Капитал банка Тарико «заливают» алкоголем
«Русский стандарт» вновь спасает сам себя. Владелец банка Рустам Тарико второй раз за год докапитализирует банк средствами своей водочной компании. Кроме того, РС сообщил, что стал владельцем 23% акций одного из алкогольных активов миллиардера. При этом НПФ «Русский стандарт» чуть не потерял деньги пенсионеров, которые спас ЦБ.
В том, что происходит с банком «Русский стандарт», как говорится, «без бутылки» не разберешься. На днях стало известно, что один из лидеров российского рынка потребкредитования получит от материнской компании ЗАО «Русский стандартм безвозмездную финансовую помощь в размере 9,35 млрд. рублей на безвозвратной основе. Этот вопрос предстоит решить акционерам банка уже 14 сентября нынешнего года.
Все дело в том, что послабления в требованиях для участия банков в программе докапитализации через ОФЗ (планка максимальной доли розничных кредитов в портфеле поднята АСВ до 50% с 40%) позволяют РС рассчитывать на помощь государства. Одно из условий попадания в список «счастливчиков» - параллельная капитализация за счет средств собственников или прибыли. В прошлом году убыток РС составил рекордные 15,9 млрд. рублей, что привело к сокращению капитала с 33 млрд. до 16 млрд. рублей. Убытки ударили по достаточности базового капитала, на начало июня она составляла 6,1% (при минимуме от ЦБ на уровне 5%). Поэтому, видимо, «прорехи» в базовом капитале банка Рустама Тарико было решено «латать» водочными активами Рустама Тарико.
Банк также сообщил, что стал владельцем 23% акций компании «Русский Стандарт Водка». Сделка, говорят, пройдет по уже знакомой схеме. Напомним, в мае-июне 2015 года РС приобрел бумаги алкогольной компании за счет собственных средств: полученные деньги в качестве безвозмездной помощи были внесены в уставный капитал, а банк докапитализирован на 3,8 млрд. рублей.
По мнению экспертов, алкогольный бизнес Тарико с виду демонстрирует уверенный рост, увеличившись за четыре года в 10 раз. Проблема в том, что новые алкогольные активы приобретались в том числе за счет дивидендов, полученных от банка РС в 2011-2012 годах. Как считают эксперты Moody’s, это и явилось одной из причин падения капитализации финансово-кредитного учреждения. Кроме того, Roust Trading Ltd (объединяет водочные активы Рустама Тарико) хотя и является вторым по величине производителем водки в мире, в последнее время терпит убытки. В I квартале текущего года продажи холдинга упали на 38,4% до $107,5 млн., сообщает РБК daily.
Да и у специалистов есть вопросы к такой форме докапитализации банка. По словам аналитика S&P Сергея Вороненко, которые приводит РБК, пока непонятно, были ли оценены эти 23% компании в те самые 9,35 млрд. рублей или акции стоят меньше, а оставшиеся деньги пойдут в капитал в денежной форме. Второй вопрос: влияние сделки на норматив, который может оказаться под сильным давлением (рискует быть нарушен) после приобретения акций на 9,35 млрд. рублей. «Качество такого капитала будет довольно слабым», - отметил Вороненко.
Тем не менее, увеличить капитал иными способами РС, видимо, не способен. В нынешнем году он продолжает наращивать убытки (5,6 млрд. рублей за I полугодие). Аналитики S&P подсчитали, что к концу года убытки банка по МСФО могут составить около 15 млрд. рублей, и ему жизненно необходима будет докапитализация примерно на эту сумму. По данным экспертов Fitch, основной розничный бизнес РС убыточен с IV квартала прошлого года. По итогам прошлого года потери по кредитам (Fitch считает их как отношение прироста проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней к средним работающим кредитам) достигли 24%. При этом банк продолжает создавать резервы, то есть «стабилизация качества активов пока не наступила», считают эксперты РА.
Доля просроченной задолженности в розничном портфеле банка на 1 июля 2015 года составила 27,7%, за месяц она снизилась за счет продажи плохих долгов более чем на 14 млрд. рублей. В противном случае доля просрочки достигла бы уже 34,5%, подсчитали аналитики «Атона». Но и покрытие просроченной задолженности резервами банка снизилось до 79% - это гораздо меньше, чем у других розничных кредитных учреждений.
Среди активов, оказывающих давление на капитал, Fitch называет и непрофильные корпоративные кредиты на 10 млрд. рублей, из которых 3,6 млрд. рублей выдано связанным сторонам, а также инвестиции в связанную алкогольную компанию в размере 3,8 млрд. рублей. По данным МСФО Roust за I квартал 2015 года, алкогольный холдинг Рустама Тарико должен «Русскому стандарту» $52,2 млн., на кредиты связанным сторонам приходится почти треть обязательств холдинга.
Но, даже переживая непростые времена по всем фронтам, Рустам Тарико, видимо, предпочитает рисковать. Правда, на сей раз не собственными миллиардами, а деньгами будущих пенсионеров – клиентов НПФ «Русский стандарт». Взносы в негосударственный пенсионный фонд Тарико могли попасть в УК «Интерфин капитал» владельца банковской группы «Российский кредит» Анатолия Мотылева, операции которой с пенсионными деньгами Центробанк заблокировал еще 2 июля.
Надо сказать, что регулятор впервые аннулировал лицензии сразу у пяти НПФ: «Солнце. Жизнь. Пенсия», «Адекта-пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего» и «Солнечное время». Еще для двух других НПФ, входящих в группу банкира («Сберегательный» и «Сберегательный фонд «Солнечный берег»), был введен временный запрет на заключение новых пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании. Во всех случаях причиной лишения лицензий стало нарушение закона «О негосударственных пенсионных фондах» и неисполнение предписаний Банка России об устранении нарушений при инвестировании средств будущих пенсий.
На днях же стало известно, что Центробанк РФ развернул сделку между УК «Интерфин капитал» и НПФ «Русский стандарт», «фактически оградив фонд от покупки токсичных активов Мотылева», отметил знакомый Тарико (сообщали «Ведомости»). Через структуру банкира Мотылева в портфель РС были куплены ипотечные сертификаты участия (ИСУ) примерно на 1 млрд. рублей. Но регулятор потребовал отменить сделку и вернуть деньги в фонд РС.
Договор на управление пенсионным портфелем НПФ Рустама Тарико заключил с «Интерфином» еще в конце мая, став единственным сторонним пенсионным клиентом УК Анатолия Мотылева, писали «Ведомости». Все это делалось кредита ради: структуры Тарико перекредитовались в «Российском кредите», чтобы получить средства на уплату холдингом бизнесмена алкогольных акцизов в июне, рассказал изданию контрагент фонда «Русский стандарт» и «Интерфина». Тогда Мотылев и поставил условие: купить на сумму, сопоставимую с кредитом, ипотечные бумаги, выпущенные его структурами для финансирования его же проектов в недвижимости. Тогда и были приобретены ИСУ, в которые НПФ могут вкладывать до 40% пенсионных накоплений. К июлю, по расчетам гендиректора компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, в фонде РС находилось 4,6 млрд. рублей накоплений. «По сути Тарико взял деньги из своего же фонда, но при этом на фонд легли риски Мотылева», - говорит знакомый Тарико.
К тому времени в пяти фондах Мотылева была введена временная администрация, а ЦБ обязался возместить застрахованным лицам средства пенсионных накоплений в объеме и порядке, установленных законом. СМИ подсчитали, что в семи НПФ, перечисленных выше, хранятся накопления 1 млн. 70 тыс. человек. Но проблема в том, что ни один из этих фондов не был допущен в систему гарантирования накоплений, то есть компенсации от ЦБ подлежит лишь внесенная сумма, с потерей инвестиционного дохода. По слухам, речь может идти о 10 млрд. рублей, которые просто растворятся в воздухе.
Национальная ассоциация НПФ приветствовала закрытие фондов Мотылева. «Решение Центробанка РФ - логичный шаг по очистке рынка в рамках формирования и запуска системы гарантирования пенсионных накоплений. Регулятор ужесточил требования к участникам пенсионного рынка, что способствует повышению надежности НПФ в долгосрочной перспективе», - говорится в сообщении организации.
В итоге регулятор уберег 4,6 млрд. пенсионных рублей НПФ «Русский стандарт». Как только ЦБ увидел, что риски, как тараканы, начали расползаться на других участников пенсионного рынка, сделку развернули, а «Интерфин» заблокировали. При этом представители НПФ РС продолжают уверять, что «осуществляют инвестиции в высоконадежные активы и компании в соответствии с законом и требованиями ЦБ». До такой степени «высоконадежные», что Рустаму Тарико, по слухам, пришлось срочно искать деньги, чтобы погасить долг «Роскредиту». Говорят, бизнесмена выручил Бинбанк.
Почему НПФ Тарико начал сотрудничать с Мотылевым, под которым уже тогда, похоже, «горела земля», какие активы через него инвестировал и получал ли предупреждения от ЦБ – доподлинно неизвестно. Ясно, что благонадежность фонда РС, судя по всему, преувеличена.
Не до конца ясен и замысел акционера с безвозмездной передачей денежных средств с одновременным выкупом доли родственной компании. Если 23% акций алкогольной компании покупаются за ту же сумму, на которую будет поддержан банк (9,35 млрд. рублей), теряется сам смысл сделки: такие вложения в бумаги своего же актива полностью вычитаются из капитала. Если суммы разнятся, РС действительно может получить до 5 млрд. рублей за счет ОФЗ, считают эксперты. Если, конечно, найдутся средства для довнесения в капитал 50 копеек на каждый рубль государства. Хотя, по некоторым данным, финансовое учреждение рассчитывает получить аж до 20 млрд. рублей. Представители банка «Русский стандарт» оставили запрос «Века» без комментариев.
Пока на слуху и то, что в июле международные рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch понизили долгосрочный рейтинг банка «Русский стандарт» с негативными прогнозами. Получая убытки с конца прошлого года, продавая просроченные долги по заниженной цене и прося у государства включения в список кандидатов на докапитализацию, банк, тем не менее, все еще уверяет всех в своей прибыльности. «Негативные» прогнозы «Русского стандарта» именно сейчас могут стать началом конца, с отзывом лицензии в финале, предупреждают некоторые наблюдатели. По слухам, Рустам Тарико планировал продать часть своих активов. Пока, похоже, ему удается заинтересовать в них только самого себя.
Все дело в том, что послабления в требованиях для участия банков в программе докапитализации через ОФЗ (планка максимальной доли розничных кредитов в портфеле поднята АСВ до 50% с 40%) позволяют РС рассчитывать на помощь государства. Одно из условий попадания в список «счастливчиков» - параллельная капитализация за счет средств собственников или прибыли. В прошлом году убыток РС составил рекордные 15,9 млрд. рублей, что привело к сокращению капитала с 33 млрд. до 16 млрд. рублей. Убытки ударили по достаточности базового капитала, на начало июня она составляла 6,1% (при минимуме от ЦБ на уровне 5%). Поэтому, видимо, «прорехи» в базовом капитале банка Рустама Тарико было решено «латать» водочными активами Рустама Тарико.
Банк также сообщил, что стал владельцем 23% акций компании «Русский Стандарт Водка». Сделка, говорят, пройдет по уже знакомой схеме. Напомним, в мае-июне 2015 года РС приобрел бумаги алкогольной компании за счет собственных средств: полученные деньги в качестве безвозмездной помощи были внесены в уставный капитал, а банк докапитализирован на 3,8 млрд. рублей.
По мнению экспертов, алкогольный бизнес Тарико с виду демонстрирует уверенный рост, увеличившись за четыре года в 10 раз. Проблема в том, что новые алкогольные активы приобретались в том числе за счет дивидендов, полученных от банка РС в 2011-2012 годах. Как считают эксперты Moody’s, это и явилось одной из причин падения капитализации финансово-кредитного учреждения. Кроме того, Roust Trading Ltd (объединяет водочные активы Рустама Тарико) хотя и является вторым по величине производителем водки в мире, в последнее время терпит убытки. В I квартале текущего года продажи холдинга упали на 38,4% до $107,5 млн., сообщает РБК daily.
Да и у специалистов есть вопросы к такой форме докапитализации банка. По словам аналитика S&P Сергея Вороненко, которые приводит РБК, пока непонятно, были ли оценены эти 23% компании в те самые 9,35 млрд. рублей или акции стоят меньше, а оставшиеся деньги пойдут в капитал в денежной форме. Второй вопрос: влияние сделки на норматив, который может оказаться под сильным давлением (рискует быть нарушен) после приобретения акций на 9,35 млрд. рублей. «Качество такого капитала будет довольно слабым», - отметил Вороненко.
Тем не менее, увеличить капитал иными способами РС, видимо, не способен. В нынешнем году он продолжает наращивать убытки (5,6 млрд. рублей за I полугодие). Аналитики S&P подсчитали, что к концу года убытки банка по МСФО могут составить около 15 млрд. рублей, и ему жизненно необходима будет докапитализация примерно на эту сумму. По данным экспертов Fitch, основной розничный бизнес РС убыточен с IV квартала прошлого года. По итогам прошлого года потери по кредитам (Fitch считает их как отношение прироста проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней к средним работающим кредитам) достигли 24%. При этом банк продолжает создавать резервы, то есть «стабилизация качества активов пока не наступила», считают эксперты РА.
Доля просроченной задолженности в розничном портфеле банка на 1 июля 2015 года составила 27,7%, за месяц она снизилась за счет продажи плохих долгов более чем на 14 млрд. рублей. В противном случае доля просрочки достигла бы уже 34,5%, подсчитали аналитики «Атона». Но и покрытие просроченной задолженности резервами банка снизилось до 79% - это гораздо меньше, чем у других розничных кредитных учреждений.
Среди активов, оказывающих давление на капитал, Fitch называет и непрофильные корпоративные кредиты на 10 млрд. рублей, из которых 3,6 млрд. рублей выдано связанным сторонам, а также инвестиции в связанную алкогольную компанию в размере 3,8 млрд. рублей. По данным МСФО Roust за I квартал 2015 года, алкогольный холдинг Рустама Тарико должен «Русскому стандарту» $52,2 млн., на кредиты связанным сторонам приходится почти треть обязательств холдинга.
Но, даже переживая непростые времена по всем фронтам, Рустам Тарико, видимо, предпочитает рисковать. Правда, на сей раз не собственными миллиардами, а деньгами будущих пенсионеров – клиентов НПФ «Русский стандарт». Взносы в негосударственный пенсионный фонд Тарико могли попасть в УК «Интерфин капитал» владельца банковской группы «Российский кредит» Анатолия Мотылева, операции которой с пенсионными деньгами Центробанк заблокировал еще 2 июля.
Надо сказать, что регулятор впервые аннулировал лицензии сразу у пяти НПФ: «Солнце. Жизнь. Пенсия», «Адекта-пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего» и «Солнечное время». Еще для двух других НПФ, входящих в группу банкира («Сберегательный» и «Сберегательный фонд «Солнечный берег»), был введен временный запрет на заключение новых пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании. Во всех случаях причиной лишения лицензий стало нарушение закона «О негосударственных пенсионных фондах» и неисполнение предписаний Банка России об устранении нарушений при инвестировании средств будущих пенсий.
На днях же стало известно, что Центробанк РФ развернул сделку между УК «Интерфин капитал» и НПФ «Русский стандарт», «фактически оградив фонд от покупки токсичных активов Мотылева», отметил знакомый Тарико (сообщали «Ведомости»). Через структуру банкира Мотылева в портфель РС были куплены ипотечные сертификаты участия (ИСУ) примерно на 1 млрд. рублей. Но регулятор потребовал отменить сделку и вернуть деньги в фонд РС.
Договор на управление пенсионным портфелем НПФ Рустама Тарико заключил с «Интерфином» еще в конце мая, став единственным сторонним пенсионным клиентом УК Анатолия Мотылева, писали «Ведомости». Все это делалось кредита ради: структуры Тарико перекредитовались в «Российском кредите», чтобы получить средства на уплату холдингом бизнесмена алкогольных акцизов в июне, рассказал изданию контрагент фонда «Русский стандарт» и «Интерфина». Тогда Мотылев и поставил условие: купить на сумму, сопоставимую с кредитом, ипотечные бумаги, выпущенные его структурами для финансирования его же проектов в недвижимости. Тогда и были приобретены ИСУ, в которые НПФ могут вкладывать до 40% пенсионных накоплений. К июлю, по расчетам гендиректора компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, в фонде РС находилось 4,6 млрд. рублей накоплений. «По сути Тарико взял деньги из своего же фонда, но при этом на фонд легли риски Мотылева», - говорит знакомый Тарико.
К тому времени в пяти фондах Мотылева была введена временная администрация, а ЦБ обязался возместить застрахованным лицам средства пенсионных накоплений в объеме и порядке, установленных законом. СМИ подсчитали, что в семи НПФ, перечисленных выше, хранятся накопления 1 млн. 70 тыс. человек. Но проблема в том, что ни один из этих фондов не был допущен в систему гарантирования накоплений, то есть компенсации от ЦБ подлежит лишь внесенная сумма, с потерей инвестиционного дохода. По слухам, речь может идти о 10 млрд. рублей, которые просто растворятся в воздухе.
Национальная ассоциация НПФ приветствовала закрытие фондов Мотылева. «Решение Центробанка РФ - логичный шаг по очистке рынка в рамках формирования и запуска системы гарантирования пенсионных накоплений. Регулятор ужесточил требования к участникам пенсионного рынка, что способствует повышению надежности НПФ в долгосрочной перспективе», - говорится в сообщении организации.
В итоге регулятор уберег 4,6 млрд. пенсионных рублей НПФ «Русский стандарт». Как только ЦБ увидел, что риски, как тараканы, начали расползаться на других участников пенсионного рынка, сделку развернули, а «Интерфин» заблокировали. При этом представители НПФ РС продолжают уверять, что «осуществляют инвестиции в высоконадежные активы и компании в соответствии с законом и требованиями ЦБ». До такой степени «высоконадежные», что Рустаму Тарико, по слухам, пришлось срочно искать деньги, чтобы погасить долг «Роскредиту». Говорят, бизнесмена выручил Бинбанк.
Почему НПФ Тарико начал сотрудничать с Мотылевым, под которым уже тогда, похоже, «горела земля», какие активы через него инвестировал и получал ли предупреждения от ЦБ – доподлинно неизвестно. Ясно, что благонадежность фонда РС, судя по всему, преувеличена.
Не до конца ясен и замысел акционера с безвозмездной передачей денежных средств с одновременным выкупом доли родственной компании. Если 23% акций алкогольной компании покупаются за ту же сумму, на которую будет поддержан банк (9,35 млрд. рублей), теряется сам смысл сделки: такие вложения в бумаги своего же актива полностью вычитаются из капитала. Если суммы разнятся, РС действительно может получить до 5 млрд. рублей за счет ОФЗ, считают эксперты. Если, конечно, найдутся средства для довнесения в капитал 50 копеек на каждый рубль государства. Хотя, по некоторым данным, финансовое учреждение рассчитывает получить аж до 20 млрд. рублей. Представители банка «Русский стандарт» оставили запрос «Века» без комментариев.
Пока на слуху и то, что в июле международные рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch понизили долгосрочный рейтинг банка «Русский стандарт» с негативными прогнозами. Получая убытки с конца прошлого года, продавая просроченные долги по заниженной цене и прося у государства включения в список кандидатов на докапитализацию, банк, тем не менее, все еще уверяет всех в своей прибыльности. «Негативные» прогнозы «Русского стандарта» именно сейчас могут стать началом конца, с отзывом лицензии в финале, предупреждают некоторые наблюдатели. По слухам, Рустам Тарико планировал продать часть своих активов. Пока, похоже, ему удается заинтересовать в них только самого себя.