Куда уходят деньги: Россия начнет новую стройку века
Власти неоднократно жаловались на проблемы в экономике страны, мотивируя этим принятие ряда непопулярных решений: повышение НДС, пенсионная реформа, налог на самозанятых и так далее. Но это никак не мешает им продолжать заниматься дорогими проектами с сомнительной отдачей.
В Российской Федерации в обозримом будущем может начаться строительство нового участка железной дороги по маршруту Обская-Бованенково-Карская. Как сообщают источники, действующий участок будет продлен до поселка Сабетта, что в ЯНАО, что позволит превратить эту дорогу в самую северную в России.
По некоторым данным, стоимость этого проекта оценивается в 115 000 000 000 рублей. Впрочем, власти рассчитывают добиться существенной экономии при реализации этого проекта за счет привлечения инвесторов. Более того, называются и наиболее вероятные участники: «Новатэк», РЖД, Газпром. Вероятнее всего, сам объект после завершения будет передан инвесторам в концессию на какой-то срок, на протяжении которого они смогут забирать себе 100% доходов от эксплуатации дороги.
Примечательно, что на ранних стадиях формирования этого проекта его стоимость оценивали еще выше – в 176 миллиардов, однако снизить затраты удастся именно за счет участия в проекте компаний. К примеру, у Газпрома уже имеется опыт строительства дороги на том же участке, тогда компания воспользовалась передовыми проектными решениями, заметно сократив расходы.
Не исключается и вариант, при котором строительство дороги будет также финансироваться за счет бюджетных средств, однако эти деньги будут выступать лишь в качестве подстраховки. Сегодня действующий участок дороги Обская-Карская принадлежит Газпрому, однако недостаточная загруженность приносит компании лишь убытки. Газпром ранее даже пытался продать этот участок железной дороги, но попытка оказалась провальной. К слову, новый участок также может перейти в собственность инвесторов – в условиях нового концессионного соглашения якобы будет предусмотрена возможность выкупа отдельных участков дороги компаниями. Вырученные от продажи средства планируют направить на инвестиции в новые проекты, где газовый монополист также может получить контрольный пакет.
Что же касается целей строительства нового участка дороги стоимостью более 100 миллиардов рублей, то его планируют использовать с целью доставки грузов в места добычи полезных ископаемых. Кроме того, дорога соединит будущий Северный широтный ход (такое название получила ветка железной дороги от Обской в микрорайон Коротчаево (Новый Уренгой) и Северного морского пути (транспортный коридор между Чукоткой и Мурманском).
Следует отметить, что в этом плане практически все выглядит неоднозначно. О том, какая ожидается загрузка многомиллиардного участка дороги, никто не сообщает. Нет также и информации о готовности компаний гарантировать своевременное поступление инвестиций, а значит, сохраняется риск, что все эти миллиарды постепенно начнут «тянуть» из федерального бюджета. Северный поток и Северный широтный ход – и вовсе, коридоры, о которых пока только говорят, не предлагая никаких реальных программ их использования. Можно даже заподозрить, что ни власти, ни бизнес, пока не представляют, каким образом можно было бы сделать их экономически эффективными. Как бы там ни было, но мода на мегастройки в России произрастает отнюдь не от желания реализовать что-то масштабное и экономически эффективное, а из того, о чем давно принято шептаться в народе и в некоторых экспертных кругах.
По некоторым данным, стоимость этого проекта оценивается в 115 000 000 000 рублей. Впрочем, власти рассчитывают добиться существенной экономии при реализации этого проекта за счет привлечения инвесторов. Более того, называются и наиболее вероятные участники: «Новатэк», РЖД, Газпром. Вероятнее всего, сам объект после завершения будет передан инвесторам в концессию на какой-то срок, на протяжении которого они смогут забирать себе 100% доходов от эксплуатации дороги.
Примечательно, что на ранних стадиях формирования этого проекта его стоимость оценивали еще выше – в 176 миллиардов, однако снизить затраты удастся именно за счет участия в проекте компаний. К примеру, у Газпрома уже имеется опыт строительства дороги на том же участке, тогда компания воспользовалась передовыми проектными решениями, заметно сократив расходы.
Не исключается и вариант, при котором строительство дороги будет также финансироваться за счет бюджетных средств, однако эти деньги будут выступать лишь в качестве подстраховки. Сегодня действующий участок дороги Обская-Карская принадлежит Газпрому, однако недостаточная загруженность приносит компании лишь убытки. Газпром ранее даже пытался продать этот участок железной дороги, но попытка оказалась провальной. К слову, новый участок также может перейти в собственность инвесторов – в условиях нового концессионного соглашения якобы будет предусмотрена возможность выкупа отдельных участков дороги компаниями. Вырученные от продажи средства планируют направить на инвестиции в новые проекты, где газовый монополист также может получить контрольный пакет.
Что же касается целей строительства нового участка дороги стоимостью более 100 миллиардов рублей, то его планируют использовать с целью доставки грузов в места добычи полезных ископаемых. Кроме того, дорога соединит будущий Северный широтный ход (такое название получила ветка железной дороги от Обской в микрорайон Коротчаево (Новый Уренгой) и Северного морского пути (транспортный коридор между Чукоткой и Мурманском).
Следует отметить, что в этом плане практически все выглядит неоднозначно. О том, какая ожидается загрузка многомиллиардного участка дороги, никто не сообщает. Нет также и информации о готовности компаний гарантировать своевременное поступление инвестиций, а значит, сохраняется риск, что все эти миллиарды постепенно начнут «тянуть» из федерального бюджета. Северный поток и Северный широтный ход – и вовсе, коридоры, о которых пока только говорят, не предлагая никаких реальных программ их использования. Можно даже заподозрить, что ни власти, ни бизнес, пока не представляют, каким образом можно было бы сделать их экономически эффективными. Как бы там ни было, но мода на мегастройки в России произрастает отнюдь не от желания реализовать что-то масштабное и экономически эффективное, а из того, о чем давно принято шептаться в народе и в некоторых экспертных кругах.