницы № 12, собственником которого является частная компания «Парацельс». Правда, многие саратовцы по привычке называют эту больницу «медсанчастью СПЗ» и наивно думают, что она перешла на баланс города. Не тут-то было.
В середине 90-х, когда СПЗ проходил процедуру приватизации, он, по идее и по закону, действительно должен был передать все социальные объекты на городской баланс. Но Чистякову-старшему тогда удалось виртуозно увести здания медсанчасти из-под этого обременения, а в 2006 году на свет появляется ООО «Парацельс», одним из участников которого становится Олег Грищенко, вторым – СПЗ, третьим, со скромной долей в 1 процент, - Елена Грищенко. В качестве взноса в уставной капитал завод передает обществу ту самую медсанчасть. И Грищенко – тогда еще не мэр – получает первую регулярную подпитку из городского бюджета.
Впрочем, светить свою прямую причастность к «Парацельсу» Грищенко явно не хотел и вскоре перевел свою долю в компании на жену и доверенных лиц, одним из которых стал его охранник – Дмитрий Исаев. Фигура эта заслуживает отдельного внимания.
Дмитрий Исаев – огромного телосложения и бойцовского опыта человек. Долгое время он был верным хранителем не только тела, но и бизнеса Грищенко – как участник ряда подконтрольных мэру компаний, включая «Парацельс». Однако в последнее время Олег Грищенко активно продвигает собственную карьеру Дмитрия. Если раньше у Исаева была малообязывающая должность замглавы Заводского района г. Саратова, то в этом году он фигурирует на позициях руководителей МУП. В мае Грищенко попробовал назначить Исаева руководителем УП «Транспортное управление», но, видимо, участок для Дмитрия, несмотря на его физическую силу, оказался неподъемным. Тогда мэр перевел своего бодигарда на менее хлопотное (но не менее хлебное) место – теперь тот возглавляет городскую похоронную контору МУП «Ритуал». Надо ли говорить, что сфера ритуальных услуг в нашей стране была и остается едва ли не самой коррумпированной?..
Может показаться, что Грищенко держит при себе и лелеет исключительно как верного друга-оруженосца. Но это не совсем так. Дело том, что у Дмитрия Исаева есть, помимо Грищенко, еще один собственный административный ресурс – да еще какой! Его брат Михаил Исаев – член Совета Федерации, сенатор от Саратовской области и человек, весьма приближенный к лидеру «Единой России» Вячеславу Володину. На днях Михаил Исаев вошел в генсовет «партии власти»
Прокуратура на «ручном управлении»
Михаил Исаев – из тех тяжеловесных, но внешне малозаметных политических фигур, чьи имена мелькают на страницах газет лишь тогда, когда сами журналисты просят их выступить в качестве экспертов по каким-либо злободневным вопросам. То есть лишнего внимания к себе не привлекает, лишних поводов не дает.
Однако нынешним летом сенатор Исаев все-таки «засветился». Он ни много ни мало попросил генпрокурора России Юрия Чайку обратить внимание на бездействие Саратовской областной прокуратуры, которая, подчеркнем, «не уделяет должного внимания проблемам в коммунальной сфере». Исаеву не понравилось, в частности, что гендиректор управляющей компании «ДомКомплекс», подозреваемый в мошенничестве, до сих пор ходит на свободе, в то время как долг компании за тепло составляет более 100 млн. руб.
- Приходится в очередной раз констатировать, что правоохранительные органы местного уровня не должным образом реагируют на возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства острые ситуации, связанные с обеспечением жителей качественными услугами и грозящие сбоями в работе предприятий-поставщиков ресурсов, - заявил сенатор газете «Коммерсант». - Положительным моментом в данной ситуации можно назвать только то, что вмешательство федерального центра помогает сдвинуть накопившиеся вопросы с мертвой точки. Но, думаю, «ручное управление» из Москвы - все же не самый лучший метод для их урегулирования.
Судя по всему, внезапная активность Исаева-сенатора оборачивается серьезными проблемами не только для «ДомКомплекса», но и для Олега Грищенко. Получив основательный пинок из Москвы, саратовские прокуроры вернули на стол все некогда «замыленные» дела, включая дело об отмывании бюджетных средств через фирму «А.С.К-Сервис», одним из учредителей которой открыто значилась жена мэра – Елена Грищенко.
Как пишут местные СМИ, по данным предварительного следствия, через эту и другие фирмы, позже поспешно ликвидированные, из бюджета Саратова было выведено на частные счета порядка 35 миллиардов рублей. При том, что нынешний долг города составляет, напомним, 12 миллиардов.
Очевидно, что тщательное расследование странных вещей, происходящих в коммунальном хозяйстве Саратова, сулит большие неприятности главе города. Для жителей же – это единственный шанс получить в полном объеме и надлежащем качестве все то, за что они ежемесячно платят по коммунальным счетам.
У мэра Грищенко остается, похоже, единственный защитный ход – включить через Дмитрия Исаева то «ручное управление», о котором говорил его столичный брат. Только на этот раз Михаилу Исаеву придется просить генпрокурора об обратном: «притормозить» саратовских коллег, им же «пришпоренных».
Между тем, администрация Саратова официально заявляет о возможном введении внешнего финансового управления городским хозяйством: город может быть признан банкротом. Как это случилось, к примеру, с Детройтом – бывшей столицей заокеанского автопрома. Правда, причины, по которым два города доведены до ручки, существенно разнятся: если американский индустриальный мегаполис пал жертвой мирового кризиса, то родной Саратов, как утверждают местные эксперты, стал заложником управленческого непрофессионализма.
Судебные приставы у городских ворот
В начале сентября пресс-служба администрации муниципального образования «Город Саратов» опубликовала официальное заявление под громким заголовком: «Саратову может грозить введение временной финансовой администрации». В тексте заявления говорится, что город не в состоянии исполнить все наложенные на него судебные взыскания, сумма которых превысила 12 миллиардов рублей. Денег нет. Их не хватит, даже если направить на погашение исковых требований весь городской бюджет, за исключением «защищенных» статей.
Глава города Олег Грищенко в создавшейся ситуации винит прокуратуру и суды. Первая, видите ли, слишком внимательно относится к обращениям недовольных граждан, а вторые слишком легко удовлетворяют их иски. Между строк читается также явная досада на растущую юридическую грамотность горожан. Умные, видите ли, стали, чуть что – бегут в прокуратуру, в суд!..
Между тем, количество судебных исков, подаваемых к городской администрации, растет как снежный ком. Сумма исковых требований только за восемь месяцев текущего года составила 860 миллионов рублей. Большая часть дел связана с ненадлежащей работой структур ЖКХ, дорожных служб, муниципальных коммунальных предприятий, а также с расселением аварийного жилья, которого многие саратовцы ждут десятилетиями, рискуя в буквальном смысле оказаться под завалами. Проще говоря, люди пытаются через суд привлечь к ответу администрацию города, которая не справляется со своими обязанностями.
– Например, возьмем ситуацию с ДЭЗами, - поясняет саратовский юрист Павел Дуксин. – Часто выходило так, что они собирали деньги с собственников жилья, но ничего не делали. ДЭЗы – структуры несамостоятельные, однако деньги в судебном порядке с них взыскивать можно. То есть любой юридически грамотный человек может получить компенсацию. Из-за того, что администрация неграмотно выстроила работу со своими структурами, она в итоге расплачивается за все их ошибки.
Конечно, заявление администрации может нести определенную политическую нагрузку: традиционно дотационный Саратов пытается таким способом «выбить» для себя как можно больше федеральных средств. Однако на пути финансовой помощи из Москвы может встать все та же прокуратура, активно изучающая детали «предбанкротного» состояния.
В саратовских СМИ уже не раз проходила информация о том, что за время пятилетнего правления Олега Грищенко из городского бюджета были выведены более 30 миллиардов рублей. О полной анархии в коммунальной сфере города свидетельствует недавний отчет Контрольно-счетной Палаты: сумма всевозможных финансовых нарушений в МУПах, муниципальных учреждениях и структурных подразделениях самой горадминистрации только за 2012 год составила 6 млрд. 830 млн. рублей! И если предположить, что и мэр Грищенко, и система управления городом останутся прежними, перспектива новых федеральных вливаний выглядит, мягко говоря, рискованной.
Собственно, эти и риски и должна в полной мере оценить прокуратура.
Семейство «Шариковых»
Правящую в Саратове элиту горожане иронично называют «семейством Шариковых», намекая на родовые корни супругов Грищенко, тесно связанные с СПЗ – Саратовским шарикоподшипниковым заводом. Старшего «Шарикова» звали Анатолий Чистяков, и в середине лихих 90-х он руководил упомянутым предприятием. Как и положено директору тех времен, Чистяков успешно «прокатился» на волне дикой приватизации, став единоличным собственником значительной части активов, включая непрофильные социальные объекты.
Дочь Анатолия Чистякова Елена вышла замуж за бизнесмена Олега Грищенко и, соответственно, взяла его фамилию. А Олег Грищенко взял под контроль практически все наследство жены, доставшееся ей после смерти отца в 2003 году. И хоть сама Елена в 2006 году формально возглавила совет директоров СПЗ, заводчане говорят, что фактическое управление активами осуществлял зять Чистякова. Он же и придумал схему, в результате которой город сегодня исправно пополняет из своего бюджета семейный бюджет супругов Грищенко – на 50 миллионов рублей ежегодно, причем совершенно открыто и легально. Именно в такую сумму обходится администрации Саратова аренда здания городской больницы № 12, собственником которого является частная компания «Парацельс». Правда, многие саратовцы по привычке называют эту больницу «медсанчастью СПЗ» и наивно думают, что она перешла на баланс города. Не тут-то было.
В середине 90-х, когда СПЗ проходил процедуру приватизации, он, по идее и по закону, действительно должен был передать все социальные объекты на городской баланс. Но Чистякову-старшему тогда удалось виртуозно увести здания медсанчасти из-под этого обременения, а в 2006 году на свет появляется ООО «Парацельс», одним из участников которого становится Олег Грищенко, вторым – СПЗ, третьим, со скромной долей в 1 процент, - Елена Грищенко. В качестве взноса в уставной капитал завод передает обществу ту самую медсанчасть. И Грищенко – тогда еще не мэр – получает первую регулярную подпитку из городского бюджета.
Впрочем, светить свою прямую причастность к «Парацельсу» Грищенко явно не хотел и вскоре перевел свою долю в компании на жену и доверенных лиц, одним из которых стал его охранник – Дмитрий Исаев. Фигура эта заслуживает отдельного внимания.
Дмитрий Исаев – огромного телосложения и бойцовского опыта человек. Долгое время он был верным хранителем не только тела, но и бизнеса Грищенко – как участник ряда подконтрольных мэру компаний, включая «Парацельс». Однако в последнее время Олег Грищенко активно продвигает собственную карьеру Дмитрия. Если раньше у Исаева была малообязывающая должность замглавы Заводского района г. Саратова, то в этом году он фигурирует на позициях руководителей МУП. В мае Грищенко попробовал назначить Исаева руководителем УП «Транспортное управление», но, видимо, участок для Дмитрия, несмотря на его физическую силу, оказался неподъемным. Тогда мэр перевел своего бодигарда на менее хлопотное (но не менее хлебное) место – теперь тот возглавляет городскую похоронную контору МУП «Ритуал». Надо ли говорить, что сфера ритуальных услуг в нашей стране была и остается едва ли не самой коррумпированной?..
Может показаться, что Грищенко держит при себе и лелеет исключительно как верного друга-оруженосца. Но это не совсем так. Дело том, что у Дмитрия Исаева есть, помимо Грищенко, еще один собственный административный ресурс – да еще какой! Его брат Михаил Исаев – член Совета Федерации, сенатор от Саратовской области и человек, весьма приближенный к лидеру «Единой России» Вячеславу Володину. На днях Михаил Исаев вошел в генсовет «партии власти»
Прокуратура на «ручном управлении»
Михаил Исаев – из тех тяжеловесных, но внешне малозаметных политических фигур, чьи имена мелькают на страницах газет лишь тогда, когда сами журналисты просят их выступить в качестве экспертов по каким-либо злободневным вопросам. То есть лишнего внимания к себе не привлекает, лишних поводов не дает.
Однако нынешним летом сенатор Исаев все-таки «засветился». Он ни много ни мало попросил генпрокурора России Юрия Чайку обратить внимание на бездействие Саратовской областной прокуратуры, которая, подчеркнем, «не уделяет должного внимания проблемам в коммунальной сфере». Исаеву не понравилось, в частности, что гендиректор управляющей компании «ДомКомплекс», подозреваемый в мошенничестве, до сих пор ходит на свободе, в то время как долг компании за тепло составляет более 100 млн. руб.
- Приходится в очередной раз констатировать, что правоохранительные органы местного уровня не должным образом реагируют на возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства острые ситуации, связанные с обеспечением жителей качественными услугами и грозящие сбоями в работе предприятий-поставщиков ресурсов, - заявил сенатор газете «Коммерсант». - Положительным моментом в данной ситуации можно назвать только то, что вмешательство федерального центра помогает сдвинуть накопившиеся вопросы с мертвой точки. Но, думаю, «ручное управление» из Москвы - все же не самый лучший метод для их урегулирования.
Судя по всему, внезапная активность Исаева-сенатора оборачивается серьезными проблемами не только для «ДомКомплекса», но и для Олега Грищенко. Получив основательный пинок из Москвы, саратовские прокуроры вернули на стол все некогда «замыленные» дела, включая дело об отмывании бюджетных средств через фирму «А.С.К-Сервис», одним из учредителей которой открыто значилась жена мэра – Елена Грищенко.
Как пишут местные СМИ, по данным предварительного следствия, через эту и другие фирмы, позже поспешно ликвидированные, из бюджета Саратова было выведено на частные счета порядка 35 миллиардов рублей. При том, что нынешний долг города составляет, напомним, 12 миллиардов.
Очевидно, что тщательное расследование странных вещей, происходящих в коммунальном хозяйстве Саратова, сулит большие неприятности главе города. Для жителей же – это единственный шанс получить в полном объеме и надлежащем качестве все то, за что они ежемесячно платят по коммунальным счетам.
У мэра Грищенко остается, похоже, единственный защитный ход – включить через Дмитрия Исаева то «ручное управление», о котором говорил его столичный брат. Только на этот раз Михаилу Исаеву придется просить генпрокурора об обратном: «притормозить» саратовских коллег, им же «пришпоренных».