Как стать поставщиком государственного заказчика
Чтобы стать поставщиком государственного заказчика, нужно понять систему работы сайта Zakupki.gov.ru и участников на ней. Общедоступные данные помогут понять, какие требования нужно соблюдать для выигрыша, за что лишают уже полученного контракта и насколько строги правила конкурсной документации.
С 1 до 15 декабря 2016 года в Москве проведены 397 конкурсов на закупки, минимальная цена заказов которых стартовала с 10 млн рублей. Счетная палата в свою очередь Российской Федерации отмечала, что по итогам первых 9 месяцев 2016 года доля закупок у единственного поставщика снизилась с 51,1 до 41,5%. Декабрьские данные демонстрируют, что основным способом закупки по количеству лотов является оформление договора с конкретным поставщиком. Процедура заключения контракта регулируется ст. 93 N 44-ФЗ. Такой вид закупки позволяет заказчику экономить силы и время и выбрать в качестве поставщика проверенную компанию. Также по количеству лотов лидируют открытый конкурс и электронный аукцион, который препятствует коррупционным схемам.
По итогам анализа выяснилось, что пик публикации новых заявок приходится на субботу: в этот день недели публикуют 22,6% всех заявок. Велика вероятность успешного мониторинга портала на предмет появления новых конкурсов во вторник и пятницу — 21,6% и 19,6% заявок.
Представленные на конкурс заявки заказчик оценивает по ряду показателей, отмечает РосБалт. Основные критерии выбора — цена контракта и квалификация участников торгов. Оценки выражаются в процентах. В проанализированных конкурсах значимость критерия «Цена» в большинстве случаев составила 30 или 60%. Значимость критерия «Опыт» варьируется от 5 до 70%, самые частые значения — 20 и 40%.
Соответствие этим двум критериям теоретически должно обеспечивать победу в тендере, однако требования не всегда строго соблюдаются. К примеру, АО «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) в конце 2016 года стало победителем торгов на поставку детского питания и молочной продукции в московские раздаточные пункты. Но уже в январе 2017 года ФАС вынесла предписание об отмене результатов конкурса из-за того, что компания не предоставила документацию, как того требует законодательство. Как ни странно, даже несмотря на предписание ФАС, ВБД будет выполнять этот госзаказ в течение ближайших трех лет. Сумма контракта, подписанного с Департаментом здравоохранения города Москвы, составила 11,6 млрд рублей.
Можно предположить, что уменьшение цены в заявке, несмотря на наличие других требований и нарушений, может оказаться единственным фактором определения победителя торгов.
Нарушение, выявленное в торгах с ВБД, не единственное в 2016 году: около 2 тысяч нарушений выявлено за 9 месяцев года. Некоторые из них происходят по вине заказчика, неправильно оформившего конкурсную документацию. Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы, отметил, что доля нарушений антимонопольного законодательства, допущенных государственными органами, снизилась с 50 до 37%, но остается самой высокой среди всех субъектов (источник — RNS).
Риск неудачи в торгах — не повод не принимать в них участие, даже несмотря на неправомерные действия чиновников, нарушения компаний-игроков и ограничение конкуренции. В таких случаях необходимо обращаться в арбитражный суд или антимонопольную службу.
По итогам анализа выяснилось, что пик публикации новых заявок приходится на субботу: в этот день недели публикуют 22,6% всех заявок. Велика вероятность успешного мониторинга портала на предмет появления новых конкурсов во вторник и пятницу — 21,6% и 19,6% заявок.
Представленные на конкурс заявки заказчик оценивает по ряду показателей, отмечает РосБалт. Основные критерии выбора — цена контракта и квалификация участников торгов. Оценки выражаются в процентах. В проанализированных конкурсах значимость критерия «Цена» в большинстве случаев составила 30 или 60%. Значимость критерия «Опыт» варьируется от 5 до 70%, самые частые значения — 20 и 40%.
Соответствие этим двум критериям теоретически должно обеспечивать победу в тендере, однако требования не всегда строго соблюдаются. К примеру, АО «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) в конце 2016 года стало победителем торгов на поставку детского питания и молочной продукции в московские раздаточные пункты. Но уже в январе 2017 года ФАС вынесла предписание об отмене результатов конкурса из-за того, что компания не предоставила документацию, как того требует законодательство. Как ни странно, даже несмотря на предписание ФАС, ВБД будет выполнять этот госзаказ в течение ближайших трех лет. Сумма контракта, подписанного с Департаментом здравоохранения города Москвы, составила 11,6 млрд рублей.
Можно предположить, что уменьшение цены в заявке, несмотря на наличие других требований и нарушений, может оказаться единственным фактором определения победителя торгов.
Нарушение, выявленное в торгах с ВБД, не единственное в 2016 году: около 2 тысяч нарушений выявлено за 9 месяцев года. Некоторые из них происходят по вине заказчика, неправильно оформившего конкурсную документацию. Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы, отметил, что доля нарушений антимонопольного законодательства, допущенных государственными органами, снизилась с 50 до 37%, но остается самой высокой среди всех субъектов (источник — RNS).
Риск неудачи в торгах — не повод не принимать в них участие, даже несмотря на неправомерные действия чиновников, нарушения компаний-игроков и ограничение конкуренции. В таких случаях необходимо обращаться в арбитражный суд или антимонопольную службу.