Какими будут учебники
К осени Минобрнауки готовит федеральный перечень учебников. Учебная литература, которая войдет в список, должна соответствовать новым образовательным стандартам, над которыми работали 3 тыс. специалистов из Академии наук. Кроме того, правительство обещает внедрить более совершенную систему экспертизы пособий.
Новый учебный год обещает много изменений. Изменится распределение времени, уделяемое обязательным урокам и факультативным занятиям. Учебники и журналы должны стать окончательно электронными, а доски в классах - виртуальными.
Кроме того, во все школы страны вернется астрономия. Один час этого предмета в неделю будет обязателен для старшеклассников. По новым правилам в каждой школе должен быть шахматный клуб. Поговаривают даже, что шахматы могут стать обязательной частью школьной программы. Как ранее отмечала министр образования и науки РФ Ольга Васильева, у детей, которые играют в шахматы, успеваемость выше на 35–40%.
Но главные изменения впереди. Речь идет о сокращении перечня учебников. В предыдущий перечень вошли 1252 наименования. Он был принят в 2014 году сроком на три года. Нынешний год уже начался, но решения только принимаются. Тем не менее, уже известно, что число учебников в новом списке уменьшится. На этом категорически настаивает Васильева. По ее словам, базовое содержание у всех учебных пособий должно быть идентичным, а различаться могут лишь «частности» - например, углубленная история региона. Задача ведомства - создать по каждому предмету две-три линейки учебников: базовых и углубленных.
По общему мнению, так называемый единый учебник и является базовым - тем самым, о котором говорят в министерстве. И этот фундамент в том или ином виде будет содержаться в любом учебном пособии. Таким образом, Минобрнауки рассчитывает реализовать на практике теорию единых образовательных стандартов и требований, которые будут проверяться на государственных экзаменах и тестах.
В целом, эти инициативы перекликаются с глобальными тенденциями, когда преподаватель дает конкретную информацию, а учебник - базовую. Но в российской реальности это может означать унылый пересказ унылой базы плохо подготовленным специалистом. В результате чего унылым станет сам предмет.
Для Васильевой главная задача - исключить проблему лоббирования. В новой системе, по идее министра, издатели окажутся в стороне от всего процесса и не смогут требовать включения своих пособий в единый перечень. По расчетам федеральной власти, экспертная оценка будет проводиться в соответствии с федеральными стандартами.
В Минобрнауки утверждают, что стоят на позиции «выбор в пользу качества, а не количества», а обновление (то есть сокращение) списка учебников является лишь первым шагом на пути реализации концепции единого образовательного пространства, внедряемой в школах по всей стране. По мысли исполнителей этой концепции федеральные стандарты образования на всей территории России будут гарантом ее качества. Тот факт, что эта затея неизбежно приведет к сужению и в перспективе к монополизации «учебного пространства», в министерстве не комментируют. Здесь настаивают на том, что речь идет о единообразии «в хорошем смысле», которое однозначно принесет пользу.
Кроме того, во все школы страны вернется астрономия. Один час этого предмета в неделю будет обязателен для старшеклассников. По новым правилам в каждой школе должен быть шахматный клуб. Поговаривают даже, что шахматы могут стать обязательной частью школьной программы. Как ранее отмечала министр образования и науки РФ Ольга Васильева, у детей, которые играют в шахматы, успеваемость выше на 35–40%.
Но главные изменения впереди. Речь идет о сокращении перечня учебников. В предыдущий перечень вошли 1252 наименования. Он был принят в 2014 году сроком на три года. Нынешний год уже начался, но решения только принимаются. Тем не менее, уже известно, что число учебников в новом списке уменьшится. На этом категорически настаивает Васильева. По ее словам, базовое содержание у всех учебных пособий должно быть идентичным, а различаться могут лишь «частности» - например, углубленная история региона. Задача ведомства - создать по каждому предмету две-три линейки учебников: базовых и углубленных.
По общему мнению, так называемый единый учебник и является базовым - тем самым, о котором говорят в министерстве. И этот фундамент в том или ином виде будет содержаться в любом учебном пособии. Таким образом, Минобрнауки рассчитывает реализовать на практике теорию единых образовательных стандартов и требований, которые будут проверяться на государственных экзаменах и тестах.
В целом, эти инициативы перекликаются с глобальными тенденциями, когда преподаватель дает конкретную информацию, а учебник - базовую. Но в российской реальности это может означать унылый пересказ унылой базы плохо подготовленным специалистом. В результате чего унылым станет сам предмет.
Для Васильевой главная задача - исключить проблему лоббирования. В новой системе, по идее министра, издатели окажутся в стороне от всего процесса и не смогут требовать включения своих пособий в единый перечень. По расчетам федеральной власти, экспертная оценка будет проводиться в соответствии с федеральными стандартами.
В Минобрнауки утверждают, что стоят на позиции «выбор в пользу качества, а не количества», а обновление (то есть сокращение) списка учебников является лишь первым шагом на пути реализации концепции единого образовательного пространства, внедряемой в школах по всей стране. По мысли исполнителей этой концепции федеральные стандарты образования на всей территории России будут гарантом ее качества. Тот факт, что эта затея неизбежно приведет к сужению и в перспективе к монополизации «учебного пространства», в министерстве не комментируют. Здесь настаивают на том, что речь идет о единообразии «в хорошем смысле», которое однозначно принесет пользу.