Источник жизни
Выбор смесителей на российском рынке очень многообразен. Но, конечно, не все они одинакового качества. Самыми надежными считаются немецкие. Но, увы, надписям «Произведено в Германии» надо верить не всегда. Иногда узнать, где на деле изготавливается сантехника, совсем не просто. Концов просто не найти.
Как не попасть впросак, выбирая смеситель
Делая ремонт, москвич Андрей Шмелев старался выбирать только качественные материалы. Ему хотелось сделать обеспечить себя комфортом на несколько лет вперед. Когда дело дошло до приобретения смесителей, Андрей не сомневался: только импортные, лучше всего – немецкие.
В магазине он купил смесители Leoni и Orange M60 почти за 6000 рублей. Оба – одного производителя Orange. Андрея они привлекли не только приятным внешним видом, но и тем, что на ценниках смесителей было написано, что изготовлены они в Германии.
Андрей очень удивился, когда приглашенный сантехник, едва открыв коробки, заявил ему: эти краны вряд ли действительно немецкие. Куда вероятнее, что произведены они в Китае. Немецкие товары упаковывают совершенно иначе. В купленных же Андреем коробках, смесители и их компоненты лежали вразброс, детали не были закреплены и разделены. В Leoni аэратор (деталь для ограничения потока воды без снижения его интенсивности) был попросту забит песком, а сам корпус аэратора сделан из пластика. Эксцентрики (специальные переходники) от Orange M60 были не из латуни, а из стали. Вакуумный переключатель по стандарту должен, но не возвращает поток воды в излив смесителя.
Кроме того, оказалось, что тела обоих смесителей, скорее всего, цинковые, что запрещено ГОСТом от 2016 года, – потому что опасно для здоровья. Дело в том, что цинковые соединения вымываются водой и отрицательно воздействуют на желудочно-кишечный тракт, накапливаются в печени и поджелудочной железе, и не выводятся со временем.
Эти подробности удивили покупателя. Ведь в гарантийном талоне Андрей прочёл, что смесители соответствуют всем стандартам.
В магазине сертификатов нет
Наш корреспондент отправился в отдел смесителей в ближайший крупный сетевой гипермаркет товаров для строительства и ремонта и изучил ассортимент. Там были представлены разные варианты смесителей, в том числе и такие, как приобрел Андрей. На ценнике Leoni фирмы Orange было указано, что страна производитель – Германия. На Orange M60 также, написано, Германия. Но сотрудник отдела узнав, что требуются хорошие немецкие смесители, сказал буквально следующее: «Германии за такие деньги не бывает. Юридически фирма, конечно, может быть немецкой». Выходит, сотрудники магазина изначально знают, что продукт по сути своей не немецкий, хотя на ценнике написано иное? Очевидно, что и руководство должно об этом знать. Зачем же известная сеть вводит людей в заблуждение?
А еще получается, что Андрей стал, увы, жертвой не какой-то случайной подделки. И, видимо, не только он купил сантехнику, которая в Германии не бывала даже проездом.
Смесители европейского производства продавец посоветовал искать на другой стойке. Стоили они уже в 2 – 3 раза дороже.
Наш корреспондент попросил сертификаты качества на товары фирмы Orange и Grohe В отделе их не оказалось. На сервисной стойке в начале зала – тоже. Но там сообщили: в отделе сантехники могут по запросу получить их из фирмы. Сотрудники, посовещавшись, записали электронный адрес, и обещали, что менеджер вышлет документы на следующий день. Но тот в телефонном разговоре сообщил, что смесители не требуют сертификации и пообещал перенаправить просьбу производителю: он, мол, либо скинет документы, либо - отказное письмо.
Получается, что рядовому покупателю подтвердить надлежащее качество смесителей не могут даже в крупной торговой сети.
Ни ответа, ни привета
В ожидании этих писем, корреспондент обратился в организации Ростест и Роскачество. Однако, по словам их сотрудников, они сантехнику не исследовали. Обратились и в Роспотребнадзор с тем, чтобы узнать, часто ли люди жалуются на качество приобретаемой сантехники, покупая товары, на которых указана именитая страна-производитель. Ведомство нам пока не ответило, попросив время на сбор информации.
Мы решили задать вопросы о качестве и происхождении продукции производителям напрямую. Взяли несколько компаний, которые позиционируют себя «на полках» как немецкие – Orange, Elghansa, Bravat. На их сайтах нашли телефоны и электронные адреса. И сразу тупик. Например, указанный на сайте Orange телефон не работал. Мы отправили на электронную почту фирмы письмо с просьбой рассказать, где производится продукция. Аналогичное письмо мы отправили в компанию Elghansa. Ни та, ни другая в течение недели не прислали ни ответа, ни хотя бы обещания рассказать.
Может быть, некачественные «немецкие» смесители – это случайные подделки? Но, как правило, дистрибьюторы хорошего товара за этим следят, чтобы не дискредитировать бренд. Например, как нам рассказала ведущий юрист российского представительства компании Grohe Елена Богданова, несколько лет назад, по ее словам, случаи подделки бывали, но выездные проверки компании вместе с правоохранительными органами отбили у обманщиков охоту изготавливать фальшивки. А ввозить из-за границы сантехнику Grohe без разрешения официального представительства нельзя. Так что сейчас у компании особенных проблем с контрафактом нет. Логично предположить, что если дистрибьютор Orange импортирует сантехнику заявленного на сайте качества, она наверняка тоже позаботилась о защите доброго имени бренда от подделок.
Статус фирмы: закрыто навсегда
Впрочем, еще сложнее ситуация оказалась, когда мы решили проверить открытые данные о некоторых компаниях-производителях «немецких» смесителей: найти следы этих фирм в Германии.
Оказалось, например, что название Orange mixers и производные от него встречаются только на русскоязычных сайтах. Телефон, указанный на сайте, по данным СПАРК, ранее использовался ООО «Информика», которое занималось продажей зарегистрированных торговых марок. На официальном сайте Orange указано, что головной офис расположен в городе Бурбах в Германии. Однако какой именно из Бурбахов (а их на территории страны два) – не указано.
В одном из Бурбахов, по данным реестра фирм Германии, значится некая компания Orange Konzept GmbH. Но по ее адресу (согласно Google maps) располагается загородный дом, а сама компания имеет статус «закрыто навсегда». Вряд ли немцы, славящиеся дотошностью и любовью к порядку, забыли бы внести в реестр активно работающую фирму.
Судите, что называется сами. Но на наш взгляд, налицо как минимум введение в заблуждение. Разве может дистрибьютор ввозить товар определённой фирмы немецкого производства, если в Германии этой фирмы просто нет?
Проверка компании Elghansa дала похожие результаты. Согласно сведениям германского реестра, штаб-квартира и дизайн-бюро компании располагаются в Берлине, на Фридрихштрассе, в здании бизнес-центра.
Российский телефон, согласно данным СПАРК, совпадает с данными компании ООО «Штаркверк», которая реализует сантехнику под брендом «Vanhausen». А номер телефона сервисного центра совпал с контактами производителя смесителей - «Варион» - петербургской компании ООО «КАЯ». Товарные позиции Elghansa представлены только в России. Сайт у компании странный: частично на английском, частично – на немецком языке. Цены на товары приведены, но заказать на нем ничего невозможно.
При этом профессиональные сантехники высказывают жалобы на низкое качество продукции Elghansa, высказывая предположения, что она произведена на самом деле в Китае (https://santechniki.com/viewtopic.php?p=381331#p381331).
Четыре признака качества
Компания Grohe - единственная из проверенных нами фирм, которая ответила на наши вопросы, хотя и после официального запроса.
По словам руководителя технической поддержки российского представительства компании Екатерины Чадаевой, есть четыре основных признака, на которые нужно обращать внимание. Первый – это коробка и полиграфия на ней. Она должна быть хорошего качества и исполнена в официальных цветах производителя. Обязательны гарантийный талон и подробная инструкция по установке, причем, обязательно на языке страны, где продается товар, и на всех основных европейских языках. Кроме того, Grohe, например, обычно вкладывает памятку с рекомендациями по уходу за сантехникой.
- Во-вторых, когда вы берете качественный смеситель в руки, он довольно много весит. Хороший смеситель делают из латуни, а это – тяжелый сплав, - рассказывает Екатерина Чадаева. – Если смеситель легкий, это повод заподозрить контрафакт.
Третий отличительный признак качественной сантехники: все комплектующие отдельно упакованы, аккуратно распределены и зафиксированы внутри коробки. Это делают на заводе, чтобы при перевозке не повредить продукт. Подводка уже обычно тоже завальцована (прикреплена к телу смесителя), и без специальных инструментов ее не открутить – в этом случае герметичность соединения тестируют на заводе. Четкий логотип на изделии, не смещенный вправо или влево – тоже признак качественного продукта.
– И самое главное – это покрытие. Оно должно быть ровным, поверхность смесителя – гладкая, - говорит Екатерина Чадаева. - Любые потемнения или пятнышки на покрытии смесителя – повод насторожиться всерьез, ведь подделка может еще и выделять в воду вредные вещества.
Еще специалисты советуют все-таки обращать внимание на цену. Даже по супер-акциям качественная немецкая сантехника не может стоить дешевле произведенной в Китае. В данном случае экономия может серьезно ударить не только по кошельку, но и по здоровью.
Экспертиза
Продажа товара, на котором написана не соответствующая действительности информация, в юриспруденции называется введением покупателя в заблуждение. И это касается не только как характеристик товара, но и информации о производителе. И здесь вступает в силу не только 12 и 13 статьи Закона о защите прав потребителей (согласно которым продавца могут оштрафовать на половину суммы, присужденной обманутому покупателю). Но и статья 14.7 Административного кодекса РФ (КоАП). Согласно ей, обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, за продажу контрафакта можно попасть и под уголовное преследование. Нарушение статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» карается штрафом до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом поменьше.
Чек купленного товара
Скриншот гугла с адресом, где расположен якобы офис Orange
Ни один немецкий бренд никогда не использует дешевые и ненадежные эксцентрики из стали, которые при этом еще и гальванически покрыты латунью, чтобы скрыть реальный состав. Такие эксцентрики живут не долго, а умирают с большими последствиями для хозяина. Наличие большого количества железа в составе легко проверить банальным магнитом.
Аэратор забит песком в новом смесителе. Никогда не увидите такого у немцев
Толщина стенки близка к нулевой. Используются смолы непонятного происхождения для увеличения толщины и придания дополнительной прочности всей конструкции. Но даже эта смола отваливается и отслаивается у нового смесителя
Фото гарантийного талона
Делая ремонт, москвич Андрей Шмелев старался выбирать только качественные материалы. Ему хотелось сделать обеспечить себя комфортом на несколько лет вперед. Когда дело дошло до приобретения смесителей, Андрей не сомневался: только импортные, лучше всего – немецкие.
В магазине он купил смесители Leoni и Orange M60 почти за 6000 рублей. Оба – одного производителя Orange. Андрея они привлекли не только приятным внешним видом, но и тем, что на ценниках смесителей было написано, что изготовлены они в Германии.
Андрей очень удивился, когда приглашенный сантехник, едва открыв коробки, заявил ему: эти краны вряд ли действительно немецкие. Куда вероятнее, что произведены они в Китае. Немецкие товары упаковывают совершенно иначе. В купленных же Андреем коробках, смесители и их компоненты лежали вразброс, детали не были закреплены и разделены. В Leoni аэратор (деталь для ограничения потока воды без снижения его интенсивности) был попросту забит песком, а сам корпус аэратора сделан из пластика. Эксцентрики (специальные переходники) от Orange M60 были не из латуни, а из стали. Вакуумный переключатель по стандарту должен, но не возвращает поток воды в излив смесителя.
Кроме того, оказалось, что тела обоих смесителей, скорее всего, цинковые, что запрещено ГОСТом от 2016 года, – потому что опасно для здоровья. Дело в том, что цинковые соединения вымываются водой и отрицательно воздействуют на желудочно-кишечный тракт, накапливаются в печени и поджелудочной железе, и не выводятся со временем.
Эти подробности удивили покупателя. Ведь в гарантийном талоне Андрей прочёл, что смесители соответствуют всем стандартам.
В магазине сертификатов нет
Наш корреспондент отправился в отдел смесителей в ближайший крупный сетевой гипермаркет товаров для строительства и ремонта и изучил ассортимент. Там были представлены разные варианты смесителей, в том числе и такие, как приобрел Андрей. На ценнике Leoni фирмы Orange было указано, что страна производитель – Германия. На Orange M60 также, написано, Германия. Но сотрудник отдела узнав, что требуются хорошие немецкие смесители, сказал буквально следующее: «Германии за такие деньги не бывает. Юридически фирма, конечно, может быть немецкой». Выходит, сотрудники магазина изначально знают, что продукт по сути своей не немецкий, хотя на ценнике написано иное? Очевидно, что и руководство должно об этом знать. Зачем же известная сеть вводит людей в заблуждение?
А еще получается, что Андрей стал, увы, жертвой не какой-то случайной подделки. И, видимо, не только он купил сантехнику, которая в Германии не бывала даже проездом.
Смесители европейского производства продавец посоветовал искать на другой стойке. Стоили они уже в 2 – 3 раза дороже.
Наш корреспондент попросил сертификаты качества на товары фирмы Orange и Grohe В отделе их не оказалось. На сервисной стойке в начале зала – тоже. Но там сообщили: в отделе сантехники могут по запросу получить их из фирмы. Сотрудники, посовещавшись, записали электронный адрес, и обещали, что менеджер вышлет документы на следующий день. Но тот в телефонном разговоре сообщил, что смесители не требуют сертификации и пообещал перенаправить просьбу производителю: он, мол, либо скинет документы, либо - отказное письмо.
Получается, что рядовому покупателю подтвердить надлежащее качество смесителей не могут даже в крупной торговой сети.
Ни ответа, ни привета
В ожидании этих писем, корреспондент обратился в организации Ростест и Роскачество. Однако, по словам их сотрудников, они сантехнику не исследовали. Обратились и в Роспотребнадзор с тем, чтобы узнать, часто ли люди жалуются на качество приобретаемой сантехники, покупая товары, на которых указана именитая страна-производитель. Ведомство нам пока не ответило, попросив время на сбор информации.
Мы решили задать вопросы о качестве и происхождении продукции производителям напрямую. Взяли несколько компаний, которые позиционируют себя «на полках» как немецкие – Orange, Elghansa, Bravat. На их сайтах нашли телефоны и электронные адреса. И сразу тупик. Например, указанный на сайте Orange телефон не работал. Мы отправили на электронную почту фирмы письмо с просьбой рассказать, где производится продукция. Аналогичное письмо мы отправили в компанию Elghansa. Ни та, ни другая в течение недели не прислали ни ответа, ни хотя бы обещания рассказать.
Может быть, некачественные «немецкие» смесители – это случайные подделки? Но, как правило, дистрибьюторы хорошего товара за этим следят, чтобы не дискредитировать бренд. Например, как нам рассказала ведущий юрист российского представительства компании Grohe Елена Богданова, несколько лет назад, по ее словам, случаи подделки бывали, но выездные проверки компании вместе с правоохранительными органами отбили у обманщиков охоту изготавливать фальшивки. А ввозить из-за границы сантехнику Grohe без разрешения официального представительства нельзя. Так что сейчас у компании особенных проблем с контрафактом нет. Логично предположить, что если дистрибьютор Orange импортирует сантехнику заявленного на сайте качества, она наверняка тоже позаботилась о защите доброго имени бренда от подделок.
Статус фирмы: закрыто навсегда
Впрочем, еще сложнее ситуация оказалась, когда мы решили проверить открытые данные о некоторых компаниях-производителях «немецких» смесителей: найти следы этих фирм в Германии.
Оказалось, например, что название Orange mixers и производные от него встречаются только на русскоязычных сайтах. Телефон, указанный на сайте, по данным СПАРК, ранее использовался ООО «Информика», которое занималось продажей зарегистрированных торговых марок. На официальном сайте Orange указано, что головной офис расположен в городе Бурбах в Германии. Однако какой именно из Бурбахов (а их на территории страны два) – не указано.
В одном из Бурбахов, по данным реестра фирм Германии, значится некая компания Orange Konzept GmbH. Но по ее адресу (согласно Google maps) располагается загородный дом, а сама компания имеет статус «закрыто навсегда». Вряд ли немцы, славящиеся дотошностью и любовью к порядку, забыли бы внести в реестр активно работающую фирму.
Судите, что называется сами. Но на наш взгляд, налицо как минимум введение в заблуждение. Разве может дистрибьютор ввозить товар определённой фирмы немецкого производства, если в Германии этой фирмы просто нет?
Проверка компании Elghansa дала похожие результаты. Согласно сведениям германского реестра, штаб-квартира и дизайн-бюро компании располагаются в Берлине, на Фридрихштрассе, в здании бизнес-центра.
Российский телефон, согласно данным СПАРК, совпадает с данными компании ООО «Штаркверк», которая реализует сантехнику под брендом «Vanhausen». А номер телефона сервисного центра совпал с контактами производителя смесителей - «Варион» - петербургской компании ООО «КАЯ». Товарные позиции Elghansa представлены только в России. Сайт у компании странный: частично на английском, частично – на немецком языке. Цены на товары приведены, но заказать на нем ничего невозможно.
При этом профессиональные сантехники высказывают жалобы на низкое качество продукции Elghansa, высказывая предположения, что она произведена на самом деле в Китае (https://santechniki.com/viewtopic.php?p=381331#p381331).
Четыре признака качества
Компания Grohe - единственная из проверенных нами фирм, которая ответила на наши вопросы, хотя и после официального запроса.
По словам руководителя технической поддержки российского представительства компании Екатерины Чадаевой, есть четыре основных признака, на которые нужно обращать внимание. Первый – это коробка и полиграфия на ней. Она должна быть хорошего качества и исполнена в официальных цветах производителя. Обязательны гарантийный талон и подробная инструкция по установке, причем, обязательно на языке страны, где продается товар, и на всех основных европейских языках. Кроме того, Grohe, например, обычно вкладывает памятку с рекомендациями по уходу за сантехникой.
- Во-вторых, когда вы берете качественный смеситель в руки, он довольно много весит. Хороший смеситель делают из латуни, а это – тяжелый сплав, - рассказывает Екатерина Чадаева. – Если смеситель легкий, это повод заподозрить контрафакт.
Третий отличительный признак качественной сантехники: все комплектующие отдельно упакованы, аккуратно распределены и зафиксированы внутри коробки. Это делают на заводе, чтобы при перевозке не повредить продукт. Подводка уже обычно тоже завальцована (прикреплена к телу смесителя), и без специальных инструментов ее не открутить – в этом случае герметичность соединения тестируют на заводе. Четкий логотип на изделии, не смещенный вправо или влево – тоже признак качественного продукта.
– И самое главное – это покрытие. Оно должно быть ровным, поверхность смесителя – гладкая, - говорит Екатерина Чадаева. - Любые потемнения или пятнышки на покрытии смесителя – повод насторожиться всерьез, ведь подделка может еще и выделять в воду вредные вещества.
Еще специалисты советуют все-таки обращать внимание на цену. Даже по супер-акциям качественная немецкая сантехника не может стоить дешевле произведенной в Китае. В данном случае экономия может серьезно ударить не только по кошельку, но и по здоровью.
Экспертиза
Продажа товара, на котором написана не соответствующая действительности информация, в юриспруденции называется введением покупателя в заблуждение. И это касается не только как характеристик товара, но и информации о производителе. И здесь вступает в силу не только 12 и 13 статьи Закона о защите прав потребителей (согласно которым продавца могут оштрафовать на половину суммы, присужденной обманутому покупателю). Но и статья 14.7 Административного кодекса РФ (КоАП). Согласно ей, обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, за продажу контрафакта можно попасть и под уголовное преследование. Нарушение статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» карается штрафом до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом поменьше.
Чек купленного товара
Скриншот гугла с адресом, где расположен якобы офис Orange
Ни один немецкий бренд никогда не использует дешевые и ненадежные эксцентрики из стали, которые при этом еще и гальванически покрыты латунью, чтобы скрыть реальный состав. Такие эксцентрики живут не долго, а умирают с большими последствиями для хозяина. Наличие большого количества железа в составе легко проверить банальным магнитом.
Аэратор забит песком в новом смесителе. Никогда не увидите такого у немцев
Толщина стенки близка к нулевой. Используются смолы непонятного происхождения для увеличения толщины и придания дополнительной прочности всей конструкции. Но даже эта смола отваливается и отслаивается у нового смесителя
Фото гарантийного талона