Кому выгодны пляски на костях
Воистину, неисповедимы пути Господни. Определенные круги Польши с упорством, достойным удивления, продолжают, как выразилась официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на своей странице в Facebook, «бесконечный фантазийный процесс».
Они ищут все новые причины для обвинения России в преднамеренной организации катастрофы Ту-154 под Смоленском в апреле 2010 года, унесшей жизнь президента Польши Леха Качиньского и других польских высокопоставленных лиц.
В ответ на вопрос генеральному директору Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Мельниченко, чем вызваны бесконечные фантазии, Сергей Александрович был конкретен:
- То шли обвинения во взрыве на борту, теперь вот собираются привлечь к суду российских диспетчеров. Вообще-то, наше агентство берется комментировать лишь ошибки либо в небе, либо на земле, приведшие к катастрофе. Здесь же чистая политика, и мне нечего добавить к тому, что стало известно сразу же после опубликования выводов, сделанных Межгосударственным авиационным комитетом. Кстати, техническая комиссия МАК работала не только совместно со специалистами Минобороны РФ, но и с участием уполномоченного представителя и технических экспертов Республики Польша, что полностью соответствовало Приложению 13 к Чикагской Конвенции.
Кстати, как зафиксировано в документе МАК, опубликованном 11 февраля 2011 года, «именно польские авиационные эксперты по записи бортового речевого самописца определили, что генерал Анджей Бласик находился в пилотской кабине при полете самолета на посадочной прямой. По результатам оценки психоэмоционального состояния командира воздушного судна, проведенной российскими и польскими авиационными психологами, было установлено, что «безучастность командующего ВВС Республики Польша А. Бласика к разрешению возникшей крайне опасной ситуации оказала влияние на формирование решения КВС о снижении ниже высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами».
И дальше: «На основании проведенных исследований Техническая комиссия пришла к выводу, что одной из составляющих цепи причин происшествия явилось присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, что оказало психологическое давление на принятие решения командиром воздушного судна о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки «во что бы то ни стало». Следует отметить, что, по имеющимся данным, факты оказания давления на пилотов 36-го специального транспортного полка Республики Польша со стороны высокопоставленных пассажиров имели место и ранее».
А что было ранее? Известно, что за штурвалом погибшего Ту-154 находился 35-летний командир корабля Аркадиуш Протасюк, уже переживший за два года до этого подобный стресс, будучи вторым пилотом польского борта №1. Тогда, в разгар конфликта в Южной Осетии, президент Польши Лех Качиньский летел в Тбилиси вместе с внушительной «командой поддержки Грузии». Компанию ему составляли президенты Украины Виктор Ющенко, Литвы - Вальдас Адамкус, Эстонии - Тоомас Ильвес и премьер-министр Латвии Ивар Годманис. Дело в том, что приказа известного своим крутым характером Качиньского лететь непосредственно в Тбилиси ослушался командир экипажа Гжегож Петручук. Причем, ссылаясь на запрет в соответствии с требованиями ИКАО, полета над зоной боевых действий. В результате «группа поддержки» оказалась вместо Тбилиси на аэродроме азербайджанского города Гянджа, и добираться в грузинскую столицу им пришлось на автотранспорте. Что любопытно, так это признание минобороны Польши тогдашних действий Петручука единственно верными. Ему даже вручили медаль и… отстранили от полетов особой важности.
Итак, все, вроде, ясно. Экипаж, попав в сложную ситуацию над смоленским аэродромом, был в страхе, опасаясь гнева своего главного пассажира. Менее чем за три минуты до крушения в кабине прозвучали фразы: «Я не знаю, но если мы здесь не сядем, то он будет ко мне приставать» и «Он взбесится». «Экипаж самовольно продолжил снижение ниже установленной высоты ухода на второй круг 100 метров. Экипаж понимал, что самолет находится выше глиссады, что подтверждается установкой и выдерживанием вертикальной скорости в два раза большей, чем расчетная скорость при полете по глиссаде. Вывод польской стороны о том, что информация руководителя зоны посадки укрепляла экипаж во мнении о корректном выполнении захода на посадку, безоснователен и опровергается фактическими действиями экипажа», - заявил на специально проведенной пресс-конференции в августе 2011 года руководитель технической комиссии МАК Алексей Морозов.
Ясно, но, похоже, не всем, особенно тем, кто устраивает на костях погибших первых лиц Польши пляски пересмотра предельно конкретных расследованных причин этой ужасной катастрофы. Пытаясь подбросить огонька в костер и без того непростых отношений между нашими народами.
В ответ на вопрос генеральному директору Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Мельниченко, чем вызваны бесконечные фантазии, Сергей Александрович был конкретен:
- То шли обвинения во взрыве на борту, теперь вот собираются привлечь к суду российских диспетчеров. Вообще-то, наше агентство берется комментировать лишь ошибки либо в небе, либо на земле, приведшие к катастрофе. Здесь же чистая политика, и мне нечего добавить к тому, что стало известно сразу же после опубликования выводов, сделанных Межгосударственным авиационным комитетом. Кстати, техническая комиссия МАК работала не только совместно со специалистами Минобороны РФ, но и с участием уполномоченного представителя и технических экспертов Республики Польша, что полностью соответствовало Приложению 13 к Чикагской Конвенции.
Кстати, как зафиксировано в документе МАК, опубликованном 11 февраля 2011 года, «именно польские авиационные эксперты по записи бортового речевого самописца определили, что генерал Анджей Бласик находился в пилотской кабине при полете самолета на посадочной прямой. По результатам оценки психоэмоционального состояния командира воздушного судна, проведенной российскими и польскими авиационными психологами, было установлено, что «безучастность командующего ВВС Республики Польша А. Бласика к разрешению возникшей крайне опасной ситуации оказала влияние на формирование решения КВС о снижении ниже высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами».
И дальше: «На основании проведенных исследований Техническая комиссия пришла к выводу, что одной из составляющих цепи причин происшествия явилось присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, что оказало психологическое давление на принятие решения командиром воздушного судна о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки «во что бы то ни стало». Следует отметить, что, по имеющимся данным, факты оказания давления на пилотов 36-го специального транспортного полка Республики Польша со стороны высокопоставленных пассажиров имели место и ранее».
А что было ранее? Известно, что за штурвалом погибшего Ту-154 находился 35-летний командир корабля Аркадиуш Протасюк, уже переживший за два года до этого подобный стресс, будучи вторым пилотом польского борта №1. Тогда, в разгар конфликта в Южной Осетии, президент Польши Лех Качиньский летел в Тбилиси вместе с внушительной «командой поддержки Грузии». Компанию ему составляли президенты Украины Виктор Ющенко, Литвы - Вальдас Адамкус, Эстонии - Тоомас Ильвес и премьер-министр Латвии Ивар Годманис. Дело в том, что приказа известного своим крутым характером Качиньского лететь непосредственно в Тбилиси ослушался командир экипажа Гжегож Петручук. Причем, ссылаясь на запрет в соответствии с требованиями ИКАО, полета над зоной боевых действий. В результате «группа поддержки» оказалась вместо Тбилиси на аэродроме азербайджанского города Гянджа, и добираться в грузинскую столицу им пришлось на автотранспорте. Что любопытно, так это признание минобороны Польши тогдашних действий Петручука единственно верными. Ему даже вручили медаль и… отстранили от полетов особой важности.
Итак, все, вроде, ясно. Экипаж, попав в сложную ситуацию над смоленским аэродромом, был в страхе, опасаясь гнева своего главного пассажира. Менее чем за три минуты до крушения в кабине прозвучали фразы: «Я не знаю, но если мы здесь не сядем, то он будет ко мне приставать» и «Он взбесится». «Экипаж самовольно продолжил снижение ниже установленной высоты ухода на второй круг 100 метров. Экипаж понимал, что самолет находится выше глиссады, что подтверждается установкой и выдерживанием вертикальной скорости в два раза большей, чем расчетная скорость при полете по глиссаде. Вывод польской стороны о том, что информация руководителя зоны посадки укрепляла экипаж во мнении о корректном выполнении захода на посадку, безоснователен и опровергается фактическими действиями экипажа», - заявил на специально проведенной пресс-конференции в августе 2011 года руководитель технической комиссии МАК Алексей Морозов.
Ясно, но, похоже, не всем, особенно тем, кто устраивает на костях погибших первых лиц Польши пляски пересмотра предельно конкретных расследованных причин этой ужасной катастрофы. Пытаясь подбросить огонька в костер и без того непростых отношений между нашими народами.