Кормить или не кормить - президентский завтрак в регионах
Бесплатные горячие завтраки для учеников младших классов всей страны – фраза из Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию в январе 2020 года встряхнула сферу школьного питания и добавила забот региональным властям.
Когда все-таки будут кормить и можно ли быть к этому не готовым – мы выясняли с профильными экспертами.
С 1 сентября 2020 года все школьники начальных классов в России должны получать горячее бесплатное питание. Этот тезис из Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию лег в основу изменений в законодательство, которые в просторечии получили название закона о школьном питании. Позже глава государства признался, что его инициатива не встретила понимания. «Все были против», — заявил президент. Этот фрагмент показали в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1». Кто именно эти «все», осталось за кадром.
При этом законопроект предусматривает переходный период в течение трех лет. Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова в ходе совещания президента с членами правительства в начале февраля, 68 регионов подтверждают готовность запустить проект #президентскийзавтрак уже в этом году. Проверять готовность регионов будет Роспотребнадзор. С 1 сентября до конца календарного года федеральный бюджет потратит на питание школьников 21 млрд. рублей. Когда проект стартует во всех регионах, бесплатное питание для младших школьников будет стоить стране 53 млрд. рублей в год. В официальном письме Минпросвещения сообщается, что государство собирается профинансировать от 60% до 80% стоимости рационов в зависимости от благосостояния региона. Обеспокоенность – готовы ли регионы кормить детей – высказала в конце февраля и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, поэтому она поручила первому заместителю министра просвещения РФ Павлу Зеньковичу тщательно проверить ситуацию на местах. При этом Матвиенко добавила, что ей кажется, будто все находятся в расслабленном состоянии. После этого она предложила в ближайшие два месяца провести совещание, на котором будут заслушаны доклады региональных представителей о сложившейся ситуации.
«Первая редакция поправок в законодательство, которые предусматривали возможность кормить учеников младших классов бесплатно, вкусно и полезно, появилась еще осенью прошлого года. И тогда среди чиновников пошли разговоры, что реализовать это начинание невозможно. Приводились самые разные доводы – федеральные бюджеты разворуют, школы не готовы, контролировать проект из Москвы невозможно. И даже после прямого поручения президента и принятия изменений в законодательство остается главное противоречие. Все-таки с 1 сентября нужно кормить всех школьников в стране? Или только в тех регионах, которые готовы? И главное – где критерии готовности или неготовности школы, региона в целом? Их просто нет, говорю вам ответственно. В законе написано прямо: с 1 сентября учеников младших классов обязаны кормить во всех субъектах, во всех школах, в которых есть техническая готовность, за это отвечают муниципалитеты и это не зависит от федерального софинансирования», - заявил «Веку» руководитель АНО «За школьное питание» и «Института отраслевого питания» Владимир Чернигов.
Согласно информации, которую получил из регионов сайт «За школьное питание», некоторые регионы рапортуют о том, что уже кормят младшие классы горячими завтраками. Всего получены ответы из 56 субъектов, среди которых Амурская, Сахалинская и Свердловская области, Республика Крым, Приморский край, а также Чукотский АО. О поэтапном внедрении проекта заявили в Алтайском и Камчатском краях, Астраханской области и Чеченской Республике. Отвечая на вопрос о готовности школ, о полной готовности говорят 26 субъектов. Частичная готовность существует в Магаданской и Тамбовской областях – 98%, Забайкальском крае – 96%, Новосибирской и Самарской областях – 99%, Владимирская и Кемеровская области планируют обеспечить 100% готовность к 1 сентября. Власти Калининградской области сообщили, что степени готовности региона будет судить Роспотребнадзор.
По информации Института проблем образовательной политики «Эврика», опираясь на среднюю стоимость одноразового горячего питания на ребенка с учетом требований СанПиН, годовые расходы на данный проект могут составить до 89 млрд. рублей.
«Пока нам обещают, что около 80% стоимости бесплатного горячего питания возьмет на себя федеральный бюджет», - заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Ряд регионов уже подсчитал, сколько денег им нужно из федерального бюджета на финансирование проекта. К примеру, Калужская область просит 450 млн. рублей, Томская – 800 млн. рублей, Удмуртия – 830 млн. рублей. Омской области потребуется от 800 млн. до 1 млрд. рублей в год. «Пока не будет разработана норма, что должны есть наши дети, нельзя точно рассчитать стоимость завтрака. Почему в одних регионах он стоит 100 с лишним рублей, а в других 50?», - отметил, в свою очередь, Чернигов.
Политолог, шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» Семен Уралов в своем комментарии подчеркнул, что в ходе реализации этого проекта руководителям регионов придется решать ряд задач, которые для них станут настоящим политическим и социальным испытанием. «Отдавать социальное питание крупным операторам или привлекать местных производителей – от этого будут зависеть и стоимость, и качество. Если региональные власти просто пойдут на поводу у низкой цены, то весь рынок поделят крупные компании, работающие на федеральном уровне. Но если власти смогут подойти к вопросу креативно, то возможны интересные эксперименты, которые дадут кумулятивный эффект для региональной экономики. Так, регионы Урала и Сибири могут проводить оптовые закупки овощей и фруктов в Казахстане и Киргизии, строить центры хранения и первичной переработки. Центральный и Северо-Западный федеральные округа могут обеспечить долгосрочными контрактами южные регионы России и Армению. Уверен, что через полгода разница в стоимости усредненного «завтрака школьника» между регионами будет отличаться в разы. По этой стоимости и будет видно, кто из местных начальников способен к решению управленческих задач, а кто просто администрирует бюджетные потоки», - отметил Уралов.
С 1 сентября 2020 года все школьники начальных классов в России должны получать горячее бесплатное питание. Этот тезис из Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию лег в основу изменений в законодательство, которые в просторечии получили название закона о школьном питании. Позже глава государства признался, что его инициатива не встретила понимания. «Все были против», — заявил президент. Этот фрагмент показали в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1». Кто именно эти «все», осталось за кадром.
При этом законопроект предусматривает переходный период в течение трех лет. Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова в ходе совещания президента с членами правительства в начале февраля, 68 регионов подтверждают готовность запустить проект #президентскийзавтрак уже в этом году. Проверять готовность регионов будет Роспотребнадзор. С 1 сентября до конца календарного года федеральный бюджет потратит на питание школьников 21 млрд. рублей. Когда проект стартует во всех регионах, бесплатное питание для младших школьников будет стоить стране 53 млрд. рублей в год. В официальном письме Минпросвещения сообщается, что государство собирается профинансировать от 60% до 80% стоимости рационов в зависимости от благосостояния региона. Обеспокоенность – готовы ли регионы кормить детей – высказала в конце февраля и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, поэтому она поручила первому заместителю министра просвещения РФ Павлу Зеньковичу тщательно проверить ситуацию на местах. При этом Матвиенко добавила, что ей кажется, будто все находятся в расслабленном состоянии. После этого она предложила в ближайшие два месяца провести совещание, на котором будут заслушаны доклады региональных представителей о сложившейся ситуации.
«Первая редакция поправок в законодательство, которые предусматривали возможность кормить учеников младших классов бесплатно, вкусно и полезно, появилась еще осенью прошлого года. И тогда среди чиновников пошли разговоры, что реализовать это начинание невозможно. Приводились самые разные доводы – федеральные бюджеты разворуют, школы не готовы, контролировать проект из Москвы невозможно. И даже после прямого поручения президента и принятия изменений в законодательство остается главное противоречие. Все-таки с 1 сентября нужно кормить всех школьников в стране? Или только в тех регионах, которые готовы? И главное – где критерии готовности или неготовности школы, региона в целом? Их просто нет, говорю вам ответственно. В законе написано прямо: с 1 сентября учеников младших классов обязаны кормить во всех субъектах, во всех школах, в которых есть техническая готовность, за это отвечают муниципалитеты и это не зависит от федерального софинансирования», - заявил «Веку» руководитель АНО «За школьное питание» и «Института отраслевого питания» Владимир Чернигов.
Согласно информации, которую получил из регионов сайт «За школьное питание», некоторые регионы рапортуют о том, что уже кормят младшие классы горячими завтраками. Всего получены ответы из 56 субъектов, среди которых Амурская, Сахалинская и Свердловская области, Республика Крым, Приморский край, а также Чукотский АО. О поэтапном внедрении проекта заявили в Алтайском и Камчатском краях, Астраханской области и Чеченской Республике. Отвечая на вопрос о готовности школ, о полной готовности говорят 26 субъектов. Частичная готовность существует в Магаданской и Тамбовской областях – 98%, Забайкальском крае – 96%, Новосибирской и Самарской областях – 99%, Владимирская и Кемеровская области планируют обеспечить 100% готовность к 1 сентября. Власти Калининградской области сообщили, что степени готовности региона будет судить Роспотребнадзор.
По информации Института проблем образовательной политики «Эврика», опираясь на среднюю стоимость одноразового горячего питания на ребенка с учетом требований СанПиН, годовые расходы на данный проект могут составить до 89 млрд. рублей.
«Пока нам обещают, что около 80% стоимости бесплатного горячего питания возьмет на себя федеральный бюджет», - заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Ряд регионов уже подсчитал, сколько денег им нужно из федерального бюджета на финансирование проекта. К примеру, Калужская область просит 450 млн. рублей, Томская – 800 млн. рублей, Удмуртия – 830 млн. рублей. Омской области потребуется от 800 млн. до 1 млрд. рублей в год. «Пока не будет разработана норма, что должны есть наши дети, нельзя точно рассчитать стоимость завтрака. Почему в одних регионах он стоит 100 с лишним рублей, а в других 50?», - отметил, в свою очередь, Чернигов.
Политолог, шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» Семен Уралов в своем комментарии подчеркнул, что в ходе реализации этого проекта руководителям регионов придется решать ряд задач, которые для них станут настоящим политическим и социальным испытанием. «Отдавать социальное питание крупным операторам или привлекать местных производителей – от этого будут зависеть и стоимость, и качество. Если региональные власти просто пойдут на поводу у низкой цены, то весь рынок поделят крупные компании, работающие на федеральном уровне. Но если власти смогут подойти к вопросу креативно, то возможны интересные эксперименты, которые дадут кумулятивный эффект для региональной экономики. Так, регионы Урала и Сибири могут проводить оптовые закупки овощей и фруктов в Казахстане и Киргизии, строить центры хранения и первичной переработки. Центральный и Северо-Западный федеральные округа могут обеспечить долгосрочными контрактами южные регионы России и Армению. Уверен, что через полгода разница в стоимости усредненного «завтрака школьника» между регионами будет отличаться в разы. По этой стоимости и будет видно, кто из местных начальников способен к решению управленческих задач, а кто просто администрирует бюджетные потоки», - отметил Уралов.