Куда улетели 300 миллионов
Сбой в работе двигателя разгонного блока «Фрегат» произошел до того, как космические аппараты МКА-Н №1 и МКА-Н №2 отделились от него, утверждают эксперты компании Dauria Aerospace, которая создала спутники. Ранее «Роскосмос» заявлял, что сбой в силовом агрегате произошел после выведения спутников.
Как отмечают в Dauria Aerospace, в соответствии с отчетом АО «НПО Лавочкина» отклонения в работе двигателя ДТ7, располагавшегося всего в 30 см от изготовленных компанией спутников, наблюдались с 5875-й секунды, тогда как отделение началось почти через час. С этого же времени датчики сигнализировали о пониженной на 100 градусов температуре каталитического реактора.
Как заявляют в компании, примерно за 10 минут до отделения аппаратов МКА-Н отклонение от нормы по температуре достигло 350 градусов. В это же время началось повышение расхода топлива на запасном силовом агрегате ДТ5. Таким образом, делают вывод эксперты Dauria Aerospace, эффективность двигателя ДТ7 начала снижаться и системе управления пришлось подключить резервный силовой агрегат. К 11710-й секунде температура ДТ7 снизилась до нуля, что говорит о его полной неработоспособности к этому времени. Выполнение задач взял на себя резервный ДТ5, уверяют в компании.
Как отметили в Dauria Aerospace, технические проблемы имелись не только у аппаратов российского производства. Подобное могло произойти лишь в результате неправильного подключения кабелей при сборке. После анализа орбит оставшихся 47 спутников Planet выяснилось, что по меньшей мере три из них не управляемы с первых недель полета.
Согласно официальной версии «Роскосмоса», неполадки в двигателе Фрегата возникли на 11440-й секунде, когда оба спутника МКА-Н находились на удалении более 1,5 км от разгонного блока.
Из 73 спутников, которые прошлым летом вывел на орбиту «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат», почти полтора десятка неработоспособны, а один оказался на незапланированной орбите. В «Роскосмосе» своей вины в случившемся не видят, в связи с чем госкорпорация потребовала от Dauria Aerospace возместить 290 млн. рублей за неработающие спутники МКА-Н №1 и МКА-Н №2.
Страховая компания Starr Aviation выплатила американской Astro Digital компенсацию за свои спутники, что возможно лишь в том случае, если вина лежит на операторе пуска.
Известно, что «Роскосмос» спутники застраховал, в том числе и те, которые произвела компания Dauria Aerospace, однако за страховой выплатой не обращался.
Установить истинные причины того, что произошло 14 июля прошлого года, важно не только для конкретных заказчиков. Не менее важна истина и для будущего частной космонавтики в РФ, поскольку от решения данной ситуации во многом будут зависеть правила игры, по которым отрасли предстоит работать в дальнейшем, убеждены эксперты.
В Dauria Aerospace надеются на справедливое решение, коим, по мнению руководства компании, станет получение «Роскосмосом» страхового возмещения за спутники. В противном случае Dauria Aerospace придется объявить о банкротстве, что станет итогом первого государственно-частного партнерства в РФ.
Эксперты напоминают об американском опыте, когда после первых неудачных пусков SpaceX госзаказчики не отказывались от сотрудничества с частной компанией и не пытались добиться от нее возмещения убытков через суд.
Как заявляют в компании, примерно за 10 минут до отделения аппаратов МКА-Н отклонение от нормы по температуре достигло 350 градусов. В это же время началось повышение расхода топлива на запасном силовом агрегате ДТ5. Таким образом, делают вывод эксперты Dauria Aerospace, эффективность двигателя ДТ7 начала снижаться и системе управления пришлось подключить резервный силовой агрегат. К 11710-й секунде температура ДТ7 снизилась до нуля, что говорит о его полной неработоспособности к этому времени. Выполнение задач взял на себя резервный ДТ5, уверяют в компании.
Как отметили в Dauria Aerospace, технические проблемы имелись не только у аппаратов российского производства. Подобное могло произойти лишь в результате неправильного подключения кабелей при сборке. После анализа орбит оставшихся 47 спутников Planet выяснилось, что по меньшей мере три из них не управляемы с первых недель полета.
Согласно официальной версии «Роскосмоса», неполадки в двигателе Фрегата возникли на 11440-й секунде, когда оба спутника МКА-Н находились на удалении более 1,5 км от разгонного блока.
Из 73 спутников, которые прошлым летом вывел на орбиту «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат», почти полтора десятка неработоспособны, а один оказался на незапланированной орбите. В «Роскосмосе» своей вины в случившемся не видят, в связи с чем госкорпорация потребовала от Dauria Aerospace возместить 290 млн. рублей за неработающие спутники МКА-Н №1 и МКА-Н №2.
Страховая компания Starr Aviation выплатила американской Astro Digital компенсацию за свои спутники, что возможно лишь в том случае, если вина лежит на операторе пуска.
Известно, что «Роскосмос» спутники застраховал, в том числе и те, которые произвела компания Dauria Aerospace, однако за страховой выплатой не обращался.
Установить истинные причины того, что произошло 14 июля прошлого года, важно не только для конкретных заказчиков. Не менее важна истина и для будущего частной космонавтики в РФ, поскольку от решения данной ситуации во многом будут зависеть правила игры, по которым отрасли предстоит работать в дальнейшем, убеждены эксперты.
В Dauria Aerospace надеются на справедливое решение, коим, по мнению руководства компании, станет получение «Роскосмосом» страхового возмещения за спутники. В противном случае Dauria Aerospace придется объявить о банкротстве, что станет итогом первого государственно-частного партнерства в РФ.
Эксперты напоминают об американском опыте, когда после первых неудачных пусков SpaceX госзаказчики не отказывались от сотрудничества с частной компанией и не пытались добиться от нее возмещения убытков через суд.