Китай слишком много производит, другие страны уже беспокоятся
Китайские производители электромобилей, солнечных батарей и другой продукции снижают цены и пытаются пробиться на зарубежные рынки, потому что сталкиваются с низкой покупательской способностью в самом Китае.
Наиболее напряженная ситуация – в Европе, где Китай наводняет страны дешевыми электромобилями. На этой неделе Евросоюз сообщил, что начинает расследование из-за субсидий Китая на производство электромобилей. [глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что глобальный рынок заполонен дешевыми китайскими электрокарами и ЕС намерен бороться с их притоком – прим. пер.] США недавно объявили о введении пошлин на металл из Китая. Индия проводит расследование по поводу того, что Китай ввозит в страну по несправедливым ценам целый ряд товаров – от химикатов до фурнитуры для мебели. Проверки проводит и Вьетнам: Ханой в сентябре начал проверку того, не нанесли ли ветрогенераторы, импортируемые из Китая, ущерб отечественным производителям.
Китайские чиновники заявляют, что производители страны ведут честную конкурентную борьбу и что их продукция завоевывает зарубежные рынки, поскольку привлекательна для иностранных покупателей. Пекин осудил расследование Евросоюза, назвав эту меру «протекционистским актом», который нарушит глобальную цепочку поставок автомобилей. Министерство торговли Китая, Министерство промышленности и информационных технологий, а также Национальная комиссия по развитию и реформам не ответили на запросы The Wall Street Journal о комментарии.
В этом году цены на товары, поставляемые из Китая, упали примерно на 20%. По мнению экономистов, это падение частично отражает ослабление в цепочке поставок, но также является признаком того, что китайские продавцы делают скидки, чтобы сохранить или расширить долю рынка в период ослабления мирового спроса. Местные органы власти в Китае субсидируют активность компаний за границей, чтобы те продавали больше товаров за рубежом, в том числе организуют для них чартерные рейсы. Власти призывают банки предоставлять кредиты компаниям, которые хотят расширяться в странах, участвующих в китайской программе «Один пояс, один путь». Пекин также призвал финансовые учреждения направлять кредиты в производственный сектор. Кроме того, китайские производители получают дополнительное преимущество, благодаря снижению курса национальной валюты: китайский юань находится на самом слабом уровне по отношению к американскому доллару за более чем 15 лет, что делает китайские товары менее дорогими за рубежом. В августовском отчете Goldman Sachs выделил несколько видов продукции, которые в избытке предлагаются в Китае, включая аккумуляторы, экскаваторы и некоторые химикаты. «Китай в условиях ослабления экономики естественно стремится к экспорту», – говорит Брэд Сетсер, эксперт Совета по международным делам. «Но любое значимое расширение китайского экспорта сверх нынешнего уровня приведет к сокращению производства в других странах». Избыток китайского производства имеет и положительные стороны, в том числе поспособтвует снижению инфляции. Так, по оценкам JPMorgan, падение цен у производителей в Китае приведет к снижению мировой инфляции основных товаров за пределами страны на 0,7 процентного пункта во второй половине 2023 года. Однако экономические перспективы самого Китая хуже: стареющее население, огромные долги и ожидания, что недвижимость – важнейшее условие роста – вряд ли сильно восстановится.
Китайские чиновники заявляют, что производители страны ведут честную конкурентную борьбу и что их продукция завоевывает зарубежные рынки, поскольку привлекательна для иностранных покупателей. Пекин осудил расследование Евросоюза, назвав эту меру «протекционистским актом», который нарушит глобальную цепочку поставок автомобилей. Министерство торговли Китая, Министерство промышленности и информационных технологий, а также Национальная комиссия по развитию и реформам не ответили на запросы The Wall Street Journal о комментарии.
В этом году цены на товары, поставляемые из Китая, упали примерно на 20%. По мнению экономистов, это падение частично отражает ослабление в цепочке поставок, но также является признаком того, что китайские продавцы делают скидки, чтобы сохранить или расширить долю рынка в период ослабления мирового спроса. Местные органы власти в Китае субсидируют активность компаний за границей, чтобы те продавали больше товаров за рубежом, в том числе организуют для них чартерные рейсы. Власти призывают банки предоставлять кредиты компаниям, которые хотят расширяться в странах, участвующих в китайской программе «Один пояс, один путь». Пекин также призвал финансовые учреждения направлять кредиты в производственный сектор. Кроме того, китайские производители получают дополнительное преимущество, благодаря снижению курса национальной валюты: китайский юань находится на самом слабом уровне по отношению к американскому доллару за более чем 15 лет, что делает китайские товары менее дорогими за рубежом. В августовском отчете Goldman Sachs выделил несколько видов продукции, которые в избытке предлагаются в Китае, включая аккумуляторы, экскаваторы и некоторые химикаты. «Китай в условиях ослабления экономики естественно стремится к экспорту», – говорит Брэд Сетсер, эксперт Совета по международным делам. «Но любое значимое расширение китайского экспорта сверх нынешнего уровня приведет к сокращению производства в других странах». Избыток китайского производства имеет и положительные стороны, в том числе поспособтвует снижению инфляции. Так, по оценкам JPMorgan, падение цен у производителей в Китае приведет к снижению мировой инфляции основных товаров за пределами страны на 0,7 процентного пункта во второй половине 2023 года. Однако экономические перспективы самого Китая хуже: стареющее население, огромные долги и ожидания, что недвижимость – важнейшее условие роста – вряд ли сильно восстановится.