Евгений Фролов, отдел иностранной прессы — 16.10.2017 12:08

Для налаживания экономики Европе требуется давление рынка

Правительства стран еврозоны должны ощутить давление рынка для того, чтобы они взяли верный экономический курс, считает председатель совета министров финансов стран еврозоны Йерун Дейсселблум, опираясь при этом на идею создания независимого механизма реорганизации долга в еврозоне, сообщает reuters.com.

«Нам нужна поддержка со стороны рыночных стимулов, рыночной оценки рисков, чтобы наладить экономику в Европе, - заявил он на полях собрания Международного валютного фонда в Вашингтоне. - Если рынки не помогут, не установят различий между рисками, тогда все необходимое давление должны будут оказать европейские организации и власти».
Бюджетные нормы в основном содержатся в Договоре о стабильности и развитии, накладывающем ограничения на правительственные займы в странах ЕС, они стали очень сложными. Многие министры финансов считают, что Еврокомиссия, которая по закону ЕС должна принуждать к их исполнению, слишком политизирована.
Германия считает, что Фонд срочной помощи еврозоны (ESM), принадлежащий правительствам еврозоны, в котором ставка Германии наибольшая, мог бы постепенно увеличить свою роль в обеспечении контроля над нормами. Но Дейсселблум отметил, что недовольство тем, как происходит принуждение к закону, не означает, что нужно пытаться заменить Комиссию в исполнении этих ее обязанностей. «Если мы недовольны тем, как Комиссия справляется с задачей, давайте это обсудим,… но давайте не говорить о том, что отныне мы отбираем эту роль у Комиссии». Сказал он также о том, что со временем страны станут пренебрегать финансовыми правилами, «потому что они понимают, что в итоге Комиссия всегда найдет для них возможность сделать исключение. Это уже понемногу происходит в отношении Еврогруппы».
До того как в 2010 году произошел кризис суверенного долга, рынки не особо различали задолженности, исходящие от правительств разных стран еврозоны, полагая, что в итоге все эти обязательства представляют собой общий риск еврозоны, который очень низок. Это позволяло некоторым странам, нарушающим правила ЕС, занимать больше, чем могла оплатить их экономика, таким образом инициируя кризис, угрожающий самому существованию единой валюты.
Теперь, когда экономика еврозоны вновь на подъеме, безработица и уровень дефицита снижаются, еврозона думает о более глубокой интеграции, которая предотвратит очередной кризис и обеспечит лучшее функционирование зоны единой валюты.
Идея реорганизации механизма суверенного долга может способствовать возвращению контроля со стороны рынка над правительствами, не желающими играть по правилам. Дейсселблум говорит: «Если не будет внешнего давления на правительства со стороны рынка, подсказывающего им, что «надо соответствовать», то это приведет к большим трудностям».
Германия предлагает ввести такой механизм, при котором правительство, обращаясь к Фонду срочной помощи, могло бы автоматически продлевать срок погашения, а если нужно обеспечить устойчивость долга, могло бы его реорганизовать. Дейсселблум говорит о неправильности такого подхода. «Если говорить о том, что для страны, которая обращается за поддержкой в ESM, всегда будет возможна реорганизация долга, это отпугнет инвесторов от этой страны», - считает он. Решение, по его мнению, должно прояснить, что инструмент в запасе имеется, но применяется не ко всякой ситуации, «потому что это не всегда правильно».
«Другие способы воздействовать с помощью рыночного давления – изменение оценки риска суверенных долгов или введение ограничений на концентрацию суверенных долгов в банковских портфолио», - говорит Дейсселблум.
Фонд срочной помощи, который Германия хотела бы видеть преобразованным в Европейский валютный фонд, наподобие Международного валютного фонда, мог бы сотрудничать с Комиссией при подготовке обзоров, как это регулярно делает для своих членов IMF - так называемые отчеты Article IV. «Возможно практическое решение, при котором Комиссия и ESM совместно выпускают что-то вроде отчетов Article IV АО по макроэкономической ситуации в стране», - предлагает Дейсселблум.
Роль ESM даже возросла бы в случаях какой-либо вовлеченности в него правительства, даже с целью установления предупредительного кредитного максимум. «Что касается управления программами, возможно, здесь окончательное решение должно быть за Комиссией, но работу по развитию, планированию, внедрению, мониторингу мог бы исполнять ESM. Частично от имени Комиссии, частично – от Еврогруппы», - считает Дейсселблум.
Полная версия публикации
Общество 13.10.2017 14:49
В Ростове ученые создали металл, который не тонет в воде
Общество 16.10.2017 06:38
В Новосибирске двое голых мужчин дрались на ножах в подъезде
Общество 16.10.2017 06:57
В Орске на берегу реки нашли труп пенсионера