Госдума под шумок разрешила себе нарушать Конституцию
Все мы хорошо помним, с чего в стране началось повальное «закручивание гаек». Начало было положено в недалеком 2011 году, когда Россию захлестнула волна уличных протестов после победоносного возвращения Путина в должность президента.
В минувшую среду Государственная дума, довольно тихо, скрытно и без лишних церемоний, взяла и разрешила себе любимой не исполнять решения Конституционного суда Российской Федерации. В Кабинете министров этому перечить также не стали. Не противился такому антиконституционному ходу событий и представитель главы государства в парламенте. По большому счету все представлено в виде отклонения проекта закона и его снятия с рассмотрения депутатами в связи с тем, что он (закон) «утратил актуальность». Речь идет о документе, который был принят в первом чтении еще в декабре 2013 года и предполагал изменения в ФЗ «О митингах» и Кодекс об административных правонарушениях.
«Гайки» закрутили незаконно
Все мы хорошо помним, с чего в стране началось повальное «закручивание гаек». Начало было положено в недалеком 2011 году, когда Россию захлестнула волна уличных протестов после победоносного возвращения Путина в должность президента. Подавив одну из крупнейших протестных волн в современной истории, власти быстро сориентировались и приняли решение ни в коем случае не допустить повторения этого сценария.
Самым ярким проявлением стремления властей к ограничению свободы собраний и выражения мнений можно назвать закон, который был принят летом 2012 года и установил рекордное ужесточение правил проведения массовых собраний граждан, вместе с ужесточением административной ответственности за их нарушение. Минимальный штраф в размере 10 000 рублей только лишь за участие в несанкционированном митинге стал для россиян нормальным явлением. «Чтобы не повадно было», - комментировал тогда размер штрафа кто-то из власть имущих.
Изменить нельзя отклонить
Впоследствии группа депутатов от Справедливой России и КПРФ вместе с политиком Эдуардом Савенко узрела в принятом документе признаки нарушения главного закона страны – Конституции. Руководствуясь этим, депутаты обратились в Конституционный суд. Спустя непродолжительное время судьи КС РФ вынесли свой вердикт, в котором отдельные положения документа были названы не соответствующими Конституции, в решении суда содержалось и требование к депутатам - закон пересмотреть и внести необходимые корректировки, приведя его в полное конституционное соответствие.
Дальше началось интересное. Согласно закону «О КС РФ», правительство после вынесения судом такого решения обязано в шестимесячный срок представить на рассмотрение депутатов нижней палаты парламента проект закона, который был бы направлен на устранение выявленных КС несоответствий. Впрочем, ждать инициатив от Кабинета министров депутатам, сенаторам и даже президенту не обязательно. Они имеют полное право предложить собственный вариант корректировок. И если в правительстве с этим вариантом будут согласны, на рассмотрение будет внесен именно он. Довольно четкая картина, не так ли? Вот только на практике выходит, что затянуть исполнение решения, на секундочку, Конституционного суда Российской Федерации, при наличии соответствующего желания, можно. Да еще как можно – вопрос можно годами мариновать в стенах парламента.
Утопить закон – вопрос желания
Разумеется, все решения и постановления КС обладают, что называется, прямой силой. Вот только это совсем не отменяет обязанности приводить законы в полное соответствие с Основным законом страны. Изначально, впрочем, механизм работал, как и положено. Правительство не сорвало шестимесячный срок и успело внести разработанный специалистами Министерства юстиции документ в Думу. Депутаты же приняли его уже в первом чтении, а дальше началось…
После первого чтения закон словно канул в воду. Разговорить хоть кого-то из законодателей по этому поводу было практически невозможно. Вот она корпоративная солидарность, на лицо же факт молчаливой сговорчивости депутатского цеха. Тему ни разу не подняли даже во время заседания членов профильных думских комитетов. Лишь некоторые из депутатов осмеливались озвучить реальную причину происходящего. Судя по их неоднозначным намекам, в Доме правительства и Кремле идут на принцип и ни под каким предлогом не хотят отступать в вопросе ограничения уличной протестной активности. Дума же противостоять этому попросту не может.
Теперь же этот многострадальный документ отклонили и сослали в архив, снабдив этот процесс заключением от думского комитета по законодательству: «утратил актуальность». Причина проста – решение Конституционного суда, дескать, уже исполнено. Каким образом? Все просто.
КС РФ назвал минимальный штраф за участие в митинге в размере 10 000 рублей для физлиц и 50 000 рублей для должностных лиц неконституционным. Мотивировка суда проста: такой штраф не принимает во внимание степень серьезности проступка, не учитывает имущественное положение правонарушителя, а также ряд других важных обстоятельств. Депутаты же отмечают, что законопроект, который они по тихому похоронили в стенах парламента, как раз предлагал дать судьям полномочия назначать штрафы, размер которых был бы ниже предела в указанные 10 000 рублей. При этом, саму проблему якобы решили еще три года тому назад, приняв еще один закон с похожим содержанием, по которому судьи могут снизить слишком высокий штраф для нарушителя, но не более чем на 50% от низшей границы. Отговорочка, надо сказать, так себе.
Решение исполнено - точка
Попробуем вспомнить, каким было постановление Конституционного суда пять лет тому назад. Помимо требований о включении возможности более гибкого определения меры наказания, суд приказал исправить в уже принятом законе еще ряд несоответствий. К примеру, КС РФ потребовал наказывать обязательными работами только в тех случаях, когда несанкционированное массовое мероприятие стало причиной причинения вреда имуществу и здоровью третьих лиц. Также судьи потребовали исключить из документа положение, возлагающее материальную ответственность за вред, наносимый участниками акции, на ее организатора. Причем, отвечать рублем организатора акции закон заставляет даже в том случае, если он старательно предпринимал все необходимые меры во избежание таких проблем и наведения порядка.
Одним из самых интересных пунктов в постановлении КС РФ можно назвать требование включить в закон о митингах пункт, предписывающий каждому муниципальному району и городскому округу определить специальное отведенные места для проведения массовых мероприятий. Разумеется, по сей день все эти предписания Конституционного суда остаются лишь буквами на бумаге. Закон, предполагающий реальные правки под соответствие конституции и так ловко закопанный депутатами при попустительстве всех и вся, пусть и был не идеален, но все же предлагал какие-то позитивные сдвиги. Но депутаты нарочито делают вид, будто бы все неточности давно исключены, а решение Конституционного суда исполняется в полной мере. Видимо мера у них какая-то своя.
«Гайки» закрутили незаконно
Все мы хорошо помним, с чего в стране началось повальное «закручивание гаек». Начало было положено в недалеком 2011 году, когда Россию захлестнула волна уличных протестов после победоносного возвращения Путина в должность президента. Подавив одну из крупнейших протестных волн в современной истории, власти быстро сориентировались и приняли решение ни в коем случае не допустить повторения этого сценария.
Самым ярким проявлением стремления властей к ограничению свободы собраний и выражения мнений можно назвать закон, который был принят летом 2012 года и установил рекордное ужесточение правил проведения массовых собраний граждан, вместе с ужесточением административной ответственности за их нарушение. Минимальный штраф в размере 10 000 рублей только лишь за участие в несанкционированном митинге стал для россиян нормальным явлением. «Чтобы не повадно было», - комментировал тогда размер штрафа кто-то из власть имущих.
Изменить нельзя отклонить
Впоследствии группа депутатов от Справедливой России и КПРФ вместе с политиком Эдуардом Савенко узрела в принятом документе признаки нарушения главного закона страны – Конституции. Руководствуясь этим, депутаты обратились в Конституционный суд. Спустя непродолжительное время судьи КС РФ вынесли свой вердикт, в котором отдельные положения документа были названы не соответствующими Конституции, в решении суда содержалось и требование к депутатам - закон пересмотреть и внести необходимые корректировки, приведя его в полное конституционное соответствие.
Дальше началось интересное. Согласно закону «О КС РФ», правительство после вынесения судом такого решения обязано в шестимесячный срок представить на рассмотрение депутатов нижней палаты парламента проект закона, который был бы направлен на устранение выявленных КС несоответствий. Впрочем, ждать инициатив от Кабинета министров депутатам, сенаторам и даже президенту не обязательно. Они имеют полное право предложить собственный вариант корректировок. И если в правительстве с этим вариантом будут согласны, на рассмотрение будет внесен именно он. Довольно четкая картина, не так ли? Вот только на практике выходит, что затянуть исполнение решения, на секундочку, Конституционного суда Российской Федерации, при наличии соответствующего желания, можно. Да еще как можно – вопрос можно годами мариновать в стенах парламента.
Утопить закон – вопрос желания
Разумеется, все решения и постановления КС обладают, что называется, прямой силой. Вот только это совсем не отменяет обязанности приводить законы в полное соответствие с Основным законом страны. Изначально, впрочем, механизм работал, как и положено. Правительство не сорвало шестимесячный срок и успело внести разработанный специалистами Министерства юстиции документ в Думу. Депутаты же приняли его уже в первом чтении, а дальше началось…
После первого чтения закон словно канул в воду. Разговорить хоть кого-то из законодателей по этому поводу было практически невозможно. Вот она корпоративная солидарность, на лицо же факт молчаливой сговорчивости депутатского цеха. Тему ни разу не подняли даже во время заседания членов профильных думских комитетов. Лишь некоторые из депутатов осмеливались озвучить реальную причину происходящего. Судя по их неоднозначным намекам, в Доме правительства и Кремле идут на принцип и ни под каким предлогом не хотят отступать в вопросе ограничения уличной протестной активности. Дума же противостоять этому попросту не может.
Теперь же этот многострадальный документ отклонили и сослали в архив, снабдив этот процесс заключением от думского комитета по законодательству: «утратил актуальность». Причина проста – решение Конституционного суда, дескать, уже исполнено. Каким образом? Все просто.
КС РФ назвал минимальный штраф за участие в митинге в размере 10 000 рублей для физлиц и 50 000 рублей для должностных лиц неконституционным. Мотивировка суда проста: такой штраф не принимает во внимание степень серьезности проступка, не учитывает имущественное положение правонарушителя, а также ряд других важных обстоятельств. Депутаты же отмечают, что законопроект, который они по тихому похоронили в стенах парламента, как раз предлагал дать судьям полномочия назначать штрафы, размер которых был бы ниже предела в указанные 10 000 рублей. При этом, саму проблему якобы решили еще три года тому назад, приняв еще один закон с похожим содержанием, по которому судьи могут снизить слишком высокий штраф для нарушителя, но не более чем на 50% от низшей границы. Отговорочка, надо сказать, так себе.
Решение исполнено - точка
Попробуем вспомнить, каким было постановление Конституционного суда пять лет тому назад. Помимо требований о включении возможности более гибкого определения меры наказания, суд приказал исправить в уже принятом законе еще ряд несоответствий. К примеру, КС РФ потребовал наказывать обязательными работами только в тех случаях, когда несанкционированное массовое мероприятие стало причиной причинения вреда имуществу и здоровью третьих лиц. Также судьи потребовали исключить из документа положение, возлагающее материальную ответственность за вред, наносимый участниками акции, на ее организатора. Причем, отвечать рублем организатора акции закон заставляет даже в том случае, если он старательно предпринимал все необходимые меры во избежание таких проблем и наведения порядка.
Одним из самых интересных пунктов в постановлении КС РФ можно назвать требование включить в закон о митингах пункт, предписывающий каждому муниципальному району и городскому округу определить специальное отведенные места для проведения массовых мероприятий. Разумеется, по сей день все эти предписания Конституционного суда остаются лишь буквами на бумаге. Закон, предполагающий реальные правки под соответствие конституции и так ловко закопанный депутатами при попустительстве всех и вся, пусть и был не идеален, но все же предлагал какие-то позитивные сдвиги. Но депутаты нарочито делают вид, будто бы все неточности давно исключены, а решение Конституционного суда исполняется в полной мере. Видимо мера у них какая-то своя.