Как башкирские содовые магнаты выводят деньги из России
Хорошо известно, что Россия богата разнообразными минеральными ресурсами. Вот предприимчивые бизнесмены и занимаются их разработкой, а прибыль, полученная крупными предприятиями, утекает за границу. Ведь для своего проживания они выбирают страны Европы, США или Канаду.
Поэтому миллиарды долларов перебрасываются на счета в зарубежных банках или оседают в оффшорных зонах. На эти средства российские бизнесмены приобретают шикарные особняки, роскошные виллы, автомобили и яхты. Их дети получают образование за баснословную плату в элитных университетах мира.
Поместья во Франции
Именно таким образом и решили поступить выходцы из Башкирии – Сергей Черников, Альберт Харисов и Виктор Исламов. Башкирские степи они поменяли на юго-восток Франции. Тихое и спокойное местечко. Поместья расположились по обоим берегам реки Аржанс, которая впадет в Средиземное море. Водная граница составляет 5 км, а рядом цветущие луга, прекрасные леса, где водится множество разной дичи: куропатки, лисы и кабаны, на которых любой охотник рад поохотиться. Вот в таком райском уголке и находятся два больших поместья Шато Ля Мартинет и Приорэ Сент Мари Вьей. Первое насчитывает около 300 га, а второе - 100 га. В 2011 году эти поместья поменяли своих хозяев и ими теперь владеют Исламов, Харисов и Черников.
Примечателен и тот факт, что практически с момента покупки поместий их восстанавливают, причем по полной программе. Не надо задаваться вопросом, откуда берутся средства на масштабные строительные работы. Конечно, из России! Деньги поступают из крупной компании «Башкирская химия», в которую вошли АО «Березниковский содовый завод» и АО «Башкирская содовая компания». Кстати, именно эта группа компаний является самым крупным производителем кальцинированной соды в России, доля которой на рынке составляет более 75%.
Детально спланированная операция «Захват»
Создавать вертикальный интегрированный холдинг эти три бизнесмена начали еще в 2003-2004 годах, поставив перед собой непростую задачу – получить контроль над АО «Каустик». Ведь именно он занимался производством соды и ПВХ. Исламов, Харисов и Черников стали скупать акции «Каустика», что получило широкую огласку, после чего разразился скандал. В то время «Коммерсант» сообщил о том, что компании «Совлинк» и «ПетроТэк-холдинг» (владелец Сергей Черников), которые начали скупать ценные бумаги «Каустика», перешли дорогу Уралу Рахимову, сыну тогдашнего президента Башкирии Муртазы Рахимова. Сын президента в то время возглавлял совет директоров Башкирской топливной компании и начал работу по стягиванию в единое целое нефтяного хозяйства республики. Был привлечен административный ресурс, и скандальную ситуацию удалось замять. В январе 2004 года работа продолжилась и благодаря изощренной стратегии контрольный пакет акций (82%) сумели приобрести «Совлинк» и «ПетроТэк-холдинг», которые скупали акции у мелких акционеров.
А затем приступили к АО «Сода»
После этого началась «работа» с АО «Сода». Тогда блокирующий пакет акций, а это 34,8%, находился в руках руководства предприятия, которое возглавлял Вячеслав Титов. В декабре 2004 года состоялась решающая встреча в Москве, в здании представительства Республики Башкортостан. Надо сказать, что на тот момент вице-премьером Башкирии был не кто иной, как Альберт Харисов. Титова долго уговаривали, а когда это не дало результата, оказали на него давление. После этого Титов под принуждением переоформил акции АО «Сода» и передал их АО «Каустик». Эти переговоры для Вячеслава Титова оказались трагическими - он сильно переживал и вскоре в возрасте 61 года скончался.
А Альберт Харисов практически в то же самое время стал партнером группы, которая получила название «Башкирская химия».
Но на этом операция не закончилась, ведь контрольный пакет акций на содовом заводе (62%) на тот момент являлся собственностью региона. Приходилось довольствоваться той прибылью, которая имелась от продажи соды через Торговый дом, который контролировался партнерами. Тесные связи с властями дали Исламову, Харисову и Черникову возможность получить эксклюзивное право на продажу всей вырабатываемой продукции на первых порах через АО «Каустик», а потом и через АО «Сода», а также через посредника АО «Единая торговая компания» (ЕТК), которая была создана в 2003 году.
Именно перепродажа продукции с участием ЕТК дала возможность контролировать ценовую политику и получать прибыль от продажи, при этом не являясь контролирующим акционером производителей АО «Каустик» и АО «Сода». Благодаря такой «операции» значительные объемы прибыли, которую получали от продажи кальцинированной соды, оседали на счетах ЕТК.
В 2007 году пакет акций, принадлежавший региону, был передан АО «Башкирская химия» в доверительное управление. Таким образом данная группа бизнесменов теперь уже официально получила право контролировать 97% акций предприятия, которое производило соду. В результате только за один год (с 2004 по 2005) цена на кальцинированную соду поднялась на 25%. Благодаря проведенным операциям и монополизации рынка значительно вырос и объем дивидендов, которые распределялись между акционерами объединенной Башкирской содовой компании (БСК). Объем дивидендов увеличился практически в 3 раза. Теперь за год (в 2016 и 2017 годах) здесь имели прибыль более 11 млрд. рублей.
Не хочу быть российским магнатом, а хочу в Канаду!
Одним из главных владельцев башкирской группы является Сергей Черников, уроженец Стерлитамака. Свою трудовую деятельность он начинал в студиях звукозаписи и видеосалонах. А потом его заинтересовал мусорный бизнес.
В конце 1990-х годов уже вставший на ноги бизнесмен перебрался в Москву и кардинально изменил сферу своей деятельности: теперь он - чиновник. Столичную карьеру Черников начал в Министерстве природных ресурсов и даже какое-то время занимал пост первого вице-губернатора Ненецкого автономного округа. И опять интересное совпадение или заранее продуманная операция? Альберт Харисов в этом округе в то время осуществлял контроль над выдачей лицензий, которые давали право на разработку месторождений нефти и ее добычу.
И в скором времени, буквально в 2001 году, Черников создал группу компаний «ПетроТэк». Потом он приобрел канадскую нефтяную компанию CanBaikal и с семьей перебрался в Канаду. Через некоторое время Черников получил гражданство этой страны.
И Россию по боку…
Во время оформления канадского гражданства Черников умудрился оказаться в центре скандала, который был связан с Еленой Котовой, которая в 2011-20013 годах работала директором от РФ в совете директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Тогда Черников утверждал, что Котова потребовала у него откат в размере $1,4 млн. взамен на услугу - выделение его компании кредита в $95 млн. Котова, в свою очередь, заявила, что ее просто-напросто подставили. В СМИ тогда писали, что это дело выглядит довольно странно. В центре расследования фигурировала непонятно откуда взявшаяся аудиозапись, сделанная спецслужбами, которые относились то ли к России, то ли к Великобритании. Ясности тут получить не удалось.
Но сам факт, что Котова была завязана в истории с Черниковым, негативно сказался на позиции нашей страны в ЕБРР. Кроме того, доля РФ в кредитном портфеле ЕБРР сократилась с 30-33% до 12%. Правление ЕБРР также наметило для себя дальнейшее сокращение российского участия.
Совпадение это или нет, сказать трудно. Однако после скандальной истории с Котовой Черников ничуть не пострадал - он получил гражданство Канады, а, кроме того, у него в запасе имеется еще и швейцарская регистрация в г. Колоньи, который располагается на берегу Женевского озера.
Вожделенная Швейцария
Решил перебраться в Швейцарию и Виктор Исламов, тоже являющийся бенефициаром БСК. В его собственности находится дом в Женеве Avenue de l’Amandolier, 32.
«Ведомости» сообщали, что дружили Черников и Исламов еще с армии, однако общим бизнесом занялись гораздо позднее, в середине 1990-х годов. Черников рассказывал, что обратился к Исламову за помощью: надо было провернуть одну сделку. Друг помог, а взамен ничего не потребовал. Вот тогда Черников и предложил Исламову за оказанную услугу его «долю» в размере $1,2 млн. Для Исламова это оказалось полной неожиданностью. Вот тогда-то Черников и решил для себя, что надо начать общее дело.
Чем прославился Исламов?
На всю Башкирию Исламов стал знаменит после конфликта, который возник между городской администрацией Уфы и одной из структур застройщика ОАО «КПД», в котором Исламов являлся бенефициаром. Иск, предъявленный «Управлению комплексной застройки №3 ОАО «КПД», составил 134 млн. рублей. Но тут на выручку подоспел вице-спикер парламента Башкирии Вадим Старов, который был «коллегой» Исламова. Именно Старов подключил все свои связи, у которого были «свои» судьи в Верховном суде Башкирии. Им также помогал юрист и депутат горсовета Уфы Вадим Рамазанов. Всеми этими «друзьями» и была блестяще проведена «спецоперация», в результате которой величина иска уменьшилась в 13 раз и составила 10 млн. рублей!
Вероятнее всего, что за такое дело Исламов не стал скупиться и посеребрил ручку «слуге народа», в собственности у матери которого был огород площадью 220 га. Располагался этот участок в довольно перспективном районе, находящемся на юго-западе от Уфы. Туда-то тоже ресурсы надо вложить, и немалые!
А его милые сердечные друзья в то время занимались благоустройством своих владений во Франции, им российские земли уже были неинтересны. Зачем вкладывать средства в Россию, когда есть такие страны, как Франция и Швейцария!
Содовые короли Башкирии Исламов, Харисов и Черников сделали себе капиталы, и, надо заметить, немалые, на природных ресурсах России, а потом распростились с родиной без особого сожаления. Но все же хочется надеяться на то, что похождениями этой троицы серьезно займутся правоохранительные органы. Понятно, что достать теперь уже виноделов из далекой Франции будет не так-то просто, а вот юриста-дельца Старова, который сидит в депутатском кресле и прокручивает мутные схемы, взять можно. Нужно только желание!
Поместья во Франции
Именно таким образом и решили поступить выходцы из Башкирии – Сергей Черников, Альберт Харисов и Виктор Исламов. Башкирские степи они поменяли на юго-восток Франции. Тихое и спокойное местечко. Поместья расположились по обоим берегам реки Аржанс, которая впадет в Средиземное море. Водная граница составляет 5 км, а рядом цветущие луга, прекрасные леса, где водится множество разной дичи: куропатки, лисы и кабаны, на которых любой охотник рад поохотиться. Вот в таком райском уголке и находятся два больших поместья Шато Ля Мартинет и Приорэ Сент Мари Вьей. Первое насчитывает около 300 га, а второе - 100 га. В 2011 году эти поместья поменяли своих хозяев и ими теперь владеют Исламов, Харисов и Черников.
Примечателен и тот факт, что практически с момента покупки поместий их восстанавливают, причем по полной программе. Не надо задаваться вопросом, откуда берутся средства на масштабные строительные работы. Конечно, из России! Деньги поступают из крупной компании «Башкирская химия», в которую вошли АО «Березниковский содовый завод» и АО «Башкирская содовая компания». Кстати, именно эта группа компаний является самым крупным производителем кальцинированной соды в России, доля которой на рынке составляет более 75%.
Детально спланированная операция «Захват»
Создавать вертикальный интегрированный холдинг эти три бизнесмена начали еще в 2003-2004 годах, поставив перед собой непростую задачу – получить контроль над АО «Каустик». Ведь именно он занимался производством соды и ПВХ. Исламов, Харисов и Черников стали скупать акции «Каустика», что получило широкую огласку, после чего разразился скандал. В то время «Коммерсант» сообщил о том, что компании «Совлинк» и «ПетроТэк-холдинг» (владелец Сергей Черников), которые начали скупать ценные бумаги «Каустика», перешли дорогу Уралу Рахимову, сыну тогдашнего президента Башкирии Муртазы Рахимова. Сын президента в то время возглавлял совет директоров Башкирской топливной компании и начал работу по стягиванию в единое целое нефтяного хозяйства республики. Был привлечен административный ресурс, и скандальную ситуацию удалось замять. В январе 2004 года работа продолжилась и благодаря изощренной стратегии контрольный пакет акций (82%) сумели приобрести «Совлинк» и «ПетроТэк-холдинг», которые скупали акции у мелких акционеров.
А затем приступили к АО «Сода»
После этого началась «работа» с АО «Сода». Тогда блокирующий пакет акций, а это 34,8%, находился в руках руководства предприятия, которое возглавлял Вячеслав Титов. В декабре 2004 года состоялась решающая встреча в Москве, в здании представительства Республики Башкортостан. Надо сказать, что на тот момент вице-премьером Башкирии был не кто иной, как Альберт Харисов. Титова долго уговаривали, а когда это не дало результата, оказали на него давление. После этого Титов под принуждением переоформил акции АО «Сода» и передал их АО «Каустик». Эти переговоры для Вячеслава Титова оказались трагическими - он сильно переживал и вскоре в возрасте 61 года скончался.
А Альберт Харисов практически в то же самое время стал партнером группы, которая получила название «Башкирская химия».
Но на этом операция не закончилась, ведь контрольный пакет акций на содовом заводе (62%) на тот момент являлся собственностью региона. Приходилось довольствоваться той прибылью, которая имелась от продажи соды через Торговый дом, который контролировался партнерами. Тесные связи с властями дали Исламову, Харисову и Черникову возможность получить эксклюзивное право на продажу всей вырабатываемой продукции на первых порах через АО «Каустик», а потом и через АО «Сода», а также через посредника АО «Единая торговая компания» (ЕТК), которая была создана в 2003 году.
Именно перепродажа продукции с участием ЕТК дала возможность контролировать ценовую политику и получать прибыль от продажи, при этом не являясь контролирующим акционером производителей АО «Каустик» и АО «Сода». Благодаря такой «операции» значительные объемы прибыли, которую получали от продажи кальцинированной соды, оседали на счетах ЕТК.
В 2007 году пакет акций, принадлежавший региону, был передан АО «Башкирская химия» в доверительное управление. Таким образом данная группа бизнесменов теперь уже официально получила право контролировать 97% акций предприятия, которое производило соду. В результате только за один год (с 2004 по 2005) цена на кальцинированную соду поднялась на 25%. Благодаря проведенным операциям и монополизации рынка значительно вырос и объем дивидендов, которые распределялись между акционерами объединенной Башкирской содовой компании (БСК). Объем дивидендов увеличился практически в 3 раза. Теперь за год (в 2016 и 2017 годах) здесь имели прибыль более 11 млрд. рублей.
Не хочу быть российским магнатом, а хочу в Канаду!
Одним из главных владельцев башкирской группы является Сергей Черников, уроженец Стерлитамака. Свою трудовую деятельность он начинал в студиях звукозаписи и видеосалонах. А потом его заинтересовал мусорный бизнес.
В конце 1990-х годов уже вставший на ноги бизнесмен перебрался в Москву и кардинально изменил сферу своей деятельности: теперь он - чиновник. Столичную карьеру Черников начал в Министерстве природных ресурсов и даже какое-то время занимал пост первого вице-губернатора Ненецкого автономного округа. И опять интересное совпадение или заранее продуманная операция? Альберт Харисов в этом округе в то время осуществлял контроль над выдачей лицензий, которые давали право на разработку месторождений нефти и ее добычу.
И в скором времени, буквально в 2001 году, Черников создал группу компаний «ПетроТэк». Потом он приобрел канадскую нефтяную компанию CanBaikal и с семьей перебрался в Канаду. Через некоторое время Черников получил гражданство этой страны.
И Россию по боку…
Во время оформления канадского гражданства Черников умудрился оказаться в центре скандала, который был связан с Еленой Котовой, которая в 2011-20013 годах работала директором от РФ в совете директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Тогда Черников утверждал, что Котова потребовала у него откат в размере $1,4 млн. взамен на услугу - выделение его компании кредита в $95 млн. Котова, в свою очередь, заявила, что ее просто-напросто подставили. В СМИ тогда писали, что это дело выглядит довольно странно. В центре расследования фигурировала непонятно откуда взявшаяся аудиозапись, сделанная спецслужбами, которые относились то ли к России, то ли к Великобритании. Ясности тут получить не удалось.
Но сам факт, что Котова была завязана в истории с Черниковым, негативно сказался на позиции нашей страны в ЕБРР. Кроме того, доля РФ в кредитном портфеле ЕБРР сократилась с 30-33% до 12%. Правление ЕБРР также наметило для себя дальнейшее сокращение российского участия.
Совпадение это или нет, сказать трудно. Однако после скандальной истории с Котовой Черников ничуть не пострадал - он получил гражданство Канады, а, кроме того, у него в запасе имеется еще и швейцарская регистрация в г. Колоньи, который располагается на берегу Женевского озера.
Вожделенная Швейцария
Решил перебраться в Швейцарию и Виктор Исламов, тоже являющийся бенефициаром БСК. В его собственности находится дом в Женеве Avenue de l’Amandolier, 32.
«Ведомости» сообщали, что дружили Черников и Исламов еще с армии, однако общим бизнесом занялись гораздо позднее, в середине 1990-х годов. Черников рассказывал, что обратился к Исламову за помощью: надо было провернуть одну сделку. Друг помог, а взамен ничего не потребовал. Вот тогда Черников и предложил Исламову за оказанную услугу его «долю» в размере $1,2 млн. Для Исламова это оказалось полной неожиданностью. Вот тогда-то Черников и решил для себя, что надо начать общее дело.
Чем прославился Исламов?
На всю Башкирию Исламов стал знаменит после конфликта, который возник между городской администрацией Уфы и одной из структур застройщика ОАО «КПД», в котором Исламов являлся бенефициаром. Иск, предъявленный «Управлению комплексной застройки №3 ОАО «КПД», составил 134 млн. рублей. Но тут на выручку подоспел вице-спикер парламента Башкирии Вадим Старов, который был «коллегой» Исламова. Именно Старов подключил все свои связи, у которого были «свои» судьи в Верховном суде Башкирии. Им также помогал юрист и депутат горсовета Уфы Вадим Рамазанов. Всеми этими «друзьями» и была блестяще проведена «спецоперация», в результате которой величина иска уменьшилась в 13 раз и составила 10 млн. рублей!
Вероятнее всего, что за такое дело Исламов не стал скупиться и посеребрил ручку «слуге народа», в собственности у матери которого был огород площадью 220 га. Располагался этот участок в довольно перспективном районе, находящемся на юго-западе от Уфы. Туда-то тоже ресурсы надо вложить, и немалые!
А его милые сердечные друзья в то время занимались благоустройством своих владений во Франции, им российские земли уже были неинтересны. Зачем вкладывать средства в Россию, когда есть такие страны, как Франция и Швейцария!
Содовые короли Башкирии Исламов, Харисов и Черников сделали себе капиталы, и, надо заметить, немалые, на природных ресурсах России, а потом распростились с родиной без особого сожаления. Но все же хочется надеяться на то, что похождениями этой троицы серьезно займутся правоохранительные органы. Понятно, что достать теперь уже виноделов из далекой Франции будет не так-то просто, а вот юриста-дельца Старова, который сидит в депутатском кресле и прокручивает мутные схемы, взять можно. Нужно только желание!