Иерусалим. Пасха. Чудо
В воскресенье, 16 апреля, православные христиане отмечают светлый праздник Пасхи – Христово Воскресение. Воцерковленные верующие подходят к нему через молитвы и пост, связанный с отказом от некоторых видов пищи. Многие из тех, кто, идя по дороге к Храму, не сделал еще последнего шага, ждут Пасху с не меньшим трепетом.
Каждый год в Страстную субботу, накануне православной Пасхи, в Иерусалиме, в храме Воскресения, происходит чудо, свидетелями которого на всем двухтысячелетнем протяжении истории христианства становились миллионы верующих. Наверное, среди них встречались и маловеры, и просто любопытствующие атеисты, впоследствии ставшие благочестивыми христианами. Потому что сопричастие к чуду не может не менять то божественное создание, которое ученые поименовали homo sapiens – человек разумный.
Ну, а то, что непостижимо разумом, относится к области веры.
…Около полудня со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Верующие входят в храм Гроба Господня. Это гигантское сооружение, возведенное в середине 12 века, объединило под общей кровлей места, связанные c распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Территория была почитаема еще первыми христианами и даже после разрушения Иерусалима римлянами в 70-м году 1 века не оказалась потерянной и забытой.
Первая церковь Гроба Господня была заложена Святой Равноапостольной царицей Еленой, которая предприняла раскопки на Голгофе и обрела Животворящий Крест. Это событие относят к 20-м годам 3 века. В последующие века храм включил в свои стены Голгофу с местом распятия, ротонду, накрывающую своим гигантским куполом Кувуклию – величайшую христианскую святыню, заключающую в себе Гроб Господень, кафедральный храм Патриарха Иерусалимской православной церкви, подземный храм обретения Животворящего Креста и другие сооружения.
Храм принадлежал христианам с момента возведения, богослужения в нем не прерывались, поэтому для православного паломника это один из самых главных объектов для посещения.
…Пройдя по территории храма, крестный ход останавливается перед Кувуклией, а потом трижды ее обходит. Все огни в храме потушены, за чем пристально следят многочисленные «инспекторы» - от пожарных до научных. Все, в том числе и тысячи собравшихся в храме паломников, наблюдают за Патриархом Иерусалимским. Его тщательно обыскивают полицейские – нет ли в его одеянии какого-либо предмета, могущего вызвать огонь? Процедура повторяется из года в год: в одном длинном хитоне Патриарх входит внутрь Кувуклии. На коленях перед Гробом Господним он молит Бога о ниспослании Благодатного огня. Никто не знает наперед, сколько продлится его молитва – 30 минут, полтора или два с половиной часа.
Есть мнения, в том числе и среди представителей православного духовенства (??!!), что нисхождение Благодатного огня – это подлог. Бог им судья, ведь и Христа когда-то предали и продали его соплеменники-единоверцы.
«И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи. Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.
Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Когда наблюдаешь за тем, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам, невольно поражаешься этому.
Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Благодатный огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни. И еще одна особенность — Благодатный огонь нисходит только по молитвам православного Патриарха.
Как-то раз в период турецкого владычества на Святой Земле армяне, проживавшие в Иерусалиме, подкупили власти города, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха допустили в Великую субботу ко Гробу Господню.
Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных.
С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в храме Гроба Господня.
Прошу у читателей прощения за столь обширную цитату. Но все-таки два свидетельства – лучше, чем одно. От своего имени расскажу о другом чуде храма Гроба Господня – чуде ежедневном, не раз в году происходящем, но также напрямую относящемся к празднованию Воскресения Иисуса Христа. Камень миропомазания – одна из главных христианских святынь, находящаяся в центральном притворе храма Гроба Господня. Ныне его прикрывает плита из розового гранита толщиной 30 см, установленная в 1830 году. Христианские паломники, точнее, фанатики, постоянно пытались «прихватить на память» из поездки по Святой Земле кусочек подлинной каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса для подготовки его к погребению. Казнь через распятие могла длиться до нескольких дней, а римские власти, «нехотя уважая» традиции коренного населения, не могли допустить ни самой казни, ни погребения в субботу. (Заметим в скобках, что казнь через распятие как особо жестокая, позорная и мучительная получила самое широкое распространение в Древнем Риме, в состав которого входила и территория Иерусалима. Распятию подвергали особо опасных преступников – бунтовщиков, изменников, разбойников, а также беглых рабов. Обыкновенно самому распятию – то есть водружению на крест – предшествовала позорная процессия: осужденный должен был нести к месту казни орудие этой самой казни. Но не целиком весь Т-образный крест, а патибулум – деревянный брус весом 30-50 кг. Его клали на плечи и привязывали к рукам, а затем он же становился горизонтальной перекладиной креста.) В случае и Иисусом казнь должна была закончиться до наступления субботы, к тому же прокуратор Понтий Пилат опасался, что сторонники снимут Христа с распятия живым. Чтобы этого не случилось, римский сотник Лонгин якобы «проверил» своим копьем, жив ли Иисус. Не исключено, что именно копье римского солдата и лишило Христа признаков жизни.
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого», - свидетельствуют евангелисты Марк (15;33) и Лука (23;44).
В этот момент, как описывают Евангелия, случилось землетрясение, гора Голгофа треснула, и эту трещину также можно увидеть в храме Гроба Господня. Со слов экскурсовода знаю, что геологи определили дату происхождения этой трещины 1 веком нашей эры.
Между прочим, происхождение этой «тьмы» современная наука объяснить не в состоянии, хотя большинство исследователей, а также толкователи Библии сходятся в вопросе времени казни. Она на самом деле свершалась с 9 утра до 12 дня в пятницу, которую позже назвали Страстной. И вдруг в полдень настала тьма по всей земле палестинской и продолжалась до трех часов пополудни. Вряд ли это могло быть солнечным затмением – обычно такое астрономическое явление длится до 7-9 минут…
«После сего, - как сказано в Священном писании, - Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литров около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».(Ин. 19:38-42).
Сто литров драгоценного благовония – это самое малое, что мог сделать для казненного учителя тайный, но верный ученик. Но как много он сделал для нас… Пожираемая даже не скепсисом, а любопытством, я наблюдала за камнем миропомазания так долго, как позволяли временные рамки нахождения в храме Гроба Господня. Люди приникали к плите, прикладывали шарфики и косынки, а благоухание не исчезало. И никто не приближался к камню с какими-либо сосудами, чтобы излить на него благовоние. И не похоже, чтобы оно поступало на поверхность автоматически, подведенное по трубкам изнутри. И вот, дождавшись минуты, когда у реликвии не было никого, я протерла розовый камень своей косынкой. Пятен масла на ней не оказалось, но она еще несколько лет благоухала и еще сейчас источает слабый аромат тех мест. Впрочем, вот еще одно похожее свидетельство: «Если, войдя в Храм, пойти не левее - к Кувуклии - а правее, то окажетесь перед другой святыней - плитой Миропомазания. Трудно было приблизиться к ней - несмотря на вечернее время, как раз в Храме было несколько групп польских паломников, и польки всех возрастов - монахини и мирянки - истово терли плиту Миропомазания платками, шалями и даже кофтами... Немного переждав и приблизившись к камню, склонился, коснулся лбом поверхности и явственно, чуть ли не резко ощутил источаемый камнем запах, в котором угадывались звуки розового масла, еще чего-то пряного и хвойного... Приложив и отняв руки, ощутил, что запах идет теперь и от них - явственно, чуть ли не резко... чувствовалось, что и лоб мой горящий источает его...
Ощущение было почти шоковым - по необычному соединению простоты и незатейливости чуда и настоятельного голоса бытовой рациональности, услужливо подсовывающей «разоблачения» в духе примитивных атеистических агиток сталинских или хрущевских времен... Если плиту служители Храма умащивают благовониями - то когда? Ведь на ночь храм запирают и ключи у потомственных хранителей-мусульман... Если это делают в открытом Храме - то как это возможно? Недоверчиво всю дорогу назад в машине я то и дело подносил руки к лицу и ловил удивительное ощущение, когда невидимые поля этого запаха, исходящего от рук и ото лба, будто объединялись, сливались в целое, щеки начинали гореть и мысли возвращались туда, к камню, на котором когда-то лежало тело Его... Ночью я несколько раз просыпался, подносил ладони к лицу и ощущал их жар и этот запах - неразделимо – розы, пряной хвои, еще чего-то...», - написал несколько лет назад в ЖЖ один из российских блогеров.
…В мае 1992 года – впервые после 79-летнего перерыва – Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников – в их числе были и священники, и миряне – пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня через Константинополь и все славянские страны до Москвы. Эта миссия была благословлена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Фото автора.
Ну, а то, что непостижимо разумом, относится к области веры.
…Около полудня со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Верующие входят в храм Гроба Господня. Это гигантское сооружение, возведенное в середине 12 века, объединило под общей кровлей места, связанные c распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Территория была почитаема еще первыми христианами и даже после разрушения Иерусалима римлянами в 70-м году 1 века не оказалась потерянной и забытой.
Первая церковь Гроба Господня была заложена Святой Равноапостольной царицей Еленой, которая предприняла раскопки на Голгофе и обрела Животворящий Крест. Это событие относят к 20-м годам 3 века. В последующие века храм включил в свои стены Голгофу с местом распятия, ротонду, накрывающую своим гигантским куполом Кувуклию – величайшую христианскую святыню, заключающую в себе Гроб Господень, кафедральный храм Патриарха Иерусалимской православной церкви, подземный храм обретения Животворящего Креста и другие сооружения.
Храм принадлежал христианам с момента возведения, богослужения в нем не прерывались, поэтому для православного паломника это один из самых главных объектов для посещения.
…Пройдя по территории храма, крестный ход останавливается перед Кувуклией, а потом трижды ее обходит. Все огни в храме потушены, за чем пристально следят многочисленные «инспекторы» - от пожарных до научных. Все, в том числе и тысячи собравшихся в храме паломников, наблюдают за Патриархом Иерусалимским. Его тщательно обыскивают полицейские – нет ли в его одеянии какого-либо предмета, могущего вызвать огонь? Процедура повторяется из года в год: в одном длинном хитоне Патриарх входит внутрь Кувуклии. На коленях перед Гробом Господним он молит Бога о ниспослании Благодатного огня. Никто не знает наперед, сколько продлится его молитва – 30 минут, полтора или два с половиной часа.
Есть мнения, в том числе и среди представителей православного духовенства (??!!), что нисхождение Благодатного огня – это подлог. Бог им судья, ведь и Христа когда-то предали и продали его соплеменники-единоверцы.
«И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи. Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.
Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Когда наблюдаешь за тем, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам, невольно поражаешься этому.
Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Благодатный огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни. И еще одна особенность — Благодатный огонь нисходит только по молитвам православного Патриарха.
Как-то раз в период турецкого владычества на Святой Земле армяне, проживавшие в Иерусалиме, подкупили власти города, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха допустили в Великую субботу ко Гробу Господню.
Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных.
С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в храме Гроба Господня.
Прошу у читателей прощения за столь обширную цитату. Но все-таки два свидетельства – лучше, чем одно. От своего имени расскажу о другом чуде храма Гроба Господня – чуде ежедневном, не раз в году происходящем, но также напрямую относящемся к празднованию Воскресения Иисуса Христа. Камень миропомазания – одна из главных христианских святынь, находящаяся в центральном притворе храма Гроба Господня. Ныне его прикрывает плита из розового гранита толщиной 30 см, установленная в 1830 году. Христианские паломники, точнее, фанатики, постоянно пытались «прихватить на память» из поездки по Святой Земле кусочек подлинной каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса для подготовки его к погребению. Казнь через распятие могла длиться до нескольких дней, а римские власти, «нехотя уважая» традиции коренного населения, не могли допустить ни самой казни, ни погребения в субботу. (Заметим в скобках, что казнь через распятие как особо жестокая, позорная и мучительная получила самое широкое распространение в Древнем Риме, в состав которого входила и территория Иерусалима. Распятию подвергали особо опасных преступников – бунтовщиков, изменников, разбойников, а также беглых рабов. Обыкновенно самому распятию – то есть водружению на крест – предшествовала позорная процессия: осужденный должен был нести к месту казни орудие этой самой казни. Но не целиком весь Т-образный крест, а патибулум – деревянный брус весом 30-50 кг. Его клали на плечи и привязывали к рукам, а затем он же становился горизонтальной перекладиной креста.) В случае и Иисусом казнь должна была закончиться до наступления субботы, к тому же прокуратор Понтий Пилат опасался, что сторонники снимут Христа с распятия живым. Чтобы этого не случилось, римский сотник Лонгин якобы «проверил» своим копьем, жив ли Иисус. Не исключено, что именно копье римского солдата и лишило Христа признаков жизни.
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого», - свидетельствуют евангелисты Марк (15;33) и Лука (23;44).
В этот момент, как описывают Евангелия, случилось землетрясение, гора Голгофа треснула, и эту трещину также можно увидеть в храме Гроба Господня. Со слов экскурсовода знаю, что геологи определили дату происхождения этой трещины 1 веком нашей эры.
Между прочим, происхождение этой «тьмы» современная наука объяснить не в состоянии, хотя большинство исследователей, а также толкователи Библии сходятся в вопросе времени казни. Она на самом деле свершалась с 9 утра до 12 дня в пятницу, которую позже назвали Страстной. И вдруг в полдень настала тьма по всей земле палестинской и продолжалась до трех часов пополудни. Вряд ли это могло быть солнечным затмением – обычно такое астрономическое явление длится до 7-9 минут…
«После сего, - как сказано в Священном писании, - Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литров около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».(Ин. 19:38-42).
Сто литров драгоценного благовония – это самое малое, что мог сделать для казненного учителя тайный, но верный ученик. Но как много он сделал для нас… Пожираемая даже не скепсисом, а любопытством, я наблюдала за камнем миропомазания так долго, как позволяли временные рамки нахождения в храме Гроба Господня. Люди приникали к плите, прикладывали шарфики и косынки, а благоухание не исчезало. И никто не приближался к камню с какими-либо сосудами, чтобы излить на него благовоние. И не похоже, чтобы оно поступало на поверхность автоматически, подведенное по трубкам изнутри. И вот, дождавшись минуты, когда у реликвии не было никого, я протерла розовый камень своей косынкой. Пятен масла на ней не оказалось, но она еще несколько лет благоухала и еще сейчас источает слабый аромат тех мест. Впрочем, вот еще одно похожее свидетельство: «Если, войдя в Храм, пойти не левее - к Кувуклии - а правее, то окажетесь перед другой святыней - плитой Миропомазания. Трудно было приблизиться к ней - несмотря на вечернее время, как раз в Храме было несколько групп польских паломников, и польки всех возрастов - монахини и мирянки - истово терли плиту Миропомазания платками, шалями и даже кофтами... Немного переждав и приблизившись к камню, склонился, коснулся лбом поверхности и явственно, чуть ли не резко ощутил источаемый камнем запах, в котором угадывались звуки розового масла, еще чего-то пряного и хвойного... Приложив и отняв руки, ощутил, что запах идет теперь и от них - явственно, чуть ли не резко... чувствовалось, что и лоб мой горящий источает его...
Ощущение было почти шоковым - по необычному соединению простоты и незатейливости чуда и настоятельного голоса бытовой рациональности, услужливо подсовывающей «разоблачения» в духе примитивных атеистических агиток сталинских или хрущевских времен... Если плиту служители Храма умащивают благовониями - то когда? Ведь на ночь храм запирают и ключи у потомственных хранителей-мусульман... Если это делают в открытом Храме - то как это возможно? Недоверчиво всю дорогу назад в машине я то и дело подносил руки к лицу и ловил удивительное ощущение, когда невидимые поля этого запаха, исходящего от рук и ото лба, будто объединялись, сливались в целое, щеки начинали гореть и мысли возвращались туда, к камню, на котором когда-то лежало тело Его... Ночью я несколько раз просыпался, подносил ладони к лицу и ощущал их жар и этот запах - неразделимо – розы, пряной хвои, еще чего-то...», - написал несколько лет назад в ЖЖ один из российских блогеров.
…В мае 1992 года – впервые после 79-летнего перерыва – Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников – в их числе были и священники, и миряне – пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня через Константинополь и все славянские страны до Москвы. Эта миссия была благословлена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Фото автора.