Козак вместо Суркова?
Кремль рассматривает вариант замены переговорщика с США. До сих пор рауты Волкера и Суркова носили чуть ли не судьбоносный характер. Теперь, кажется, Суркова решили поменять. Кого и почему прочат на это место?
Я пригожусь тебе еще
С первых чисел апреля в СМИ курсируют слухи, что в ближайшее время Владислава Суркова на переговорах с США заменит другой человек. Подогрел конспирологию и сам помощник президента, опубликовавший в журнале «Россия в глобальной политике» свои размышления, озаглавленные «Одиночество полукровки (14+)».
Если отбросить весь романтический флер, то Сурков пытается продвинуть свою собственную версию как грядущих перестановок в переговорах с Западом, так и намекнуть на изменения внешнеполитического курса РФ в целом. С самого начала стоит обратить внимание на такой показательный момент: Сурков опубликовал свои размышления в прозападном журнале «Россия в глобальной политике».
Итак, по словам Суркова, в эти дни происходит смена внешнеполитического курса России. Если до Петра Первого страна четыре века двигалась на Восток, затем четыре века шла на Запад, то сейчас наступает «третий период», когда «полукровка» Россия будет искать свое место в мире. «Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима...», - пишет Сурков. Толстый намек на сегодняшние обстоятельства, когда Сурков занимается тем, чем занимался всегда – переформулирует ситуацию, чтобы подать ее в выгодном для себя свете. Как известно, четыре раунда переговоров со специальным представителем Госдепартамента США Куртом Волкером ни к каким подвижкам не привели. Однако, по версии Суркова, это не он не смог добиться результата как переговорщик, а Россия меняет свой внешнеполитический вектор. Поэтому западник Сурков уходит. Но не в отставку как «хромая утка», а в боевой резерв, демонстрируя готовность пригодиться родной стране, когда настанет подходящий момент.
«Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону»
Показательно, как отрабатывает месседжи информационная поддержка. Самый красноречивый пример – это газета «Взгляд», выступающая в качестве информационного листка западников во главе с Сурковым. Например, один из авторов на полном серьезе доказывает, что стратегическая цель России – это перехватить лидерство в западном мире у США. Что, конечно, выглядит очень трогательно на фоне «дела Скрипаля», бомбардировок Сирии и других… Другой автор доказывает, «что Востока никакого не существует», соответственно, выбор «третьего пути» изначально является ложным. А, значит, единственно верный путь – это путь на Запад. Правда, автор не продолжает развивать свою мысль.
Скорее всего, понимает, что предлагает замкнутый круг. Чтобы идти на Запад, нужно договориться с западным миром, чем и пытался заниматься Сурков. «Договориться» в понимании российских западников – это пойти именно на те уступки, которых хочет Запад. А раз Запад не устраивают уступки в виде ликвидации ДНР и ЛНР и ухода России с Донбасса под видом Минских соглашений и тому подобное – нужно пойти на еще большие уступки. И по этому замкнутому кругу можно бежать до бесконечности (думая при этом, что бежишь на Запад).
Третий - не лишний
Начиная с 2014 года за внешнеполитический курс особо остро конкурировали две группы влияния – западники и приверженцы жесткой линии. Условные западники, одним из публичных лиц которых является Владислав Сурков, видят политическую элиту России частью политических и деловых кругов Запада. Если для интеграции в экономическую модель и политическую элиту нужно пойти на уступки – западники готовы договариваться с Западом и на условиях Запада. В целом – это та же позиция, которая преобладала у российского истеблишмента в 90-е, но чуть модифицированная под нового президента и «Крым – наш!»
Конкурирующую политическую группу более верно назвать не «почвенниками» или «восточниками», а сторонниками договариваться с Западом, демонстрируя жесткую линию поведения. После 2014 года («14+», если говорить словами Суркова) сторонников жесткой линии отодвинули от внешней политики. Например, Вячеслава Володина командировали руководить Госдумой РФ.
Теперь, по версии источников, Кремль планирует на смену Суркову назначить переговорщиком представителя «умеренных» - нынешнего вице-премьера Дмитрия Козака. Именно на Козака намекает ассоциирующий себя с западным курсом Сурков, когда пишет об «идеологии третьего пути».
Дмитрий Козак – яркий представитель так называемой «питерской команды». Уроженец села Бандурово (Кировоградская область УССР) сформировался как личность и начал свою карьеру именно в Ленинграде. В 1990 - 1991 годах Козак работал заместителем начальника юридического управления Ленинградского горисполкома, затем руководил юридическим управлением Ленсовета. А во времена Анатолия Собчака он стал главой юридического комитета мэрии Санкт-Петербурга.
Журналисты вспоминают, что у главного юриста Санкт-Петербурга была забавная привычка – он не любил ходить на заседания городского совета, а смотрел сессию по телевизору в своем кабинете. Поэтому было очень забавно наблюдать, как Козак врывался на заседание в особо острые моменты, когда речь шла о голосовании за действительно важные документы. Но поскольку Козак считался высокопрофессиональным юристом, он умудрялся опротестовывать и отправлять в мусорную корзину до 80% решений городских депутатов. При этом никаких вопросов к нему не возникало. После того как Анатолий Собчак в 1996 году проиграл выборы мэра своему заместителю Владимиру Яковлеву, Путин, Медведев и другие отказались работать в команде нового главы Санкт-Петербурга, согласился только Козак. В дальнейшем Козак вслед за Владимиром Путиным перебрался в Москву, а его политическая карьера развивалась в привязке к биографии президента РФ и «питерских».
То ли снаружи, то ли внутри
Хотя Козак зарекомендовал себя как человек, который успешно реализовывал крупные проекты (например, зимняя Олимпиада-2014 в Сочи) и решал поставленные задачи, но вопросами внешней политики занимался лишь эпизодически.
Самый известный пример – это «Меморандум Козака». «Меморандум» представлял собой план по объединению Молдавии и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Авторы предлагали решить проблему Приднестровья путем трансформации Молдавии в федеративное государство. Разработав и парафировав текст, президент Молдавии Владимир Воронин и глава ПМР Игорь Смирнов договорились о том, «что окончательное урегулирование приднестровской проблемы должно осуществляться путем преобразования государственного устройства Республики Молдова». Планировалось, что Молдавия и ПМР разработают и проведут всенародное обсуждение и не позже 31 октября 2004 года примут новую Конституцию страны. Новая Конституция должна была закрепить не только федеративный порядок, но и нейтральный статус нового государства, которое добровольно ликвидирует свою армию.
Приднестровье (а также Гагаузия) в новой форме государственного устройства должны были получить статус субъекта федерации, имеющего собственную законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, свою Конституцию, бюджет, государственную символику и т. д. «Меморандум» предлагал предохранитель против такого варианта, когда федеральная власть Молдавии примет решение о присоединении к другому государству. Сегодня мы понимаем, что это Румыния, чьи власти открыто декларируют планы включить Молдавию в состав своего государства. В таком случае Приднестровье и Гагаузия по Конституции получали право на выход из состава федерации.
В 2003 году Козаку удалось свести позиции руководства Молдавии и ПМР к общему знаменателю, президент Молдавии Владимир Воронин и глава ПМР Игорь Смирнов даже парафировали текст «Меморандума». Однако в самый последний момент Воронин «нажал на тормоз» - в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года президент Молдавии дезавуировал свои слова.
Примечательно, что задний ход Воронин включил за считанные дни до заявленного визита Путина в Кишинев, который власти РФ оперативно отменили. Бывший глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл спустя годы пояснил, что, узнав о трех новых статьях, касающихся военного присутствия России в Приднестровье, на Воронина надавили с тем, чтобы он не подписывал договор. По его словам, «США, представители ЕС и ОБСЕ считали военное присутствие, не согласованное с другими подписчиками ДОВСЕ, неприемлемым». С другой стороны, миротворческая миссия РФ в Приднестровье все равно находится на территории ПМР и по сей день без всякого ДОВСЕ.
Из этой попытки Козака можно сделать противоречивые выводы. С одной стороны, он успешно нашел компромисс для сторон конфликта. С другой, оказался не готов к вмешательству третьей стороны. Впрочем, в этом заключается главная отличительная черта российской политики последних лет, и вопрос в том, сможет ли Козак здесь что-то предложить?
Володин пока в резерве
Если Кремль пойдет на замену переговорщика в диалоге с США, то рокировка Суркова на Козака – это повод сделать следующие выводы.
Во-первых, Кремль пока не готов к полноценному ужесточению своей линии поведения по отношению к США и Западу в целом. Если бы в администрации президента РФ приняли решение о кардинальных переменах, то выдвинули бы на первые роли кого-то из сторонников жесткой линии – того же Володина и так далее. Поэтому, с одной стороны, Кремль не готов к резким шагам. А, с другой, оставляет для себя свободу маневра, когда сначала задача договориться с США ставится перед представителем «третьей силы», а затем на первые роли можно выдвинуть либо западников, либо сторонников жесткой линии. Для сравнения: Вячеслав Володин и руководители фракций Госдумы в ответ на новые санкции разработали законопроект «О мерах противодействия», предлагая жестко отреагировать на решения США.
Во-вторых, Кремль повышает статус переговорщика, потому что Козак – представитель «питерских» в отличие от Суркова.
В-третьих, назначение Дмитрия Козака означает, что Кремль по инерции продолжает рассматривать отношения с Украиной и войну в Донбассе в том числе в контексте своей внутренней политики.
С первых чисел апреля в СМИ курсируют слухи, что в ближайшее время Владислава Суркова на переговорах с США заменит другой человек. Подогрел конспирологию и сам помощник президента, опубликовавший в журнале «Россия в глобальной политике» свои размышления, озаглавленные «Одиночество полукровки (14+)».
Если отбросить весь романтический флер, то Сурков пытается продвинуть свою собственную версию как грядущих перестановок в переговорах с Западом, так и намекнуть на изменения внешнеполитического курса РФ в целом. С самого начала стоит обратить внимание на такой показательный момент: Сурков опубликовал свои размышления в прозападном журнале «Россия в глобальной политике».
Итак, по словам Суркова, в эти дни происходит смена внешнеполитического курса России. Если до Петра Первого страна четыре века двигалась на Восток, затем четыре века шла на Запад, то сейчас наступает «третий период», когда «полукровка» Россия будет искать свое место в мире. «Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима...», - пишет Сурков. Толстый намек на сегодняшние обстоятельства, когда Сурков занимается тем, чем занимался всегда – переформулирует ситуацию, чтобы подать ее в выгодном для себя свете. Как известно, четыре раунда переговоров со специальным представителем Госдепартамента США Куртом Волкером ни к каким подвижкам не привели. Однако, по версии Суркова, это не он не смог добиться результата как переговорщик, а Россия меняет свой внешнеполитический вектор. Поэтому западник Сурков уходит. Но не в отставку как «хромая утка», а в боевой резерв, демонстрируя готовность пригодиться родной стране, когда настанет подходящий момент.
«Дан приказ: ему — на запад, ей — в другую сторону»
Показательно, как отрабатывает месседжи информационная поддержка. Самый красноречивый пример – это газета «Взгляд», выступающая в качестве информационного листка западников во главе с Сурковым. Например, один из авторов на полном серьезе доказывает, что стратегическая цель России – это перехватить лидерство в западном мире у США. Что, конечно, выглядит очень трогательно на фоне «дела Скрипаля», бомбардировок Сирии и других… Другой автор доказывает, «что Востока никакого не существует», соответственно, выбор «третьего пути» изначально является ложным. А, значит, единственно верный путь – это путь на Запад. Правда, автор не продолжает развивать свою мысль.
Скорее всего, понимает, что предлагает замкнутый круг. Чтобы идти на Запад, нужно договориться с западным миром, чем и пытался заниматься Сурков. «Договориться» в понимании российских западников – это пойти именно на те уступки, которых хочет Запад. А раз Запад не устраивают уступки в виде ликвидации ДНР и ЛНР и ухода России с Донбасса под видом Минских соглашений и тому подобное – нужно пойти на еще большие уступки. И по этому замкнутому кругу можно бежать до бесконечности (думая при этом, что бежишь на Запад).
Третий - не лишний
Начиная с 2014 года за внешнеполитический курс особо остро конкурировали две группы влияния – западники и приверженцы жесткой линии. Условные западники, одним из публичных лиц которых является Владислав Сурков, видят политическую элиту России частью политических и деловых кругов Запада. Если для интеграции в экономическую модель и политическую элиту нужно пойти на уступки – западники готовы договариваться с Западом и на условиях Запада. В целом – это та же позиция, которая преобладала у российского истеблишмента в 90-е, но чуть модифицированная под нового президента и «Крым – наш!»
Конкурирующую политическую группу более верно назвать не «почвенниками» или «восточниками», а сторонниками договариваться с Западом, демонстрируя жесткую линию поведения. После 2014 года («14+», если говорить словами Суркова) сторонников жесткой линии отодвинули от внешней политики. Например, Вячеслава Володина командировали руководить Госдумой РФ.
Теперь, по версии источников, Кремль планирует на смену Суркову назначить переговорщиком представителя «умеренных» - нынешнего вице-премьера Дмитрия Козака. Именно на Козака намекает ассоциирующий себя с западным курсом Сурков, когда пишет об «идеологии третьего пути».
Дмитрий Козак – яркий представитель так называемой «питерской команды». Уроженец села Бандурово (Кировоградская область УССР) сформировался как личность и начал свою карьеру именно в Ленинграде. В 1990 - 1991 годах Козак работал заместителем начальника юридического управления Ленинградского горисполкома, затем руководил юридическим управлением Ленсовета. А во времена Анатолия Собчака он стал главой юридического комитета мэрии Санкт-Петербурга.
Журналисты вспоминают, что у главного юриста Санкт-Петербурга была забавная привычка – он не любил ходить на заседания городского совета, а смотрел сессию по телевизору в своем кабинете. Поэтому было очень забавно наблюдать, как Козак врывался на заседание в особо острые моменты, когда речь шла о голосовании за действительно важные документы. Но поскольку Козак считался высокопрофессиональным юристом, он умудрялся опротестовывать и отправлять в мусорную корзину до 80% решений городских депутатов. При этом никаких вопросов к нему не возникало. После того как Анатолий Собчак в 1996 году проиграл выборы мэра своему заместителю Владимиру Яковлеву, Путин, Медведев и другие отказались работать в команде нового главы Санкт-Петербурга, согласился только Козак. В дальнейшем Козак вслед за Владимиром Путиным перебрался в Москву, а его политическая карьера развивалась в привязке к биографии президента РФ и «питерских».
То ли снаружи, то ли внутри
Хотя Козак зарекомендовал себя как человек, который успешно реализовывал крупные проекты (например, зимняя Олимпиада-2014 в Сочи) и решал поставленные задачи, но вопросами внешней политики занимался лишь эпизодически.
Самый известный пример – это «Меморандум Козака». «Меморандум» представлял собой план по объединению Молдавии и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Авторы предлагали решить проблему Приднестровья путем трансформации Молдавии в федеративное государство. Разработав и парафировав текст, президент Молдавии Владимир Воронин и глава ПМР Игорь Смирнов договорились о том, «что окончательное урегулирование приднестровской проблемы должно осуществляться путем преобразования государственного устройства Республики Молдова». Планировалось, что Молдавия и ПМР разработают и проведут всенародное обсуждение и не позже 31 октября 2004 года примут новую Конституцию страны. Новая Конституция должна была закрепить не только федеративный порядок, но и нейтральный статус нового государства, которое добровольно ликвидирует свою армию.
Приднестровье (а также Гагаузия) в новой форме государственного устройства должны были получить статус субъекта федерации, имеющего собственную законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, свою Конституцию, бюджет, государственную символику и т. д. «Меморандум» предлагал предохранитель против такого варианта, когда федеральная власть Молдавии примет решение о присоединении к другому государству. Сегодня мы понимаем, что это Румыния, чьи власти открыто декларируют планы включить Молдавию в состав своего государства. В таком случае Приднестровье и Гагаузия по Конституции получали право на выход из состава федерации.
В 2003 году Козаку удалось свести позиции руководства Молдавии и ПМР к общему знаменателю, президент Молдавии Владимир Воронин и глава ПМР Игорь Смирнов даже парафировали текст «Меморандума». Однако в самый последний момент Воронин «нажал на тормоз» - в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года президент Молдавии дезавуировал свои слова.
Примечательно, что задний ход Воронин включил за считанные дни до заявленного визита Путина в Кишинев, который власти РФ оперативно отменили. Бывший глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл спустя годы пояснил, что, узнав о трех новых статьях, касающихся военного присутствия России в Приднестровье, на Воронина надавили с тем, чтобы он не подписывал договор. По его словам, «США, представители ЕС и ОБСЕ считали военное присутствие, не согласованное с другими подписчиками ДОВСЕ, неприемлемым». С другой стороны, миротворческая миссия РФ в Приднестровье все равно находится на территории ПМР и по сей день без всякого ДОВСЕ.
Из этой попытки Козака можно сделать противоречивые выводы. С одной стороны, он успешно нашел компромисс для сторон конфликта. С другой, оказался не готов к вмешательству третьей стороны. Впрочем, в этом заключается главная отличительная черта российской политики последних лет, и вопрос в том, сможет ли Козак здесь что-то предложить?
Володин пока в резерве
Если Кремль пойдет на замену переговорщика в диалоге с США, то рокировка Суркова на Козака – это повод сделать следующие выводы.
Во-первых, Кремль пока не готов к полноценному ужесточению своей линии поведения по отношению к США и Западу в целом. Если бы в администрации президента РФ приняли решение о кардинальных переменах, то выдвинули бы на первые роли кого-то из сторонников жесткой линии – того же Володина и так далее. Поэтому, с одной стороны, Кремль не готов к резким шагам. А, с другой, оставляет для себя свободу маневра, когда сначала задача договориться с США ставится перед представителем «третьей силы», а затем на первые роли можно выдвинуть либо западников, либо сторонников жесткой линии. Для сравнения: Вячеслав Володин и руководители фракций Госдумы в ответ на новые санкции разработали законопроект «О мерах противодействия», предлагая жестко отреагировать на решения США.
Во-вторых, Кремль повышает статус переговорщика, потому что Козак – представитель «питерских» в отличие от Суркова.
В-третьих, назначение Дмитрия Козака означает, что Кремль по инерции продолжает рассматривать отношения с Украиной и войну в Донбассе в том числе в контексте своей внутренней политики.