На ВДНХ идет юбилейная бизнес-подГОНКА
Выставка достижений народного хозяйства 1 августа отметит свое 75-летие. В юбилейный год ВВЦ вернули историческое название - ВДНХ и передали ее в собственность Москвы. Городские власти готовы выделить на реконструкцию Выставки 60 млрд рублей. Но где же инвесторы, обещавшие вложить сюда $1,5 млрд и получившие ВВЦ в управление?
ВДНХ, перешедшая в собственность столицы пару месяцев назад, продолжает благоустраиваться. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, чтобы привести в порядок только дороги выставочного комплекса, «потребовалось уложить столько асфальта, что его хватило бы на два Ленинских проспекта». На главной выставке страны столичные власти занялись формированием спортивного кластера: вскоре закончится реконструкция павильона №27 «Физкультура и спорт», где разместится фитнес-центр с современным оборудованием, появятся спортивная площадка в 1,092 тыс. кв. м, комплекс из двух мини-футбольных полей и двух баскетбольно-волейбольных площадок; возможно и строительство парка водных развлечений с пляжем и специализированной беговой зоной.
Как рассказала «Российской газете» заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, ВДНХ, по идее, превратится в лучший в мире Музейный городок. Здесь уже есть Политехнический музей, функцию Исторического музея с экспозицией династии царей Романовых примеряет знаменитая «стекляшка» - павильон №57. В павильоне «Оптика», возможно, появится Московский дом моды, в павильоне «Москва» - интерактивный макет и точная копия российской столицы. В «Центральном» павильоне к 1 августа откроется выставка, посвященная 75-летию ВСХВ - ВДНХ. А рядом с гагаринской ракетой-носителем встанет самый известный экспонат России - космический челнок «Буран», сообщила Сергунина. Решается и вопрос размещения на ВДНХ временной экспозиции музея Владимира Маяковского - его основное здание в городе закрыто на ремонт.
В начале июня столичные власти выделили 3 млрд рублей на противоаварийные работы в 118 павильонах и строениях ВДНХ (кстати, 25 из них являются памятниками культуры федерального значения), на озеленение территории и прочие облагораживающие «мелочи». Только на 374 скамейки из дерева и чугуна советского образца власти потратят 11 млн рублей, сообщают «Известия». Будут установлены дополнительные системы видеонаблюдения (по 1-1,5 млн рублей каждая), а в декабре у парка появится новый сайт за 3 млн рублей.
Полная реконструкция Выставки потребует (по предварительной оценке) 60 млрд рублей, но и эта сумма может быть далеко не окончательной. Больше всего средств столичные власти планируют потратить на главный павильон №1 площадью свыше 9 тыс. кв. м. Также к 1 августа будут отремонтированы знаменитые павильоны «Украина», «Космос» и Зеленый театр. Еще на ВДНХ построят огромную танцплощадку, детские игровые зоны, площадки для настольных игр, кафе, спортивные воркауты с тренажерами и многое другое.
Работы ведутся поистине «стахановскими» темпами, да и средства на смену облика выставки из столичного бюджета, видимо, идут щедрым потоком. Наблюдатели опасаются, что теперь ВДНХ будет тянуть из Москвы деньги как черная дыра. По признанию Натальи Сергуниной, город принял комплекс в удручающем состоянии, но власти попытаются «вывести деятельность ВДНХ на самоокупаемость». Например, будут выставлены на аукционы два объекта культурного наследия федерального значения: павильон «Мясная промышленность» и ресторан «Золотой колос» - рестораторы, по словам чиновницы, уже рассматривают это предложение, как и возможности взять магазин в аренду. Соответственно, доходы от общепита пойдут и в копилку выставки.
Перспективы, конечно, очень радужные да и дело хорошее - по оценке мэрии, за год ВДНХ посетили 15 млн человек. Смущает другое: расходы по приведению в порядок грандиозного памятника страны берут на себя столичные налогоплательщики, и это при наличии инвесторов-миллиардеров, совладельцев ТЦ «Европейский» и гостиницы «Украина» Года Нисанова и Зараха Илиева, которые еще три года назад обещали вложить $1,5 млрд в реставрацию ВВЦ и получили часть территории в управление.
Но за это время были лишь снесены павильоны «Теплицестроение», «Судостроение», чайная «Лебедь», фонари 1939 года, вырублены сорокалетние сирени в Мичуринском саду и так далее, а вскоре откроется самый большой в Европе океанариум, как и обещали городские власти. Ранее вышеназванные предприниматели создали под проект реконструкции выставки ООО «Возрождение ВВЦ», после чего и получили инвестпроект на строительство шестиэтажного океанариума общей площадью 40 тыс. кв. м.
Согласно обязательствам бизнесменов Нисанова и Илиева перед властями, взамен они должны были отреставрировать павильоны «Космос», «Вино», Зеленый театр и ресторан «Золотой колос». По словам источников делового еженедельника «Компания», этими работами девелоперы заниматься не стали, потому что так и не решили вопрос с чиновниками о собственности этих зданий и их дальнейшей судьбе.
Зато активно ведется строительство океанариума, хотя этот проект нигде публично не презентовался, не выносился на общественные слушания. Более того, даже глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин признался представителям секции по архитектурному наследию советского периода при Минкульте РФ, что «градостроительная документация по океанариуму в Мосгорнаследие не поступала», хотя именно это ведомство должно согласовывать все стройки в охранных зонах. То есть, власти вполне официально признают, что океанариум возводится незаконно, без проекта планировки территории ВВЦ, который «дополнительно прорабатывается».
Общественная организация «Архнадзор» называет вещи своими именами: океанариум, вероятно, является самостроем, документация по проекту не проходила госэкспертизу, не выдан ГПЗУ - следовательно, требуется вмешательство прокуратуры.
А ведь «щедрые» инвесторы Нисанов и Илиев хотели построить здесь еще и крытый парк развлечений площадью 300 тыс. кв. м. Кроме того, согласно концепции возрождения ВДНХ на ее территории должны были появиться еще и выставочно-конгрессный, музейно-познавательный, спортивно-рекреационный и конно-спортивный комплексы, а также три отеля и апартаменты. Площадь нового строительства должна была составить 685 тыс. кв. м - господа Нисанов и Илиев планировали вложить в проект $1,5-2 млрд. Но пока они потратили лишь $61 млн - на океанариум.
После того как гендиректором ВДНХ стал бывший замглавы департамента городского имущества Москвы Владимир Погребенко, считающийся креатурой Натальи Сергуниной, пресс-служба выставочного комплекса выпустила пресс-релиз с «выставкой достижений Нисанова и Илиева», в котором говорилось, что инвесторами якобы была проделана огромная работа. ГАО «ВВЦ», находящееся в предбанкротном состоянии, погасило все долги, заменило около 1 км коммуникационных труб, вывезло тонны мусора, скопившегося за несколько десятилетий, реконструировало 5000 кв. м газонов, возродило бюро экскурсий и пр. Инвесторы отремонтировали фонтаны и построили еще один.
Впрочем, многие павильоны при этом продолжали разрушаться, а отремонтированные фонтаны лишились части привычной композиции. При этом, видимо, бизнесмены нацелены совершенно на другое - получение дохода из построенной коммерческой недвижимости. Океанариум - дело действительно сверхприбыльное, да еще и в таком месте, как ВДНХ! Единственный пока такой центр в Москве (океанариум ГК «Ташир» Самвела Карапетяна, инвестиции составили $18 млн) на Дмитровском шоссе окупился гораздо быстрее, чем за запланированные три года, сообщает «Компания».
«Действия инвесторов за три года их «инвесторства» на ВДНХ я могу охарактеризовать как использование этой исторической территории в своих коммерческих целях, - сообщила «Веку» координатор «Архнадзора» Ирина Трубецкая. - Ни один памятник за их счет отреставрирован не был, но зато было сказано много слов, что на это нет денег, мол, вложения огромные. При этом деньги на масштабную стройку нашлись. Есть основания полагать, что был использован арсенал неких связей. Иначе как объяснить, что при незаконном сносе строений в исторической части Выставки, в нарушение установленного режима градостроительной деятельности в охранной зоне №302Б (которая утверждена на ВДНХ в 1999 г., режимы в 2006 г.), при отсутствии основных разрешающих документов (ГПЗУ, госэкспертиза проекта) упорно возводится нечто размером с шестиэтажный дом?!»
«Архнадзор» сигнализировал об этих нарушениях, начиная с весны 2013 года, рассказывает Трубецкая, писал в Минкультуры РФ, в ведении которого до января этого года находилась ВДНХ, в Мосгорнаследие, в ОАТИ. Но отовсюду, по ее словам, приходили невнятные отписки - инстанции, призванные выдавать разрешения, на вопросы об имеющихся документах либо сообщали, что их нет, либо констатировали, что идет строительство.
«При этом стройка не была остановлена ни на минуту, она все время упорно продолжалась, - говорит Ирина Трубецкая. - Океанариум абсолютно противозаконен, так как согласно ФЗ-73 об объектах культурного наследия в охранной зоне возможна только регенерация утраченных исторических строений, то есть, воссоздание в тех же габаритах. Павильон с теплицами был высотой в один этаж, океанариум - в 6-8 этажей. В Москве пока не нашлись ни один чиновник, ни одно ведомство, которые взяли бы на себя ответственность и открыто бы сказали, что это они согласовали такую «регенерацию». Вид ансамбля ВДНХ этим океанариумом испорчен, вид из Мичуринского сада теперь будет «зарезан» этой коробкой».
Эксперт отмечает: мэр Москвы Сергей Собянин побывал на ВДНХ за эту весну раз пять, как минимум. Так же, как и главы ряда городских ведомств. Но океанариум они «не заметили». «Поэтому, с одной стороны - можно и нужно радоваться благим переменам, возвращению названия. Но с другой стороны - есть ощущение, что проект Илиева с Нисановым главнее московских чиновников, что бизнесмены сами решают - что, где и в каком объеме им нужно для коммерческой деятельности», - возмущается Трубецкая.
«Океанариум можно построить в любом месте, а парк советского периода нельзя устроить нигде, кроме ВДНХ, - пояснила «Компании» историк Наталья Самовер. - Это не кусок земли, это культурный феномен, которым надо торговать как таковым. Он может быть сам по себе экономически эффективным. Отреставрируйте ВДНХ, и людям будет понятно, как была устроена советская утопия».
В «Архнадзоре» беспокоятся, что деньги столичных налогоплательщиков, наоборот, идут на то, чтобы стереть исторический слой и разрушить часть памятников на ВДНХ. По словам экспертов, власти начали реконструкцию павильонов «Радиоэлектроника» и «Вычислительная техника» со «сдирания модернистских фасадов хрущевских времен». На подобные работы нужны проект реставрации и решение ученых, а не стремление мэрии закончить все абы как, но лишь бы к 1 августа. Кроме того, вызывает опасение и то, что у некоторых строений комплекса до сих пор нет охранного статуса - их могут снести так же, как это произошло с павильоном «Лебедь».
«Относительно траты бюджетных средств на реставрацию ВДНХ - учитывая значимость Выставки для всей страны, ее уникальность и культурный, туристический потенциал, думаю, это нормально, - говорит Ирина Трубецкая. - Только хотелось бы, чтобы это была настоящая реставрация, с соблюдением всех процедур и технологий, с сохранением исторических наслоений - 1939 года, 1950-х годов и модернизма 1960-80-х. Ведь название ВДНХ Выставка получила в 1959 году. Именно ВДНХ (а не ВСХВ, то есть, Сельскохозяйственная выставка) - это 1960-70-е годы, когда здесь появились интересные модернистские постройки.
Но пока мы наблюдаем много ляпов за бюджетные деньги - например, во время реставрации памятника федерального значения «Зеленый театр» были демонтированы и разбиты старые фонари - их куски просто валялись на земле. Это, конечно, не реставрация, а грубая замена. Такой подход недопустим. А он происходит в связи с гонкой к дате. Зачем нужна это гонка? Здесь не надо спешить, надо делать качественно, силами специалистов, а не ремонтников, с любовью к реставрируемым объектам», - заключает Ирина Трубецкая.
Как рассказала «Российской газете» заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, ВДНХ, по идее, превратится в лучший в мире Музейный городок. Здесь уже есть Политехнический музей, функцию Исторического музея с экспозицией династии царей Романовых примеряет знаменитая «стекляшка» - павильон №57. В павильоне «Оптика», возможно, появится Московский дом моды, в павильоне «Москва» - интерактивный макет и точная копия российской столицы. В «Центральном» павильоне к 1 августа откроется выставка, посвященная 75-летию ВСХВ - ВДНХ. А рядом с гагаринской ракетой-носителем встанет самый известный экспонат России - космический челнок «Буран», сообщила Сергунина. Решается и вопрос размещения на ВДНХ временной экспозиции музея Владимира Маяковского - его основное здание в городе закрыто на ремонт.
В начале июня столичные власти выделили 3 млрд рублей на противоаварийные работы в 118 павильонах и строениях ВДНХ (кстати, 25 из них являются памятниками культуры федерального значения), на озеленение территории и прочие облагораживающие «мелочи». Только на 374 скамейки из дерева и чугуна советского образца власти потратят 11 млн рублей, сообщают «Известия». Будут установлены дополнительные системы видеонаблюдения (по 1-1,5 млн рублей каждая), а в декабре у парка появится новый сайт за 3 млн рублей.
Полная реконструкция Выставки потребует (по предварительной оценке) 60 млрд рублей, но и эта сумма может быть далеко не окончательной. Больше всего средств столичные власти планируют потратить на главный павильон №1 площадью свыше 9 тыс. кв. м. Также к 1 августа будут отремонтированы знаменитые павильоны «Украина», «Космос» и Зеленый театр. Еще на ВДНХ построят огромную танцплощадку, детские игровые зоны, площадки для настольных игр, кафе, спортивные воркауты с тренажерами и многое другое.
Работы ведутся поистине «стахановскими» темпами, да и средства на смену облика выставки из столичного бюджета, видимо, идут щедрым потоком. Наблюдатели опасаются, что теперь ВДНХ будет тянуть из Москвы деньги как черная дыра. По признанию Натальи Сергуниной, город принял комплекс в удручающем состоянии, но власти попытаются «вывести деятельность ВДНХ на самоокупаемость». Например, будут выставлены на аукционы два объекта культурного наследия федерального значения: павильон «Мясная промышленность» и ресторан «Золотой колос» - рестораторы, по словам чиновницы, уже рассматривают это предложение, как и возможности взять магазин в аренду. Соответственно, доходы от общепита пойдут и в копилку выставки.
Перспективы, конечно, очень радужные да и дело хорошее - по оценке мэрии, за год ВДНХ посетили 15 млн человек. Смущает другое: расходы по приведению в порядок грандиозного памятника страны берут на себя столичные налогоплательщики, и это при наличии инвесторов-миллиардеров, совладельцев ТЦ «Европейский» и гостиницы «Украина» Года Нисанова и Зараха Илиева, которые еще три года назад обещали вложить $1,5 млрд в реставрацию ВВЦ и получили часть территории в управление.
Но за это время были лишь снесены павильоны «Теплицестроение», «Судостроение», чайная «Лебедь», фонари 1939 года, вырублены сорокалетние сирени в Мичуринском саду и так далее, а вскоре откроется самый большой в Европе океанариум, как и обещали городские власти. Ранее вышеназванные предприниматели создали под проект реконструкции выставки ООО «Возрождение ВВЦ», после чего и получили инвестпроект на строительство шестиэтажного океанариума общей площадью 40 тыс. кв. м.
Согласно обязательствам бизнесменов Нисанова и Илиева перед властями, взамен они должны были отреставрировать павильоны «Космос», «Вино», Зеленый театр и ресторан «Золотой колос». По словам источников делового еженедельника «Компания», этими работами девелоперы заниматься не стали, потому что так и не решили вопрос с чиновниками о собственности этих зданий и их дальнейшей судьбе.
Зато активно ведется строительство океанариума, хотя этот проект нигде публично не презентовался, не выносился на общественные слушания. Более того, даже глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин признался представителям секции по архитектурному наследию советского периода при Минкульте РФ, что «градостроительная документация по океанариуму в Мосгорнаследие не поступала», хотя именно это ведомство должно согласовывать все стройки в охранных зонах. То есть, власти вполне официально признают, что океанариум возводится незаконно, без проекта планировки территории ВВЦ, который «дополнительно прорабатывается».
Общественная организация «Архнадзор» называет вещи своими именами: океанариум, вероятно, является самостроем, документация по проекту не проходила госэкспертизу, не выдан ГПЗУ - следовательно, требуется вмешательство прокуратуры.
А ведь «щедрые» инвесторы Нисанов и Илиев хотели построить здесь еще и крытый парк развлечений площадью 300 тыс. кв. м. Кроме того, согласно концепции возрождения ВДНХ на ее территории должны были появиться еще и выставочно-конгрессный, музейно-познавательный, спортивно-рекреационный и конно-спортивный комплексы, а также три отеля и апартаменты. Площадь нового строительства должна была составить 685 тыс. кв. м - господа Нисанов и Илиев планировали вложить в проект $1,5-2 млрд. Но пока они потратили лишь $61 млн - на океанариум.
После того как гендиректором ВДНХ стал бывший замглавы департамента городского имущества Москвы Владимир Погребенко, считающийся креатурой Натальи Сергуниной, пресс-служба выставочного комплекса выпустила пресс-релиз с «выставкой достижений Нисанова и Илиева», в котором говорилось, что инвесторами якобы была проделана огромная работа. ГАО «ВВЦ», находящееся в предбанкротном состоянии, погасило все долги, заменило около 1 км коммуникационных труб, вывезло тонны мусора, скопившегося за несколько десятилетий, реконструировало 5000 кв. м газонов, возродило бюро экскурсий и пр. Инвесторы отремонтировали фонтаны и построили еще один.
Впрочем, многие павильоны при этом продолжали разрушаться, а отремонтированные фонтаны лишились части привычной композиции. При этом, видимо, бизнесмены нацелены совершенно на другое - получение дохода из построенной коммерческой недвижимости. Океанариум - дело действительно сверхприбыльное, да еще и в таком месте, как ВДНХ! Единственный пока такой центр в Москве (океанариум ГК «Ташир» Самвела Карапетяна, инвестиции составили $18 млн) на Дмитровском шоссе окупился гораздо быстрее, чем за запланированные три года, сообщает «Компания».
«Действия инвесторов за три года их «инвесторства» на ВДНХ я могу охарактеризовать как использование этой исторической территории в своих коммерческих целях, - сообщила «Веку» координатор «Архнадзора» Ирина Трубецкая. - Ни один памятник за их счет отреставрирован не был, но зато было сказано много слов, что на это нет денег, мол, вложения огромные. При этом деньги на масштабную стройку нашлись. Есть основания полагать, что был использован арсенал неких связей. Иначе как объяснить, что при незаконном сносе строений в исторической части Выставки, в нарушение установленного режима градостроительной деятельности в охранной зоне №302Б (которая утверждена на ВДНХ в 1999 г., режимы в 2006 г.), при отсутствии основных разрешающих документов (ГПЗУ, госэкспертиза проекта) упорно возводится нечто размером с шестиэтажный дом?!»
«Архнадзор» сигнализировал об этих нарушениях, начиная с весны 2013 года, рассказывает Трубецкая, писал в Минкультуры РФ, в ведении которого до января этого года находилась ВДНХ, в Мосгорнаследие, в ОАТИ. Но отовсюду, по ее словам, приходили невнятные отписки - инстанции, призванные выдавать разрешения, на вопросы об имеющихся документах либо сообщали, что их нет, либо констатировали, что идет строительство.
«При этом стройка не была остановлена ни на минуту, она все время упорно продолжалась, - говорит Ирина Трубецкая. - Океанариум абсолютно противозаконен, так как согласно ФЗ-73 об объектах культурного наследия в охранной зоне возможна только регенерация утраченных исторических строений, то есть, воссоздание в тех же габаритах. Павильон с теплицами был высотой в один этаж, океанариум - в 6-8 этажей. В Москве пока не нашлись ни один чиновник, ни одно ведомство, которые взяли бы на себя ответственность и открыто бы сказали, что это они согласовали такую «регенерацию». Вид ансамбля ВДНХ этим океанариумом испорчен, вид из Мичуринского сада теперь будет «зарезан» этой коробкой».
Эксперт отмечает: мэр Москвы Сергей Собянин побывал на ВДНХ за эту весну раз пять, как минимум. Так же, как и главы ряда городских ведомств. Но океанариум они «не заметили». «Поэтому, с одной стороны - можно и нужно радоваться благим переменам, возвращению названия. Но с другой стороны - есть ощущение, что проект Илиева с Нисановым главнее московских чиновников, что бизнесмены сами решают - что, где и в каком объеме им нужно для коммерческой деятельности», - возмущается Трубецкая.
«Океанариум можно построить в любом месте, а парк советского периода нельзя устроить нигде, кроме ВДНХ, - пояснила «Компании» историк Наталья Самовер. - Это не кусок земли, это культурный феномен, которым надо торговать как таковым. Он может быть сам по себе экономически эффективным. Отреставрируйте ВДНХ, и людям будет понятно, как была устроена советская утопия».
В «Архнадзоре» беспокоятся, что деньги столичных налогоплательщиков, наоборот, идут на то, чтобы стереть исторический слой и разрушить часть памятников на ВДНХ. По словам экспертов, власти начали реконструкцию павильонов «Радиоэлектроника» и «Вычислительная техника» со «сдирания модернистских фасадов хрущевских времен». На подобные работы нужны проект реставрации и решение ученых, а не стремление мэрии закончить все абы как, но лишь бы к 1 августа. Кроме того, вызывает опасение и то, что у некоторых строений комплекса до сих пор нет охранного статуса - их могут снести так же, как это произошло с павильоном «Лебедь».
«Относительно траты бюджетных средств на реставрацию ВДНХ - учитывая значимость Выставки для всей страны, ее уникальность и культурный, туристический потенциал, думаю, это нормально, - говорит Ирина Трубецкая. - Только хотелось бы, чтобы это была настоящая реставрация, с соблюдением всех процедур и технологий, с сохранением исторических наслоений - 1939 года, 1950-х годов и модернизма 1960-80-х. Ведь название ВДНХ Выставка получила в 1959 году. Именно ВДНХ (а не ВСХВ, то есть, Сельскохозяйственная выставка) - это 1960-70-е годы, когда здесь появились интересные модернистские постройки.
Но пока мы наблюдаем много ляпов за бюджетные деньги - например, во время реставрации памятника федерального значения «Зеленый театр» были демонтированы и разбиты старые фонари - их куски просто валялись на земле. Это, конечно, не реставрация, а грубая замена. Такой подход недопустим. А он происходит в связи с гонкой к дате. Зачем нужна это гонка? Здесь не надо спешить, надо делать качественно, силами специалистов, а не ремонтников, с любовью к реставрируемым объектам», - заключает Ирина Трубецкая.