Европейские потребители приобретают больше российского газа
Европа за девять месяцев текущего года импортировала из России почти 32 млрд кубометров газа при общей мощности газопровода «Северный поток» 55 млрд кубометров в год, рассказал «Известиям» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Увеличение объемов поставок голубого топлива европейским потребителям состоялось после того, как один из отводов магистрали – Nel, получил максимальную загруженность. А в минувшую пятницу Еврокомиссия дала добро на дополнительные объемы топлива, которое будет поставляться в ЕС при помощи второго отвода газопровода - Opal. Они оба проходят по сухопутным участкам, и берут начало в немецком Грайфсвальде.
В Фонде энергетической нацбезопасности подсчитали, что в январе-сентябре нынешнего года Nel работал на 114% проектной мощности. По магистрали перекачали 16,2 млрд кубометров газа, что всего на 2,8 млрд кубометров меньше предельного годового объема. Для сравнения, в прошлом году отвод использовался только на 95% мощности. Что касается Opal, который транспортирует газ к немецко-чешской границе, то при его помощи в нынешнем году перекачали примерно столько же топлива, сколько и в прошлом году. Загруженность ветки достигла 59%, что только на 1% больше показателя 2015 года, и на 6% - данных за 2014 год.
Невозможность более активного использования отвода Opal была обусловлена решением Еврокомиссии, согласно которому «Газпром» получил право загружать магистраль не более чем на 50%. Остальной объем должны были резервировать третьи стороны. Соответствующие правила предусмотрены так называемым третьим энергопакетом. Об увеличении объемов перекачиваемого топлива ходатайствовали немецкие потребители. В Брюсселе к их пожеланиям прислушались, и теперь до 2033 года Opal будет использоваться без учета норм третьего энергопакета. Что касается Nel, то к нему данные требования не применялись.
Гривач поясняет, если бы Еврокомиссия не пошла навстречу потребителям, Opal работал бы на половину мощности еще неопределенное время, поскольку технологически никакая иная компания, за исключением «Газпрома», не может транспортировать по данному отводу свою продукцию. Если после снятия ограничений ветку удастся загрузить максимально, объемы поставляемого в ЕС российского газа увеличатся на 14 млрд кубометров, а выручка от эксплуатации магистрали – на €100 млн ежегодно. Это позволит окупить ветку в более сжатые сроки, нежели планировалось ранее.
В Фонде энергетической нацбезопасности подсчитали, что в январе-сентябре нынешнего года Nel работал на 114% проектной мощности. По магистрали перекачали 16,2 млрд кубометров газа, что всего на 2,8 млрд кубометров меньше предельного годового объема. Для сравнения, в прошлом году отвод использовался только на 95% мощности. Что касается Opal, который транспортирует газ к немецко-чешской границе, то при его помощи в нынешнем году перекачали примерно столько же топлива, сколько и в прошлом году. Загруженность ветки достигла 59%, что только на 1% больше показателя 2015 года, и на 6% - данных за 2014 год.
Невозможность более активного использования отвода Opal была обусловлена решением Еврокомиссии, согласно которому «Газпром» получил право загружать магистраль не более чем на 50%. Остальной объем должны были резервировать третьи стороны. Соответствующие правила предусмотрены так называемым третьим энергопакетом. Об увеличении объемов перекачиваемого топлива ходатайствовали немецкие потребители. В Брюсселе к их пожеланиям прислушались, и теперь до 2033 года Opal будет использоваться без учета норм третьего энергопакета. Что касается Nel, то к нему данные требования не применялись.
Гривач поясняет, если бы Еврокомиссия не пошла навстречу потребителям, Opal работал бы на половину мощности еще неопределенное время, поскольку технологически никакая иная компания, за исключением «Газпрома», не может транспортировать по данному отводу свою продукцию. Если после снятия ограничений ветку удастся загрузить максимально, объемы поставляемого в ЕС российского газа увеличатся на 14 млрд кубометров, а выручка от эксплуатации магистрали – на €100 млн ежегодно. Это позволит окупить ветку в более сжатые сроки, нежели планировалось ранее.