Финансовые мошенники нанесли 76% ущерба по уголовным делам
В 2016 году 76% всего причиненного вреда по оконченным уголовным делам пришлось на финансовые преступления. При этом год от года растут и их объем, и доля в совокупном ущербе. В правоохранительных органах считают, что ЦБ действует слишком медленно, позволяя недобросовестным банкирам скрыться и вывести активы.
В правительстве подготовили сводный доклад, в котором на основании данных разных ведомств подсчитан ущерб, нанесенный фигурантами уголовных дел, расследование которых было завершено в 2016 году. Выяснилось, что общая сумма убытков составила 263 млрд рублей, при этом 201,2 млрд рублей пришлось на потери, ставшие результатом преступлений в финансово-кредитном секторе. Их доля, которая на сей раз составила 76%, растет уже не первый год. В 2015 году финансовые аферисты причинили убытки на 125,5 млрд рублей, что составило 72,3% ущерба по уголовным преступлениям. Для сравнения, в 2014 году причиненный мошенниками вред оценивался в 53,8 млрд рублей.
Большая часть из утраченной по вине мошенников в прошлом году суммы пришлась на умышленное доведение до банкротства финансовых учреждений. Последние активно лишались лицензий в рамках курса Центробанка на очищение рынка банковских услуг от ненадежных игроков. Только в 2016 году зарегистрировано 146 случаев умышленных банкротств. Возвращение присвоенных мошенниками средств происходит достаточно медленно, поскольку в этом процессе участвуют ведомства разного подчинения – сам Центробанк, МВД, Агентство по страхованию вкладов и другие.
В подготовленной специалистами МВД главе отчета указывается, что нынешняя схема взаимодействия органов выстроена нерационально. Банк России с запозданием сообщает в силовые ведомства о противозаконных действиях банкиров, как следствие, правоохранители не имеют возможности сработать на опережение.
В свою очередь, аналитики говорят о недостатке полномочий самого регулятора. Глава уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов напоминает, что Банк России может в режиме реального времени отслеживать транзакции, выполняемые тем или иным финучреждением, и блокировать те из них, которые будут расценены как подозрительные. Но приостанавливать работу всей кредитной организации Центробанк не может до получения судебного решения.
В пресс-службе регулятора говорят, чтобы взаимодействие с МВД стало более оперативным, необходимо внести изменения в законодательство, на основании которых Центробанк передавал бы силовикам данные, отнесенные к банковской тайне. Тогда мошенников из числа топ-менеджеров и владельцев банков можно было бы задерживать до того, как они похитят активы, а также возбранять руководству подозрительных банков выезд за рубеж.
Большая часть из утраченной по вине мошенников в прошлом году суммы пришлась на умышленное доведение до банкротства финансовых учреждений. Последние активно лишались лицензий в рамках курса Центробанка на очищение рынка банковских услуг от ненадежных игроков. Только в 2016 году зарегистрировано 146 случаев умышленных банкротств. Возвращение присвоенных мошенниками средств происходит достаточно медленно, поскольку в этом процессе участвуют ведомства разного подчинения – сам Центробанк, МВД, Агентство по страхованию вкладов и другие.
В подготовленной специалистами МВД главе отчета указывается, что нынешняя схема взаимодействия органов выстроена нерационально. Банк России с запозданием сообщает в силовые ведомства о противозаконных действиях банкиров, как следствие, правоохранители не имеют возможности сработать на опережение.
В свою очередь, аналитики говорят о недостатке полномочий самого регулятора. Глава уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов напоминает, что Банк России может в режиме реального времени отслеживать транзакции, выполняемые тем или иным финучреждением, и блокировать те из них, которые будут расценены как подозрительные. Но приостанавливать работу всей кредитной организации Центробанк не может до получения судебного решения.
В пресс-службе регулятора говорят, чтобы взаимодействие с МВД стало более оперативным, необходимо внести изменения в законодательство, на основании которых Центробанк передавал бы силовикам данные, отнесенные к банковской тайне. Тогда мошенников из числа топ-менеджеров и владельцев банков можно было бы задерживать до того, как они похитят активы, а также возбранять руководству подозрительных банков выезд за рубеж.