Генерал Муров списал $1 млн. на профилактику сетевого национал-большевизма
Многострадальные социальные сети, видимо, не дают покоя многим сильным мира сего. Во всяком случае, силовые ведомства уже давно устроили между собой настоящее соревнование относительно того, кто из них более надежно сможет взять под контроль блогосферу.
Соревнования эти выглядят захватывающие и из-за того, что на такое абстрактное явление, как «мониторинг» (которым занимаются миллионы посетителей блогов совершенно бесплатно) можно списать вполне приличные суммы. Так, не прошло и двух лет с того времени, как Служба внешней разведки провела три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн руб. для "исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей", "исследования методов негласного управления в Интернете" и "средств продвижения специальной информации в социальных сетях", как подобная идея пришла в голову руководителям Федеральной службы охраны (ФСО).
Как сообщают “Известия”, с этого года ФСО начнет проводить ежедневный мониторинг публикаций всех российских блогеров на предмет их отношения к власти. Силовики создадут специальную базу негативно настроенных граждан, которые размещают на своих интернет-ресурсах публикации оппозиционной направленности. При этом представители ФСО намерены следить не только за известными столичными блогерами, под контроль попадут также пользователи Сети из регионов. Об этом рассказал источник, близкий к руководству федеральной службы охраны.
— Речь идет не о контроле или закручивании каких-то гаек. Просто когда мы сможем проводить мониторинг блогеров и создать базу, то станет легче отслеживать и предотвращать многие вопиющие инциденты. Например, перед тем, как двое активистов запрещенной Национал-большевистской партии закидали помидорами короля Нидерландов в Большом зале Московской консерватории, информация о подготовке этой акции была в Сети. Если бы за ней следили, то этого не произошло бы, — пояснил собеседник издания.
В декабре 2013 года служба специальной связи и информации ФСО объявила о проведении конкурса на оказание услуг по предоставлению результатов автоматического отбора информации СМИ. Максимальный бюджет проекта составит 31,8 млн рублей. Профессионалы, используя специализированные системы, должны будут предоставлять в ФСО персональную подборку сообщений от блогеров, которая позволит ежедневно отслеживать значимые события по конкретным темам, регионам. Кроме того, мониторить будут негативную либо позитивную окраску событий. Информационные материалы пройдут предварительную обработку, их сгруппируют по конкретным темам: президент, руководство администрации президента (АП), премьер-министр, протесты оппозиции, губернаторы, негативные события в стране, происшествия, критика власти.
Бывший член думского комитета по информационной политике депутат Роберт Шлегель («Единая Россия») поддержал намерение силовиков и заверил, что блогерам не о чем беспокоиться.
— На данный момент в стране действуют похожие системы, но их технические характеристики известны только в ФСО, которой можно было заказать единую объединенную систему и без объявления тендера. В данном случае такая открытость делает им честь. Что же касается опасности самой системы, то она существует в каждом государстве, и вопрос, волнующий блогеров, должен упираться не в само ее существование, а в область применения — каковы при этом будут правила вторжения в личную жизнь. По моему опыту, у нас они еще весьма гуманны и демократичны в сравнении с другими странами. Такая система позволит проводить профилактику, например, уличных беспорядков — таких, какими были события, произошедшие в прошлом году в Бирюлево.
Однако в блогосфере подобное намерение силовиков восприняли негативно. Журналист и известный блогер Максим Кононенко считает, что подобным мониторингом не должны заниматься представители ФСО.
— Этим должна заниматься ФСБ. Да и официально в нашей стране материал можно закрыть лишь по решению суда, а такая система мониторинга, если она будет не только систематизировать, но и закрывать не прошедшие проверку тексты автоматически, этот закон нарушит. Цифра в 30 млн за комплекс уже существующих систем проверки («Медиалогия», «Призма» и др.) вызывает вопросы, возможно, что здесь есть факт превышения должностных полномочий, — резюмировал он.
Отметим, что система мониторинга существовала в ФСО всегда. Однако на этот раз в ведомстве решили не тратить время, а поручить эту часть работы профессиональным программистам.
****
Слежка за блоггерами или распил бюджета?
Изначально тендер ФСО под названием «Оказание услуг по предоставлению результатов автоматического отбора информации СМИ, изучения информационного поля, мониторинга блогов и социальных медиа» являлся банальнейшей схемой по освоению казённых денег через механизм госзаказа. И объявлен этот тендер был не вчера, как уверяют нас «Известия», а 9 августа 2013 года. Сумма его тогда составляла 7 миллионов рублей. 9 сентября состоялся аукцион с единственным участником — АНО Группа реализации проектов «Информэкспертиза» (учредители — ряд научных институтов, директор Александр Бобров). Участник вместо 7 миллионов предложил выполнить госзаказ всего за 6.984.900 рублей. Аукцион, таким образом, состоялся, и 25 сентября по его итогам был подписан контракт до декабря 2013 года. Так что страшная система слежки, о которой рассказывают сегодняшние «Известия», внедрена ещё минувшей осенью — с предсказуемо нулевыми последствиями.
Срок действия того контракта закончился, теперь пришло время заключать в точности такой же контракт на 2014 год. Уже не на 7 миллионов, как "пробный шар", а на 31,8 млн. И вот, 18 декабря 2013 на сайте госзакупок появляется новый госзаказ, идентичный уже действующему, просто на следующий календарный период — с 1 января 2014 по 31 декабря 2015 года. Аукцион по нему назначается на 20 января.
До этого места всё у ребят шло, как по маслу. И история с закупкой силовиками «результатов автоматического отбора» (читай: гугления) на миллион долларов не получала никакой публичной огласки. Но тут вдруг возникли проблемы. Я не знаю, в чём их подоплёка, но на сайте госзакупок можно прочитать жалобу в ФАС от гражданки Истоминой Л.А., датированную 26 декабря. Из жалобы понятно, что в условиях тендера ФСО описан некий фиксированный набор источников мониторинга (базы «Гласс», «Медиалогия» и «Призма»), и формально это можно считать признаком ограничения конкуренции: ведь на рынке существует куча других игроков, по базам которых можно было бы осуществлять тот же самый мониторинг.
Поскольку мы с вами не служим в Федеральной антимонопольной службе, назовём вещи своими именами. В тендере от 18 декабря описана уже существующая система мониторинга — та самая, которая была создана и оплачена казённым баблом на основании предыдущего контракта. Весь смысл тендера — второй раз заплатить государственными деньгами за то же самое, что уже куплено в прошлом году. ИП Истомина Л.А. так написать не может, потому что она не может это доказать. Но схема эта не блещет новизной и революционностью, мы такое видим из года в год. Объявление тендера на создание уже существующего продукта — простой и удобный способ по-быстрому освоить бюджетное бабло под благовидным предлогом. Хорошим диагностическим признаком тут могут служить сроки исполнения заказа. Аукцион назначен на 20 января, то есть контракт будет заключён к февралю, а сроки оказания услуг — с 1 января. Тот самый пресловутый пространственно-временной континуум, о котором уже писал Навальный. Только у него там дороги ремонтировались за -1 день, а у нас тут мониторинг будет осуществляться за -1 месяц от заключения контракта.
Короче, с тендером возникли проблемы. Видимо, у бенефициаров прошлого и нынешнего заказа нашлись конкуренты. И придумалась весьма изящная пиар-комбинация, которая позволяет историю про банальнейший распил миллиона казённых долларов на пустом месте превратить в грандиозную общенациональную страшилку про «слежку ФСО за блоггерами и участниками соцсетей». Соответствующий ужастик вброшен анонимными интересантами через газету «Известия» — и вот уже никому не приходит в голову обсуждать мелкого чиновника, пытавшегося освоить чемоданчик казённого бабла под дурацким предлогом. Все обсуждают зловещий Кремль, бросивший ФСО на борьбу с недовольными в соцсетях и блогосфере. Причём основная роль в возгонке этого вброса «Известий» отводится самим блоггерам и либеральным СМИ, которые, конечно же, не пройдут мимо столь тревожного инфоповода. А когда чиновника, который придумал всю эту распильную схему, вызовут на ковёр в высоком кабинете (вероятно, по доносу его же коллеги из-за стенки, который хотел сам провернуть такую же аферу, но поздно собрался) — то виновник скандала придёт уже с ворохом распечаток: видите, гражданин начальник, как враги наши всполошились? Мы полезное дело делаем, боремся с вашингтонским обкомом. И такая смешная цена...
Если кто-то не понимает, в чём суть контракта, то могу объяснить популярно и на пальцах. Речь идёт всего лишь о мониторинге открытых публичных источников. То есть о банальном гуглении материалов по заранее составленному набору ключевых слов. Не о слежке-прослушке-наружке, не о выемке банковских счетов или потрошении яндекс.кошельков оппозиционных блоггеров, а о том, что из некоторых поисковых баз в ежедневном режиме выкачиваются посты и статусы, содержащие определённые ключевые слова. Подборка автоматически сохраняется на диск исполнителя, архивируется и отправляется на почту заказчика. Который, скорее всего, никогда в неё не заглянет. А если заглянет, то не узнает ничего сверх того, что известно Гуглу и Яндексу: мы, напомним, говорим о мониторинге не почты и телефонных разговоров, а открытых публичных высказываний.
Как сообщают “Известия”, с этого года ФСО начнет проводить ежедневный мониторинг публикаций всех российских блогеров на предмет их отношения к власти. Силовики создадут специальную базу негативно настроенных граждан, которые размещают на своих интернет-ресурсах публикации оппозиционной направленности. При этом представители ФСО намерены следить не только за известными столичными блогерами, под контроль попадут также пользователи Сети из регионов. Об этом рассказал источник, близкий к руководству федеральной службы охраны.
— Речь идет не о контроле или закручивании каких-то гаек. Просто когда мы сможем проводить мониторинг блогеров и создать базу, то станет легче отслеживать и предотвращать многие вопиющие инциденты. Например, перед тем, как двое активистов запрещенной Национал-большевистской партии закидали помидорами короля Нидерландов в Большом зале Московской консерватории, информация о подготовке этой акции была в Сети. Если бы за ней следили, то этого не произошло бы, — пояснил собеседник издания.
В декабре 2013 года служба специальной связи и информации ФСО объявила о проведении конкурса на оказание услуг по предоставлению результатов автоматического отбора информации СМИ. Максимальный бюджет проекта составит 31,8 млн рублей. Профессионалы, используя специализированные системы, должны будут предоставлять в ФСО персональную подборку сообщений от блогеров, которая позволит ежедневно отслеживать значимые события по конкретным темам, регионам. Кроме того, мониторить будут негативную либо позитивную окраску событий. Информационные материалы пройдут предварительную обработку, их сгруппируют по конкретным темам: президент, руководство администрации президента (АП), премьер-министр, протесты оппозиции, губернаторы, негативные события в стране, происшествия, критика власти.
Бывший член думского комитета по информационной политике депутат Роберт Шлегель («Единая Россия») поддержал намерение силовиков и заверил, что блогерам не о чем беспокоиться.
— На данный момент в стране действуют похожие системы, но их технические характеристики известны только в ФСО, которой можно было заказать единую объединенную систему и без объявления тендера. В данном случае такая открытость делает им честь. Что же касается опасности самой системы, то она существует в каждом государстве, и вопрос, волнующий блогеров, должен упираться не в само ее существование, а в область применения — каковы при этом будут правила вторжения в личную жизнь. По моему опыту, у нас они еще весьма гуманны и демократичны в сравнении с другими странами. Такая система позволит проводить профилактику, например, уличных беспорядков — таких, какими были события, произошедшие в прошлом году в Бирюлево.
Однако в блогосфере подобное намерение силовиков восприняли негативно. Журналист и известный блогер Максим Кононенко считает, что подобным мониторингом не должны заниматься представители ФСО.
— Этим должна заниматься ФСБ. Да и официально в нашей стране материал можно закрыть лишь по решению суда, а такая система мониторинга, если она будет не только систематизировать, но и закрывать не прошедшие проверку тексты автоматически, этот закон нарушит. Цифра в 30 млн за комплекс уже существующих систем проверки («Медиалогия», «Призма» и др.) вызывает вопросы, возможно, что здесь есть факт превышения должностных полномочий, — резюмировал он.
Отметим, что система мониторинга существовала в ФСО всегда. Однако на этот раз в ведомстве решили не тратить время, а поручить эту часть работы профессиональным программистам.
****
Слежка за блоггерами или распил бюджета?
Изначально тендер ФСО под названием «Оказание услуг по предоставлению результатов автоматического отбора информации СМИ, изучения информационного поля, мониторинга блогов и социальных медиа» являлся банальнейшей схемой по освоению казённых денег через механизм госзаказа. И объявлен этот тендер был не вчера, как уверяют нас «Известия», а 9 августа 2013 года. Сумма его тогда составляла 7 миллионов рублей. 9 сентября состоялся аукцион с единственным участником — АНО Группа реализации проектов «Информэкспертиза» (учредители — ряд научных институтов, директор Александр Бобров). Участник вместо 7 миллионов предложил выполнить госзаказ всего за 6.984.900 рублей. Аукцион, таким образом, состоялся, и 25 сентября по его итогам был подписан контракт до декабря 2013 года. Так что страшная система слежки, о которой рассказывают сегодняшние «Известия», внедрена ещё минувшей осенью — с предсказуемо нулевыми последствиями.
Срок действия того контракта закончился, теперь пришло время заключать в точности такой же контракт на 2014 год. Уже не на 7 миллионов, как "пробный шар", а на 31,8 млн. И вот, 18 декабря 2013 на сайте госзакупок появляется новый госзаказ, идентичный уже действующему, просто на следующий календарный период — с 1 января 2014 по 31 декабря 2015 года. Аукцион по нему назначается на 20 января.
До этого места всё у ребят шло, как по маслу. И история с закупкой силовиками «результатов автоматического отбора» (читай: гугления) на миллион долларов не получала никакой публичной огласки. Но тут вдруг возникли проблемы. Я не знаю, в чём их подоплёка, но на сайте госзакупок можно прочитать жалобу в ФАС от гражданки Истоминой Л.А., датированную 26 декабря. Из жалобы понятно, что в условиях тендера ФСО описан некий фиксированный набор источников мониторинга (базы «Гласс», «Медиалогия» и «Призма»), и формально это можно считать признаком ограничения конкуренции: ведь на рынке существует куча других игроков, по базам которых можно было бы осуществлять тот же самый мониторинг.
Поскольку мы с вами не служим в Федеральной антимонопольной службе, назовём вещи своими именами. В тендере от 18 декабря описана уже существующая система мониторинга — та самая, которая была создана и оплачена казённым баблом на основании предыдущего контракта. Весь смысл тендера — второй раз заплатить государственными деньгами за то же самое, что уже куплено в прошлом году. ИП Истомина Л.А. так написать не может, потому что она не может это доказать. Но схема эта не блещет новизной и революционностью, мы такое видим из года в год. Объявление тендера на создание уже существующего продукта — простой и удобный способ по-быстрому освоить бюджетное бабло под благовидным предлогом. Хорошим диагностическим признаком тут могут служить сроки исполнения заказа. Аукцион назначен на 20 января, то есть контракт будет заключён к февралю, а сроки оказания услуг — с 1 января. Тот самый пресловутый пространственно-временной континуум, о котором уже писал Навальный. Только у него там дороги ремонтировались за -1 день, а у нас тут мониторинг будет осуществляться за -1 месяц от заключения контракта.
Короче, с тендером возникли проблемы. Видимо, у бенефициаров прошлого и нынешнего заказа нашлись конкуренты. И придумалась весьма изящная пиар-комбинация, которая позволяет историю про банальнейший распил миллиона казённых долларов на пустом месте превратить в грандиозную общенациональную страшилку про «слежку ФСО за блоггерами и участниками соцсетей». Соответствующий ужастик вброшен анонимными интересантами через газету «Известия» — и вот уже никому не приходит в голову обсуждать мелкого чиновника, пытавшегося освоить чемоданчик казённого бабла под дурацким предлогом. Все обсуждают зловещий Кремль, бросивший ФСО на борьбу с недовольными в соцсетях и блогосфере. Причём основная роль в возгонке этого вброса «Известий» отводится самим блоггерам и либеральным СМИ, которые, конечно же, не пройдут мимо столь тревожного инфоповода. А когда чиновника, который придумал всю эту распильную схему, вызовут на ковёр в высоком кабинете (вероятно, по доносу его же коллеги из-за стенки, который хотел сам провернуть такую же аферу, но поздно собрался) — то виновник скандала придёт уже с ворохом распечаток: видите, гражданин начальник, как враги наши всполошились? Мы полезное дело делаем, боремся с вашингтонским обкомом. И такая смешная цена...
Если кто-то не понимает, в чём суть контракта, то могу объяснить популярно и на пальцах. Речь идёт всего лишь о мониторинге открытых публичных источников. То есть о банальном гуглении материалов по заранее составленному набору ключевых слов. Не о слежке-прослушке-наружке, не о выемке банковских счетов или потрошении яндекс.кошельков оппозиционных блоггеров, а о том, что из некоторых поисковых баз в ежедневном режиме выкачиваются посты и статусы, содержащие определённые ключевые слова. Подборка автоматически сохраняется на диск исполнителя, архивируется и отправляется на почту заказчика. Который, скорее всего, никогда в неё не заглянет. А если заглянет, то не узнает ничего сверх того, что известно Гуглу и Яндексу: мы, напомним, говорим о мониторинге не почты и телефонных разговоров, а открытых публичных высказываний.