Алексей Козлов — 24.10.2007 17:49

Кому мешает Промышленный Урал?

Вчера завершился визит председателя Госдумы Бориса Грызлова в Тюмень. Обычный рабочий визит оказался знаковым для всего региона. Спикер посетил форум посвященный решениям VII съезда партии «Единая Россия», где обсуждалась реализация программы «Урал Промышленный - Урал Полярный», которая для партии власти является приоритетной.

Напомним, что «Урал Промышленный - Урал Полярный» предусматривает добычу полезных ископаемых на севере Урала и их транспортировку на юг региона. Для этого планируется создание на Северном Урале инфраструктуры, автомобильных и железных дорог, прокладка энергосетей.

Следует отметить, что еще в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге проект получил поддержку комиссии на выделение из Инфестфонда РФ около 6,5 млрд. рублей. Этим летом на другом форуме в Сочи президент Путин, посещая стенд «Урала Промышленного – Урала Полярного», заявил о своей готовности полностью поддержать проект и был крайне удивлен, что строительство до сих пор не начато.

Собственно, это и стало основной темой обсуждения в Тюмени.

Борис Грызлов не скрывал своего недовольства. По его словам, «правительство до сих пор не приняло решений, чтобы средства инвестиционного фонда поступили в проект». Как считает глава парламента, «торможение происходит на среднем уровне работников правительства». Причем это торможение неслучайно. По мнению Бориса Грызлова, это происходит потому, что «проект невыгоден международным посредникам и компаниям, которые поставляют нам рудный концентрат из-за рубежа. Освоение Приполярного Урала, обеспечение доступа к дешевому сырью может лишить их значительных прибылей».

Отметим, что слова спикера довольно справедливы. Только вряд ли иностранные компании могли бы мешать проекту, если бы не имели поддержку ряда коммерческих структур, которые больше заинтересованы в сиюминутной прибыли, чем в интересах страны.

С этим согласен и губернатор ЯМАО Юрий Неелов. По его словам, «у проекта есть недоброжелатели, которые спекулируют на экологической небезопасности освоения и коренных малочисленных народах севера».

В чьих интересах тормозится развитие проекта, догадаться несложно. Ведь он, по сути, меняет всю расстановку сил на мировой арене, открывая доступ не только к стратегическим запасам сырья, но и к северному морскому пути. Выход новых жд линий к Севморпути не только реанимирует его, но и позволит России существенно, в свою пользу, изменить мировую экономическую конфигурацию. Естественно, что подобная активность нашей страны мало кому нравится. «Урал Промышленный – Урал Полярный» реально входит в образец территориального развития и планирования инвестиционной парадигмы страны. Такое мнение высказал Борис Грызлов.

Но почему-то так получается, что то, что положительно сказывается для России, другим нашим европейским соседям не очень нравится. Как сказал полпред президента Петр Латышев, «сегодня основные ресурсы завозятся в регион за 2-3 тысячи километров из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Это ставит промышленность в весьма уязвимое положение, а всю экономику страны – в зависимость от резких колебаний мировых цен».

С Латышевым согласны и представители крупного бизнеса. Так, по словам главы УГМК Андрея Козицыина, «металлургические гиганты опорного края державы, в том числе имеющие оборонное значение, давно уже попали в сырьевую зависимость от Запада и Востока. На Урал ежегодно завозят 60 млн тонн сырья: две трети потребляемой железной руды, 72 процента хромитов, 80 процентов медного концентрата, 90 процентов потребляемого угля, 100 процентов марганца. Поставки осуществляются не только из некогда союзных республик, но и из Монголии, Турции, Австралии, Южной Америки. Хотя все эти руды и уголь залегают в непосредственной близости от комбинатов – на доселе нехоженых территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов».

Не может не возмущать тот факт, что на сегодняшний день правительство до сих пор не нашло времени для того, чтобы заняться обсуждением этого проекта. Как заявил Латышев, «с июня правительственная комиссия не прикоснулась к данному вопросу. И это при неоднократных поручениях президента. А ведь прежде чем получить обещанные миллиарды из инвестфонда РФ, предстоит пройти нелегкий путь согласований. Но и после того, как соответствующее постановление подпишет премьер, необходимо будет объявить тендер среди подрядных организаций, которые займутся разработкой проектно-сметной документации». Причем, подчеркнул полпред, Корпорация уже сегодня, за счет акционерного капитала, занимается проектно-изыскательскими работами новых жд линий и геологоразведкой.

Кстати, ученые уже приступили к детальной разработке проекта. Как заявил «Веку» председатель совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и Российской академии наук Александр Гранберг, «за минувший год при кураторстве академии подготовлена документация для участия в конкурсе инвестпроектов. «Урал промышленный – Урал Полярный» вошел во все стратегические программы, генеральные схемы и концепции развития страны». Академик сравнивает предстоящее освоение Приполярного Урала с атомным и космическим проектами.

То, что проект нашел такую широкую поддержку, объясняют цифры. Только на первом этапе в ближайшие десять лет эффект от освоения оценивается в 1,5 трлн рублей прироста валового продукта страны, а прямые и косвенные налоги – в 300 млрд рублей. А сроки возврата бюджетных средств не превысят шести лет. Ведь на каждый вложенный бюджетный рубль планируется привлечь шесть рублей частных инвестиций. Автомобильные и железные дороги позволят вовлечь в хозяйственный оборот свыше 300 млн кубов леса, 1,5 млрд тонн нефти, 36 млрд тонн угля, 59 млрд тонн железной руды, миллиарды тонн руд цветных металлов.

Впрочем, «Урал Промышленный – Урал Полярный» позволяет решить не только Федеральные проблемы, решение которых давно ждут регионы. Еще совсем недавно вахтами на севере работали до 10 тысяч тюменцев, сегодня таковых в пять раз меньше. Тюменский юг готов обеспечивать север рабочей силой, заниматься проектированием и научным сопровождением проектов, производить необходимое оборудование.

По словам губернатора Югры Александра Филиппенко, «у нас получается сказка про белого бычка. Да, нам нужно сырье. Но выделять ли для его освоения финансовые ресурсы? Вдруг имеющихся запасов недостаточно? И так по кругу. От пустых разговоров давно необходимо переходить к делу, ускоряясь в подготовке сырьевой базы».

Возмущение губернатора понять можно, ведь регионам фактически запретили «влиять» на проходящие по их территориям федеральные магистрали. Государство ведет себя подобно собаке на сене. Сама не ест и другим не дает. Федерация и сама не вкладывает деньги в реанимацию и развитие железных, автомобильных дорог и субъектам такой возможности не дает. В результате, магистрали приходят, мягко говоря, в ненормативное состояние, а страдают конкретные люди, заявил Филлипенко.

Трудно понять почему, когда под проект подведены экономические обоснования, он поддержан инвестфондом, президентом, правительство словно не слышит или не хочет слышать о скорейшей его реализации.

Не хотелось бы говорить о чьем-то антилоббизме «Урала Промышленного- Урала Полярного». Но все происходящее очень напоминает это. Сейчас, когда у нас есть достаточно сырьевых запасов и цены на нефть держат свою высокую планку, выгодней вкладывать свои деньги в «трубу» и получать с этого сверхприбыли. Только зачем снова совершать прошлые ошибки, когда можно уже сегодня на много лет вперед решить проблемы федерального значения, которые могут возникнуть через 10 лет.
Полная версия публикации
Экономика 03.08.2006 16:42
Ни один летчик не поверит МАКу
Экономика 05.08.2009 12:15
Инфляция поехала на дорожающем бензине
Экономика 27.11.2006 14:28
Донские комбайны активно покоряют Урал