Коллекторам могут дать свободный доступ к персональным данным россиян
В действительности инициатива выглядит не так однозначно, как ее представляют в информационном поле. С одной стороны, она позволяет избавить россиян, исправно оплачивающих все свои финансовые обязательства, от неприятного общения с взыскателями долгов.
В скором времени Государственная дума России рассмотрит возможность предоставления коллекторским агентствам свободного доступа к телефонам граждан. На этом фоне появились опасения относительно того, насколько правомерно будет использоваться коллекторами такой механизм, и с чем в этой связи придется столкнуться некоторым должникам.
Разговоры о рекордной закредитованности россиян уже перестали быть чем-то вроде страшилок об усугубляющемся экономическом положении страны и сокращении уровня реальных доходов населения – сегодня это реальность, приправленная регулярными отчетами о нарастании совокупного долга граждан перед финансовыми организациями.
Как только речь заходит о кредитах и долгах, появляются и поводы для разговоров о тех, кто не рассчитал свои возможности, а потому столкнулся с таким явлением, как коллекторская деятельность. Надо ли напоминать, сколько жутких историй услышали россияне из СМИ о том, какими способами профессиональные взыскатели долгов пытаются «отстоять» права банков в спорах с неплательщиками. Судя по всему, исправить ситуацию не помогает и законодательное регулирование деятельности коллекторов. Более того, теперь коллекторы планируют получить свободный доступ к телефонам должников, а это, с учетом реальности правоприменения в России, грозит появлением новых историй, связанных, то ли с эксцессом исполнителя, то ли с обычным нежеланием взыскателей соблюдать закон.
Представители НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), как сообщают СМИ, обеспокоены тем фактом, что их звонки должникам могут доставлять беспокойство третьим лицам. Во избежание возникновения таких ситуаций коллекторы решили обратиться к Государственной думе с просьбой дать им законодательное право получать свободный доступ к номерам телефонов заемщиков кредитных организаций.
Речь идет о свободном доступе коллекторов к ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), в которой хранятся персональные данные россиян. Здесь указаны в том числе и номера телефонов, зарегистрированных на тех или иных граждан. Именно к этим номерам и хотят получить доступ российские коллекторы, мотивируя свое желание тем, что на их звонки нередко жалуются граждане, не имеющие никаких долгов.
В НАПКА при этом подчеркивают, что доступ к базе телефонных номеров требуется коллекторам лишь для тех случаев, в которых заемщик случайно или умышленно указывает неправильный контактный номер. В Ассоциации уверяют, что не собираются на основе полученных данных создавать очередную базу данных должников.
В Госдуме же, как рассказал накануне глава думского комитета по финансовым рынкам – депутат от фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков, - готовы изучить это предложение и проверить его на соответствие нормам закона о персональных данных. Парламентарий подчеркнул, что речь пока не ведется о поддержке инициативы НАПКА – депутаты, дескать, готовы лишь к ее рассмотрению.
По словам Аксакова, парламентарии планируют провести тщательную проверку на предмет возможного нарушения закона «О персональных данных». Депутат добавил, что тема предоставления персональных данных россиян коллекторам является весьма деликатной, поэтому предоставить такой доступ Дума согласится лишь в том случае, если будет уверена в том, что подобная мера действительно избавить от общения с коллекторами россиян, не имеющих никаких задолженностей перед банками.
В действительности инициатива выглядит не так однозначно, как ее представляют в информационном поле. С одной стороны, она позволяет избавить россиян, исправно оплачивающих все свои финансовые обязательства, от неприятного общения с взыскателями долгов. С другой – все еще существует риск не совсем правомерного использования коллекторами и кредитными учреждениями огромным массивом данных, который попадет в их распоряжение. И на одни только обещания НАПКА о том, что инициатива Ассоциации преследует благие цели, явно рассчитывать не приходится.
Разговоры о рекордной закредитованности россиян уже перестали быть чем-то вроде страшилок об усугубляющемся экономическом положении страны и сокращении уровня реальных доходов населения – сегодня это реальность, приправленная регулярными отчетами о нарастании совокупного долга граждан перед финансовыми организациями.
Как только речь заходит о кредитах и долгах, появляются и поводы для разговоров о тех, кто не рассчитал свои возможности, а потому столкнулся с таким явлением, как коллекторская деятельность. Надо ли напоминать, сколько жутких историй услышали россияне из СМИ о том, какими способами профессиональные взыскатели долгов пытаются «отстоять» права банков в спорах с неплательщиками. Судя по всему, исправить ситуацию не помогает и законодательное регулирование деятельности коллекторов. Более того, теперь коллекторы планируют получить свободный доступ к телефонам должников, а это, с учетом реальности правоприменения в России, грозит появлением новых историй, связанных, то ли с эксцессом исполнителя, то ли с обычным нежеланием взыскателей соблюдать закон.
Представители НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств), как сообщают СМИ, обеспокоены тем фактом, что их звонки должникам могут доставлять беспокойство третьим лицам. Во избежание возникновения таких ситуаций коллекторы решили обратиться к Государственной думе с просьбой дать им законодательное право получать свободный доступ к номерам телефонов заемщиков кредитных организаций.
Речь идет о свободном доступе коллекторов к ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), в которой хранятся персональные данные россиян. Здесь указаны в том числе и номера телефонов, зарегистрированных на тех или иных граждан. Именно к этим номерам и хотят получить доступ российские коллекторы, мотивируя свое желание тем, что на их звонки нередко жалуются граждане, не имеющие никаких долгов.
В НАПКА при этом подчеркивают, что доступ к базе телефонных номеров требуется коллекторам лишь для тех случаев, в которых заемщик случайно или умышленно указывает неправильный контактный номер. В Ассоциации уверяют, что не собираются на основе полученных данных создавать очередную базу данных должников.
В Госдуме же, как рассказал накануне глава думского комитета по финансовым рынкам – депутат от фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков, - готовы изучить это предложение и проверить его на соответствие нормам закона о персональных данных. Парламентарий подчеркнул, что речь пока не ведется о поддержке инициативы НАПКА – депутаты, дескать, готовы лишь к ее рассмотрению.
По словам Аксакова, парламентарии планируют провести тщательную проверку на предмет возможного нарушения закона «О персональных данных». Депутат добавил, что тема предоставления персональных данных россиян коллекторам является весьма деликатной, поэтому предоставить такой доступ Дума согласится лишь в том случае, если будет уверена в том, что подобная мера действительно избавить от общения с коллекторами россиян, не имеющих никаких задолженностей перед банками.
В действительности инициатива выглядит не так однозначно, как ее представляют в информационном поле. С одной стороны, она позволяет избавить россиян, исправно оплачивающих все свои финансовые обязательства, от неприятного общения с взыскателями долгов. С другой – все еще существует риск не совсем правомерного использования коллекторами и кредитными учреждениями огромным массивом данных, который попадет в их распоряжение. И на одни только обещания НАПКА о том, что инициатива Ассоциации преследует благие цели, явно рассчитывать не приходится.